Воскресенье, 05:58 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Педагогический лабиринт"

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
25.11.2014, 21:26

Пояснительная записка

Статус документа.
Программа создана на основе:

• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
• Приказа Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
• Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
• Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовно­нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Русский язык также является основой интеллектуального, духовного и эстетического развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества ХХI века.
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук.
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и концептуальными положениями примерной программы «Русский язык» 5–9 классы УМК под редакцией Е.А. Быстровой авторы (Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева, Е.С. Антонова, Н.Н. Фаттахова, И.Р. Калмыкова), при этом учитывался опыт разработки функционирующих авторских программ. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Авторы УМК опирались на традиции, сложившиеся в практике создания учебной литературы, в то же время учитывали современные тенденции в обновлении учебно-методического аппарата учебника, в представлении в нём содержания предмета.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволяет сформировать у учащихся 8 класса языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
• осознание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно­научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
• усвоение системы знаний о русском языке.
В основу программы положено разграничение понятий «язык» и «речь», которое является важнейшей характеристикой представления содержания предмета «Русский язык». Соответственно, выделено два аспекта обучения русскому языку:
-познание системы языка;
-совершенствование речевой деятельности в ее основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.
Согласно принципу сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил – обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.
В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс русского языка в 5–9­-х классах составляют содержательные линии, направленные на формирование компетенций:
– коммуникативной;
– лингвистической и языковой;
– культуроведческой.
Выделение этих содержательных линий носит условный характер, оно отражает последовательность их реализации, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.
Первую содержательную линию составляют разделы «Речь», «Речевая деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо). В связи с этим изучение курса русского языка в каждом классе открывается разделом «Речь» (теория и практика), который организует всю последующую работу по формированию коммуникативной компетенции. Осуществляются повторение, систематизация речеведческих понятий, которые являются теоретической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всех учебниках, из класса в класс расширяется и углубляется круг этих сведений. Данный материал, по сути, определяет речевую направленность всего курса. Таким образом, усиливается роль речеведческих знаний в формировании речевых умений и навыков. Развитие речи является обязательным компонентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку.
Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях. При изучении данных разделов учащиеся получают не только соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.
В Программе представлены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, данные из истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.
Третья содержательная линия обеспечивает формирование культуроведческой компетенции, к этой линии относится материал, дающий представление о родном языке как национально­культурном феномене, раскрывающий связь языка с историей и культурой русского народа, это содержание последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы. Особое место уделено познанию русского языка как средства выражения национальной культуры, ее самобытности. В определенной мере осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира.
Содержание школьного курса распределено по классам следующим образом.
В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.
6–7 классы имеют морфологическую направленность.
В 6 классе завершается изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола; представлены местоимение, наречие, числительное.
Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь».
В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия и служебных частей речи.
В 8–9 классах начинается систематическое изучение синтаксиса.
В 8 классе рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и односоставное; простое осложненное (предложение с однородными членами; предложение с обособленными членами; предложение с обращениями, вводными конструкциями).
В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и косвенная речь).
В 8–9 классах продолжается углубленное изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы речи, стили речи, жанры).
Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому большое место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года предназначены специальные части.
В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, теоретические сведения, подлежащие усвоению, во второй – основные виды учебной деятельности, которыми должен овладеть ученик.
Реализация календарно-тематического плана для 8 класса обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
На уроках учащиеся более уверенно овладевают монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять “иными словами”), формулировать выводы.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный и художественный, становится объектом пристального внимания на каждом уроке русского языка.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Ученики восьмого класса располагают всем необходимым для самостоятельной работы справочным материалом и уже обладают умением ориентироваться в лексикографических пособиях и извлекать необходимую информацию с различными учебными целями. Программа предлагает продолжить работу по формированию потребности в использовании справочного материала для определения, уточнения и подтверждения фактов языка и на уроках, и в ходе домашней подготовки, и в повседневной жизни, поэтому тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 8 классе дидактико-технологическое оснащение включает: схемы, таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, энциклопедии, лингвистические справочники и словари.
Основные пути овладения предметом «Русский язык» в 8 классе можно представить следующим образом: совместная и самостоятельная работа в классе; регулярная работа дома (самостоятельная, но с предварительными подробными рекомендациями и последующей совместной проверкой в классе).
Необходимое условие чёткой системы в работе учащихся и учителя – наличие традиционных этапов урока, обеспечивающих единство процесса работы школьников на уроке и дома.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка.
Программа рассчитана в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме:
в 5 классе – 204 часа,
в 6 классе – 204 часа,
в 7 классе – 136 часов,
в 8 классе – 102 часа,
в 9 классе – 102 часа.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с примерным учебным планом, рекомендуемым программой общего образования):
• общее количество часов – 102,
• из них на развитие речи – 40,
• учебных часов в неделю – 3.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Список научно-методической литературы

для учителя:

1. Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 кл.- Москва: Просвещение, 2001.
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках.- Москва: Просвещение, 1991.
3. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. Программа курса «Русский язык» 5-9 классы к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для общеобразовательных учреждений.-Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2012.
4. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Антонова Е.С. Учебник «Русский язык. 8 класс. Часть Ι» для общеобразовательных учреждений.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2011.
5. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Антонова Е.С. Учебник «Русский язык. 8 класс. Часть ΙΙ» для общеобразовательных учреждений.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2011.
6. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов по русскому языку. –Москва: Дрофа, 2004.
7. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы.- Москва: Айрис-пресс, 2007.
8. Косивцова Л.И. Русский язык и литература. Предметные недели в школе.- Волгоград: Учитель, 2003.
9. Малюшкин А.Б.Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы.- Москва: Творческий центр, 2010.
10. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах.- Харьков: Ранок, 2005.
11. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы (Стандарты второго поколения).-Москва: Просвещение, 2011.

для учащихся:

1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Антонова Е.С. Учебник «Русский язык. 8 класс. Часть Ι» для общеобразовательных учреждений.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2014.
2. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Антонова Е.С. Учебник «Русский язык. 8 класс. Часть ΙΙ» для общеобразовательных учреждений.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2014.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен знать определения основных изученных в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин¬формацию;
• определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
• вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
• осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
• разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
• самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
• прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
• выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
• пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;
• подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
• сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
• строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
• подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
• сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
• строить письменное высказывание на заданную тему;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
• собирать материал к сочинению и систематизировать его;
• составлять сложный план и на его основе создавать текст;
• использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
• употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек¬ста и связи предложений;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место¬имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.
• определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
• составлять простой и сложный план анализируемого текста;
• определять вид связи предложений в тексте;
• устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
• использовать транскрипцию;
• правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
• пользоваться орфоэпическим словарем;
• обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
морфемика и словообразование:
• выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
• давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
• выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо¬вательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго¬лов и наречий;
• составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
• пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
• употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе¬нием, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
• подбирать синонимы и антонимы;
• выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си¬туации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра¬зеологизмов, эпитетов и др.);
• анализировать примеры использования слов в переносном значении;
• проводить лексический разбор слова;
морфология:
• указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
• уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
• опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
• обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
• объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло¬варем;
• владеть приемом поморфемного письма;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред¬ложенной схеме;
• анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
• определять синтаксическую роль изученных частей речи.
• правильно применять изученные пунктуационные правила;
• устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче¬ские обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен¬ные пунктуационные правила.

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический лабиринт" | Добавил: Elena-2014 | Теги: рабочая программа 8 класс
Просмотров: 583 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА