Суббота, 22:24 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Реализация проектной деятельности в современном образовании"

Профилактический проект "Лето без компьютера"
29.11.2014, 19:41
Дубкова Юлия Александровна, учитель английского языка МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. А.К. Харченко», г. Ужур, Красноярский край
Брехова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. А.К. Харченко», г. Ужур, Красноярский край

Профилактический проект «ЛЕТО БЕЗ КОМПЬЮТЕРА»
Еще в 1995 году американский психиатр предложил термин «интернет-зависимость» или расстройство поведения с нарушением самоконтроля, не сходное по своей структуре с наркотической зависимостью, но в основном отрицательно влияющее на все сферы человеческой жизни (нарушения в социальной, эмоциональной, поведенческой сферах). В наши дни термины «компьютерная зависимость» и «патологическое использование компьютера» подразумевают более расширенное толкование проблем нерационального и безрассудного, максимально напряженного использования компьютера, нарушающих социальную адаптацию и коммуникацию, приносящих заметное разрушение психического и физиологического благополучия. Основными формами компьютерной зависимости являются зависимость от интернета (сетеголизм) и зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).

Цель проекта: профилактика компьютерной и игровой зависимости, развитие положительного отношения к здоровому образу жизни и реальному общению.
Задачи проекта:
 создать условия для отвлечения от негативного влияния компьютерного и сетевого воздействия;
 предоставить альтернативные способы проведения свободного времени;
 привлечь внимание общественности и педагогического сообщества, а также родителей к проблеме компьютерной зависимости в подростковой среде;
 способствовать формированию ценности здорового образа жизни и реального общения, умения взаимодействовать с окружающими людьми.
Анализ проблем целевой группы
Выделяются различные признаки компьютерной зависимости, но их можно объединить в две основные группы: физические и психологические.
1. Физические признаки:
 нарушение или ухудшение зрения;
 снижение иммунитета;
 дисплейный синдром;
 синдром «сухого глаза»;
 нарушения в области опорно-двигательного аппарата;
 заболевания пищеварительной системы;
 туннельный синдром;
 повышенная утомляемость;
 нарушение сна;
2. Психические признаки:
 потеря контроля над временем, проведенным за компьютером;
 невыполнение обещаний, данных самому себе или окружающим;
 намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за компьютером;
 утрата интереса к социальной жизни (социальная дезадаптация) и внешнему виду;
 постепенное сужение или полное исчезновение интересов, появление виртуальных друзей, не обязательно ровесников или людей вообще;
 оправдание собственного поведения и пристрастия;
 вне контакта с компьютером происходит появление или усиление негативных эмоций: депрессивные эмоции, раздражительность и обидчивость, агрессия, скука, хандра, апатия и другие;
 формирование «виртуального» отношения к реальности;
Все перечисленные выше признаки в разном объеме можно отнести ко всем членам целевой группы. Хотелось бы отметить, что данная проблема «молодеет», т.е. относится не только к возрасту целевой группы 13-14 лет, но также вызывает опасение уже в начальной школе.
Обоснование необходимости решения данной проблемы
1. стремление к концу школы вырастить здоровое поколение, способное взаимодействовать в социуме, мыслить, рассуждать;
2. количество времени, проведенного за компьютером в социальных сетях или играми, возрастает;
3. именно на детей младшего школьного возраста и подростков ориентируется рынок компьютерных игр, сетевых игр, приложений в социальных сетях;
Мы пониманием, что решения этой сложной и многоуровневой проблемы невозможно достигнуть не только за срок реализации проекта, но даже и за более продолжительный период времени. Тем не менее, нам хотелось бы говорить о ней и бороться с ней, потому как компьютерная зависимость не менее опасна для общества, чем алкоголизм, табакокурение и наркотическая зависимость.
Целевая группа состоит из:
 подростков 13-14 лет, которые, по беседам, наблюдению и тестам проводят за компьютером более 2 часов в день, причем компьютер используется не для выполнения домашних заданий, а именно для игры;
 у подростков имеются проблемы со здоровьем, в том числе проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, ослабленный иммунитет;
 подростки практически или полностью не участвуют в жизни класса, школы, не посещают кружки, предпочитая проводить время дома;
 компьютерная зависимость является одной из причин снижения успеваемости;
 подростки склонны к проявлению негативных эмоций;
Помимо целевой группы к реализации проекта будут привлечены:
 волонтеры-старшеклассники, имеющие активную жизненную позицию;
 представители родительского комитета, неравнодушные к заявленной проблеме;
Этапы решения поставленных задач
1. Организационный – создание рабочей группы по проблеме проекта;
2. Исследовательский – разностороннее изучение вопроса о компьютерной зависимости;
3. Проектирование – планирование мероприятий по уменьшению количества времени, проводимого за компьютером, а также показ других способов проведения свободного времени, умение взаимодействовать с окружающими и в команде;
4. Деятельностный – организация и проведение запланированных мероприятий;
5. Рефлексивный – подведение итогов и анализ полученных результатов.
Основные мероприятия проекта
1. Анкетирование по вопросам компьютерной зависимости;
2. Круглый стол с предварительной подготовкой по следующим вопросам:
 польза от компьютерных игр?!
 последствия времени, проведенного за компьютером;
 как сидеть за компьютером меньше?
 компьютер – друг или враг?
3. Проведение психологических тренингов;
4. Апробация интеллектуально-творческих игр, направленных на развитие мышления, анализа, воображения, взаимодействия в команде;
5. Передача опыта целевой группы и рабочей группы путем проведения агитбригад и интеллектуально-творческих игр в школах города под девизом «Научился сам – научи других!»
В ходе проекта мы использовали следующие технологии: здоровьесберегающие, игровые, тренинговые, коллективной творческой деятельности. Результатом их использования явились сохранение и укрепление здоровья учащихся через различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, повышение мотивации к отвлечению от компьютерного и сетевого взаимодействия, умение работать в команде, умение осознавать свои проблемы и учиться на собственном опыте.
Ожидаемые результаты:
 повышение интереса подростков к насыщенной и разнообразной жизни без постоянного времяпровождения за компьютером;
 получение знаний о вреде постоянного нерационального взаимодействия с компьютером;
 вовлечение каждого ранее не занятого подростка в проекте;
 развитие умение взаимодействовать в команде;
 привлечение внимания общественности и педагогического сообщества, а также родителей к проблеме компьютерной зависимости в подростковой среде.
Мы полагаем, что данный проект окажет положительное влияние на подростков, проводящих свободное время за компьютерными играми, потому как активные виды деятельности в летний период, когда подростки чаще всего находятся без должного внимания со стороны родителей и учителей, являются альтернативой пагубной зависимости. В то же время проект дает возможность удержать подростков от бесконтрольного и неограниченного времяпровождения за компьютером посредством различных форм организации деятельности, актуального содержания каждого мероприятия, положительного социального окружения. Мы не исключаем возможного отказа от участия в проекте на организационном и деятельностном этапах проекта отдельных учащихся, которые и ранее занимали пассивную жизненную позицию. Возможными способами их преодоления считаем поручения им какого-то интересного для них дела, либо шефства над ними волонтера-старшеклассника.
Работа с участниками проекта может быть продолжена их занятостью летом в трудовых отрядах или лагерях, а в следующем учебном году они могут быть привлечены к организации и проведению классных и общешкольных мероприятий.
Фото проекта и видео, снятое в рамках проекта можно посмотреть на сайте My WebPage
Категория: Всероссийский конкурс "Реализация проектной деятельности в современном образовании" | Добавил: ДЮА
Просмотров: 507 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА