Четверг, 06:23 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Борозенцева Нина Ивановна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ Тема урока "Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса"
[ Скачать с сервера (40.2Kb) ] 23.04.2013, 12:49
Урок - деловая игра «В редакции газеты»
Тема: Обобщение материала по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Вид: деловая игра.

Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
• обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»
• закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций
• совершенствование пунктуационных, орфографических навыков
• знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты
• закрепление умения определять тип словосочетаний, способ связи слов в словосочетании, значение словосочетаний
2. Развивающие:

• развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости
• развитие познавательной активности, умение логически мыслить
• развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи
• развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности
• формирование чувства ответственности за результаты своего труда
• формирование норм правильной литературной речи

3. Воспитательные:

• воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку
• воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений
• воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах
• воспитание честности, человеческой порядочности

Оборудование:
компьютер, мультимедийная установка (весь материал урока можно представить в виде презентации), карточки с заданиями для работы в группах, словари, альбом «Высказывания о русском языке», презентация «Мы и русский язык», таблички на столе учителя «Глав¬ный редактор»; на столах: «Отдел писем», «Отдел но¬востей», «Отдел информации»; газеты, дидактический раздаточный ма¬териал,

Парты расположены так, чтобы учащихся были в одной группе
Создаём ролевое пространство издательства газеты. На столах таблички отделов редакции.
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:
Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера.
Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Давайте представим, что мы с вами не на уроке, а на рабочем месте в редакции газеты «Лингвистический вестник». Сегодня мы повторим изученный материал по теме “Словосочетание и предложение» ", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. Здесь собрались журналисты, корректоры, редакторы, секретари, корреспонденты и фотокорреспонденты. Давайте забудем на время о том, что вы учащиеся школы. Сейчас вы – начинающие журналисты. Итак, давайте представимся, ведь у нас сегодня гости в редакции

Зам.редактора …..
Ответственный секретарь …..
Секретарь …..
Корреспонденты …..
Фотокорреспондент …..
Корректор …..
Дизайнер ….
Гл. редактор – это я

А итогом нашего рабочего дня будет газета. Что такое газета, для чего она нам нужна? Когда появилась газета?

«Познавательная страничка» ( сообщение ученика)
Ещё в Древнем Риме написанные от руки свитки с новостями вывешивались на площадях и доставлялись на дом знатным горожанам. Само слово «газета» вошло в обиход в 16 веке в Венеции по наименованию мелкой монеты «газзетте», которую платили за листок с новостями. Первой газетой принято считать «Ля Газет», изданную во Франции с 1631 года. В России первые рукописные газеты – «столбцы» появились 385 лет назад, при царе Михаиле Фёдоровиче. Они назывались «Куранты». Первой российской печатной газетой стали «Ведомости», которые издавались по указу Петра I со 2 января 1703 года тиражом 1000 экземпляров. Цена номера была 2 копейки. Сейчас в России издаётся 46 632 наименования газет.
Прочитал о газете ученик, и я приклеиваю этот материал на газету. Вот я начинаю верстать нашу газету.

Как вы думаете, что нам предстоит сделать, чтобы номер получился, вызвал интерес читателей? Да, должны быть разнообразные рубрики, интересные, привлекающие внимание. Вспомните, как мы писали и придумывали название своей заметке (раздаю памятки)
Памятка
Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно прочитаны, проверены корреспондентами и редактором.
В ходе работы обратите внимание на название, девиз, эмблему. Возьмите интервью, составьте репортажи о событиях дня. Проведите заседание совета, оцените материал газеты и представьте на суд читателей

Свой рабочий день мы начнем как обычно с совещания при главном редакторе. Совещание включает в себя
Словарный диктант.
Все сотрудники газеты должны быть грамотными людьми, поэтому сначала проверим, как вы умеете грамотно писать, что знаете, чего не знаете. И вот я вам раздам небольшие анкетки, а вы на них отметьте свой ответ:

Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание»
на данный момент:
• Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
• Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
• Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
• Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Вот теперь можно начинать нашу работу. В этих конвертах есть слова и их значение. Разложите их в соответствии. Пока вы раскладываете слова,
я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много слов, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь словосочетание одним словом. Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится.
Словарная работа
Я буду читать значение, а вы записывайте соответствующие слова через запятую в свои ежедневники. Эти слова сегодня будут часто звучать на уроке.
Составьте устно с этими словами словосочетания, определите тип словосочетания, способ связи, значение.
«Не забывай на праведном пути то,
что старик Марк Твен сказал когда-то:
ты должен слово нужное найти,
а.не его троюродного брата».

Редактор – лицо, которое редактирует что-нибудь
Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати;
Опубликовывать – объявить, предавать гласности в печатном органе
Информация – сообщение в газете о каких-либо событиях
Заметка – краткое сообщение в газете
Репортаж – рассказ с места события для воссоздания живой картины
Фоторепортаж – рассказ о событии с помощью фотоснимков
Интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с кем-нибудь
Карикатура – рисунок, высмеивающий кого-нибудь
Журналист – литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах.
Корректор – работник издательства, читающий корректуру
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Корректировать – вносить коррективы во что-нибудь, поправлять
Корреспондент - автор сообщений о текущих событиях
Рубрика – заголовок раздела в газете
Редакция – помещение, где редактируют какое-нибудь издание.
Деткор – детский корреспондент
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размер

Совещание мы провели, приступим к своей основной работе. Обратите внимание на эти слова. Эпиграфом нашего рабочего дня (цитатой) я взяла слова поэта В.А Луговского.
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка»
Мы с вами знаем, что эпиграф - краткая цитата, характеризующая основную идею. Как всякий эпиграф, он обобщает мысль урока, итак, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? Как вы понимаете слова поэта?
А теперь посмотрите на наш эпиграф и название газеты. Что их объединяет? Да, мы будем говорить о языке, о бережном к нему отношении.
А как связана изученная нами тема и газета, тема и эпиграф? Да, все высказывания, все мысли и тексты о нашем языке составлены из словосочетаний и предложений. Все вы поняли верно и дальше мы пройдемся по отделам нашей газеты, выполним задания и соберем материал для нашей газеты.

1. Информационный отдел.
Внимание на экран. Как связаны эти люди с нашей газетой, уроком? Да, это русские лингвисты. Здесь дан текст известного писателя. Их принимали по телефону, знаки препинания ставили, где успели, а буквы как услышали, и я думаю, что ошибки допустили точно. Давайте проверим и исправим их. Расставить знаки препинания, исправить ошибки.

Язык это история народа. Язык - это путь ц..вилизац…и и культуры. Поэтому(то) изучение и сб…режение русского языка являет?ся не праз…ным занятием от н…чего делать но насущ?ной необходимост?ю (А. Куприн)
2. Отдел писем
Сегодня у нас в руках особое послание. Его автора справедливо называют истинным интеллигентом, хранителем русской культуры, совестью нации. Это Д.С.Лихачёв, филолог, автор многочисленных трудов по истории и русской культуре. Он оставил вам, юным, духовное завещание, напутствие в большую жизнь – книгу «Письма о добром и прекрасном». Прочитаем письмо 19-ое «КАК ГОВОРИТЬ?» В конвертах это письмо разделено на части, каждый ученик читает свое, выписывает самое красивое предложение, находит в нем грамматическую основу, выписывает два словосочетания, разбирает эти словосочетания синтаксически. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо повторить основные правила. Что такое словосочетание? Какие сочетания слов в тексте не являются словосочетаниями? А какие еще? выписать 2 словосочетания, (на экране высказывания известных людей) Чтобы правильно выполнить задание, необходимо повторить основные правила
Близится время обеда.
Что же делают в это время сотрудники газеты? Да, идут на обед. Куда же? В ресторан. Послушайте интересную историю:
Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.
Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарём)

1. Бульон мясной
2. Мак.роны с к_лбасой.
3. К_тлеты рыбные.
4. П_льмени домашние
5. Шамп_ньоны в соусе.
6. К_мпот из сухофруктов.
7. Коври_ка сла_кая.
8. П_рожное бисквитное.
9. Пиро_ки с к_ртошкой.
10. З_млянич_ное мороженое

Определите тип словосочетания, способ связи и значение
Физминутка. Подаем натуральный сок, т.к время обеда наступило.

Вот мы вернулись из ресторана, есть минутка времени, на столе лежит газета. Давайте попробуем изобразить, как человек ис¬пользует газету:
— читаем;
— использует как веер;
— скручивает в трубку и смотрит, как в подзор¬ную трубу;
— скрученной газетой «бьет мух».
Продолжаем работу и следующий отдел
3. Отдел коррекции
Учитель: Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров. Корректоры – люди, занимающиеся чтением текста, его правкой. Перед вами телеграмма
Неграмотная бабушка из деревни прислала телеграмму:
Здорова. Прибываю в полном благополучии.
Родственники отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?
Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;
Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.
Составьте словосочетания, учитывая значение слов
4. Компьютерно – издательский отдел
Внимание на экран. Портреты и высказывания известных людей. У нас есть альбом в классе «Высказывания о русском языке». Сейчас я вам раздам их, а вы выберите понравившееся вам и запишите его в тетрадь. В выбранных предложениях выделить грамматическую основу, выписать 3 словосочетания для синтаксического разбора.
5. Важное спецзадание
Мы продолжаем наше сотрудничество. Сейчас от нашей газеты мы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами? Вот и выбирайте самого умного, самого смелого и отправляйте на задание. А задание состоит в следующем:
После урока нужно подойти к кому-то из гостей, взять интервью для нашей газеты, обработать и поместить в газету. Пожалуйста, выбирайте человека для задания. Составьте вопросы для интервью. Читаю памятку
«Как взять интервью»
вы не можете себе позволить:
 быть развязным
 говорить с собеседником в неуважительном тоне
 не слушать собеседника, перебивать его
 допрашивать человека, вместо того, чтобы интересоваться его мнением
 допускать грубые выражения
 говорить, не глядя на собеседника, отвлекаясь
Вы выбрали журналиста, но интервью нужно взять на перемене, а сейчас
Учитель: Нам необходимо подготовить матери¬ал для одной из страничек газеты, так как наши чи¬татели с удовольствием разгадывают ребусы, кросс¬ворды, сканворды. Расшифруйте слова, написанные на доске, запишите их в свои деловые блокноты. Внимание на экран. Разгадайте ребусы. Придумайте свои ребусы, игры для газеты, но не уходите от темы урока.
САКЛС, ИСКУРСЙ, БОТАСУБ, РУПГПА, СРАЗАКС.
Зам.редактора получает задание распределить материал для газеты, спланировать будущую газету
6. Итог урока
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» после изучения:
• Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
• Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
• Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
• Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
– Спасибо всем, кто побывал у нас в редакции. Мы с вами неплохо поработали. Я хочу сказать, что у многих ребят есть склонности к журналистской деятельности!
В заключении я хочу прочитать стихотворение Вадима Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче.
Но беднее стала речь

Дачи, джинсы, слайды, платья…
Ценам, цифрам-нет конца
Отвлечённые понятия
Улетучиваются.

Гаснет устная словесность
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь-людское чудо
Не скудела в наши дни.


Давайте откликнемся на призыв поэта, который обеспокоен угасанием устной словесности, выпустим родные, меткие слова из толстых словарей, так как надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас в этом

7. Домашнее задание
1. Выполнить тестовое задание
Индивидуально-групповые задания по подготовке тематического номера газеты
2. Эссе о речи сверстников
3. Приготовить сообщение об известном русском лингвисте
4. Интервью с учителем-словесником о проведенном уроке
5. Закон, защищающий русский язык Слово в защиту русского языка
Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения! Все собранные за урок работы на карточках я проверю и поставлю каждому оценку за работу на уроке

Приложение
Письмо девятнадцатое
КАК ГОВОРИТЬ?
Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Есть разного рода неряшливости в языке человека.
Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.
Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо\fn{С вопросом о психологии языковой грубости вы можете ознакомиться в моей работе: «Арготические слова профессиональной речи» в кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964, с. 311–359.}.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С.Лихачев
Категория: Борозенцева Нина Ивановна | Добавил: 1234568258
Просмотров: 5438 | Загрузок: 420 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА