Суббота, 17:10 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Реализация проектной деятельности в современном образовании"

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЩИХСЯ VII КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
01.11.2014, 18:01
Настоящая работа посвящена особенностями обогащения словарного запаса учащихся VII класса устаревшей лексикой путем интеграции русского языка и литературы. Правильное толкование устаревших лексических единиц крайне важно для восприятия художественных и исторических текстов современными носителями русского языка, в том числе современными школьниками, т. к. истинное постижение русской художественной литературы и истории невозможно без осмысленного восприятия каждого слова в читаемом художественном произведении XVIII - XX вв.
Знание устаревшей лексики русского языка - это необходимое условие получения качественного языкового и литературного образования современными школьниками и формирования развитой языковой личности.
Хотя в современной методике преподавания русского языка проблема обогащения словарного запаса учащихся изучена достаточно хорошо, еще не решены многие частные вопросы.
Проблема исследования состоит в обновлении словарной работы на уроках русского языка через актуализацию лексики и классической литературы.
Цель: обновить содержание словарной работы на основе межпредметных связей русского языка и литературы, в частности, повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Цель исследования предопределила задачи настоящей работы:
1) изучить в научной лингвистической литературе сущность понятия «устаревшие слова и их виды»;
2) проанализировать лексический состав повести А. С. Пушкина «Дубровский» с точки зрения наличия устаревшей лексики;
3) произвести отбор устаревшей лексики, актуальной с правописно-
семантической точки зрения, и определить ее значение по толковым словарям С. И. Ожегова и В. И. Даля;
4) определить содержание знаний об устаревших словах в параллельных учебниках для VII классов;
5) включить устаревшую лексику из словарного минимума в систему словарной работы, спроектировать словарно-орфографические пятиминутки, упражнения, контрольные срезы.
Объектом исследования является обогащение словарного запаса учащихся средней школы устаревшей лексикой.
Предметом исследования - моделирование словарной работы на уроках русского языка в VII классе по материалам повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Актуальность работы:
1) принцип межпредметных связей русского языка и литературы является основным, однако в процессе обогащения словарного запаса учителя редко обращаются к устаревшей лексике, используемой в классической русской литературе;
2) из повести А. С. Пушкина «Дубровский» не произведен отбор устаревшей лексики, которую надо актуализировать на уроках русского языка и литературы;
3) не разработана система упражнений на дидактическом материале, выбранном из повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Таким образом, с целью актуализации устаревшей лексики, необходимой для осмысленного содержания и художественного своеобразия произведения А. С Пушкина «Дубровский», необходимо обогатить словарную работу за счет историзмов и архаизмов.
Работа выполнена на основе анализа лексикографической литературы, в частности, использование материала следующих словарей и текста произведения русской литературы А. С. Пушкина «Дубровский».
- Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.// В. И. Даль. - М: Русский язык, 2000. - Т. 1 - 4.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка // Под ред. Н. Ю. Шведовой. - Изд. 13-ое. - М: Русский язык, 1983.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов, результатов и выводов в практике преподавания русского языка в средней школе.
Категория: Всероссийский конкурс "Реализация проектной деятельности в современном образовании" | Добавил: vyimova1977
Просмотров: 381 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА