Понедельник, 18:10 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Педагогический лабиринт"

Образовательная программа дополнительного образования детей
05.10.2014, 11:05

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества

Утверждена
Директор МКОУ ДОД ДДТ
В.А. Алещенко
Приказ № __________
от « » _________ 2014г.

Образовательная программа дополнительного образования детей
«Творческая мастерская « Камертон»
образцового коллектива «Студия эстетического развития «Сказка»

Программа ориентирована на
обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет.
Срок реализации – 1 год

Автор: педагог дополнительного образования
ВКК Ильина Светлана Владимировна

Тегульдет – 2014г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………3 - 8 стр
2. Общий учебный план (обязательных дисциплин и по выбору обучающегося)……………………………………………………………9 стр
3. Учебно-тематический план
Сольное пение (обязательная дисциплина) и содержание курса……………………………………………………..…10 – 12 стр
4. Учебно-тематический план Групповое пение, ансамбль (обязательная дисциплина) и содержание курса………………………………...12 – 15 стр.
5.Методическое обеспечение программы………………………..16 – 17 стр.
6.Список использованной литературы………………………………18 стр.
7. Приложение №1
ДОП Дополнительного инструмента (фортепиано)
курс по выбору обучающегося………………………………………..19-22 стр.
8. Приложение №2
ДОП «Проектная мастерская» курс по выбору обучающегося…………………………………………………..……..23 – 34 стр.
9. Приложение № 3
ДОП «Хореография»
курс по выбору обучающегося……………………………………35 -39 стр.
10. Приложение № 4
ДОП «Психология»
курс по выбору обучающегося……………………………………….40 – 49 стр.
11. Приложение №5
Авторская методическая разработка
«Единство художественных и технических аспектов в обработке голоса эстрадного певца на примере комплекса вокальных упражнений»…………………………………………………………...50 – 72 стр.
12. Приложение № 6
Авторская методическая разработка
Использование приемов арт-терапии в процессе обработки голоса эстрадного певца на примере комплекса вокалотерапевтических упражнений………………………………………………………...73 – 99 стр.
13. Приложение № 7
Авторская методическая разработка
Преодоление сценического волнения эстрадного певца в процессе подготовки к публичному выступлению…………………………………………….100 – 130 стр.
14. Фотографии (из личного архива автора) реализации ДОП «Творческая мастерская«Камертон»…………………………………….131 – 134 стр.

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей
«Творческая мастерская « Камертон» - реализуется на базе образцового коллектива «Студия эстетического развития «Сказка», профиль деятельности: эстрадное искусство (пение).
Данный программа в комплексе обязательных дисциплин («Сольное пение», «Групповое пение (ансамбль)» и дисциплин, по выбору обучающихся «Дополнительный инструмент (фортепиано)», «Хореография», «Психология») способствует формированию осознанного отношения к профессиональной деятельности обучающихся (в рамках профориентации), способности к обобщению своего исполнительского опыта, умению пользоваться методической литературой и пособиями, приобретению организаторских и исполнительских компетентностей.
При составлении программы автор опирался на работы Л.Б. Дмитриева, В. П. Морозова, Б. Покровского, Г. П. Стуловой, С. Риггса, Н. Н. Добровольской, Г. А. Струве, Н. Б. Гонтаренко, С. П. Юдина, авторская программа образцового коллектива «Студия эстетического развития «Сказка» Ильина С.В.

Необходимость и актуальность разработки программы обусловлена тем, что
- не все дети по материальным возможностям могут заниматься в детских школах искусств, детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы позволит детям и подросткам реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения;
- обучающиеся, успешно освоив пятигодичный курс программы «Студия эстетического развития «Сказка», желают дальше продолжать обучение, участвовать и организовывать воспитательно - образовательный процесс деятельности коллектива. Реализация программы даст возможность продолжить процесс обучения, внести свой вклад в жизнь коллектива;
- некоторые воспитанники коллектива проявляют желание связать свою будущую профессию с педагогикой и искусством. Освоение программы позволит расширить и глубже изучить и освоить обязательные дисциплины и, в зависимости от выбранной будущей профессии, получить дополнительные навыки из курса дисциплин по выбору обучающегося;
- выпускники «СЭР «Сказка» выразили желание заниматься проектной и исследовательской деятельностью, организовывать и проводить мероприятия. Данная программа позволит разработать и реализовать форму проектной мастерской;
- учителя, педагоги и администрация образовательных учреждений МКУДОД ДДТ и МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» предложили участие обучающися «Творческой мастерской» в рамках сетевого взаимодействия ММЦ МОУ ДОД Первомайский центр дополнительного образования детей;
- Председатель совета ветеранов войны и труда Администрации Тегульдетского района Соловьева Т.В., обратилась с просьбой: организовывать и проводить серию мероприятий для детей и старшего поколения (патриотические мероприятия, исследовательские краеведческие конференции, круглые столы, встречи с ветеранами и т.д.);
Программа разработана в соответствии с законом “Об образовании” РФ, с типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, с нормами СанПиН 2.4.4.1251-03.

Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.
Цель дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская «Камертон»:
создание условий для формирования устойчивого и профориентационного интереса обучающихся к эстрадному искусству, средствами музыкально - творческой и исследовательской деятельности.
Задачи:
1. поддерживать устойчивый интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, стилизации народной песне, классической музыке);
2. развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, смелость и творческую активность;
3. обучать эстрадному искусству, искусству вокального исполнения, умению находить контакт со зрителем в музыкально-сценических формах;
4. формировать метапредметные понятия и УУД, необходимые для исполнительской и исследовательской деятельности.
Новизна, педагогическая целесообразность образовательной программа дополнительного образования детей «Творческая мастерская « Камертон». Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
- Обучающимся предложен комплекс обязательных дисциплин и предоставляется возможность в определении дисциплин по выбору;
- Воспитанники творческой мастерской востребованы в проведениях районных и школьных мероприятиях, а также мероприятиях дома детского творчества, что требует постоянной практической вокальной работы;
- Особое место в программе и в результатах её освоения уделяется концертной и конкурсной деятельностям;
- Данная программа ориентирована на индивидуальную (малыми группами) работу с детьми, проявляющими способности к сольному и ансамблевому эстрадному пению и рассчитана на 1 год обучения;
- ФГОС для УДО еще нет, многие творческие объединения, «выходят» на уровень внеурочной деятельности, в рамках данной программы планируется формирование метапредметных результатов: освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД. Практическое их использование в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории развития;

Контингент обучающихся, участвующих в реализации данной программы:
1. Освоившие дополнительную образовательную программу «Студия эстетического развития «Сказка»;
2. «Гости творческой мастерской» - подростки, изъявившие желание принять участие в «Проектной мастерской» программы (написание проектов, исследовательских работ, рефератов, портфолио);
- Использование, в процессе реализации программы, метапредметных технологий:
• Интеллект – карты (mind map);
• Технология проектного обучения (метод проектов);
• Портфолио.
Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса:
- групповые (ансамбль) и сольные занятия;
- проектная мастерская;
- "Дети - детям" (мастер-классы, творческие консультации, "группа актива, на выезд!");
- "Дети - взрослым" (мастер-классы, творческие консультации и мероприятия, посиделки, вечера отдыха);
- концерты;
- конкурсы;
- конференции;
- групповые и индивидуальные встречи, беседы, лекции, тренинги с психологом (цель: помощь в профориентации, решение «личных» вопросов, самоопределение в социуме).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 14-18 лет

Формы и режим занятий:
№п.п Образовательная область Количество в неделю Педагог
Обязательные дисциплины
1. Сольное пение 1 Ильина С.В.
2. Групповое пение (ансамбль) 4 (2*2) Ильина С.В.
дисциплины по выбору обучающихся (профориентация)
3. дополнительный инструмент (фортепиано) 1 Ильина С.В.
4. Хореография 1 Шевчук В.А.
5. Проектирование 1 Ильина С.В.
6. Психология 1 Алещенко В.А.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
№п/п Результат Способ определения
Предметные результаты
1. -Жанры и стили песен;
-репертуар, исполняемый ансамблем и сольно;
- принцип звукоизвлечения 2-3х голосия, с солистом и без солиста;
- a capella;
-законы создания эстрадного номера - занятия;
- конкурсы;
- концерты;
- исследовательские работы;
- сдача партий
Метапредметные результаты
2. - овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой и исследовательской деятельности.
- написание проектов, рефератов, исследовательских работ;
- разработка и внедрение сценариев программ, круглых столов, игровых программ, мастер-классов;
- участие в конференция, консультация, конкурсах
Личностные результаты
3. - формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и эстрадному искусству (традиции и наследие Русской вокальной школы; творчество М. Кристалинской, М.Бернеса, К. Шульженко, Л. Утесов, М. Магомаев и т.д.) - портфолио;
- участие в конкурса «Ученик года», соискание премии Главы Администрации одаренных детей и т.д.
- исследовательские работы;
- результаты концертной и конкурсной деятельности;
- интеллект карты;
- участие в проектной мастерской;
-успешный психологический портрет.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- участие и организация обучающимися концертных, игровых программ;
- проведение мастер – классов «Дети - детям»;
- проведение и организация мероприятия «Гости творческой мастерской»;
- написание, защита исследовательских работ, проектов по выбору обучающихся;
- презентация проектов, интеллект-карт;
- конкурс портфолио;
- участие, самоанализ и педагогический анализ конкурсных выступлений различного уровня и статуса;
- разработка и внедрение сценариев «Дети - взрослым»;
- участие в проектной мастерской;
- заинтересованность в поступлении и сам факт поступления выпускников «Творческой мастерской «Камертон» в учебные заведения педагогического и музыкального профиля;
- освоение репертуара сольного и ансамблевого.
Подбирая программный репертуар, педагог руководствуется следующими принципами:
– художественная ценность и воспитательное значение;
- темперамент и личностно-вокальные данные солиста;
- тесситура и ансамблевое звучание 2-3х голосного звукоизвлечения с солистом и без солиста, a capella, разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская «Камертон»

Общий учебный план (обязательных дисциплин и по выбору обучающегося)
Количество недель – 39
Количество педагогов - 3.

№ Характеристика часов

Название образовательной области 1 год обучения
Количество часов
всего из них
теория практика
Обязательные дисциплины
1 Сольное пение 39 12 27
2 Групповое пение (ансамбль) 156 26 130
Дисциплины по выбору обучающегося
3 Дополнительный инструмент (фортепиано) 39 14 25
4 Хореография 39 6 33
5 Психология 39 15 24
6 Проектная мастерская 39 11 28
Итого: 351 81 270

Учебно-тематический план
Сольное пение (обязательная дисциплина)
1 раз в неделю 1 час (30 мин).
№ Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Теоретические Практические
1. Процесс звукоизвлечения
Охрана голоса.
Механизм певческого дыхания. Атака звука. Пение на опоре. Построение рото-глоточного рупора. Звуковедение.
Высокий и низкий звук. Регистр. Позиция гортани.
Понятия «стаккато» и «легато».
Артикуляция. Дикция.
Речевая позиция на улыбку. 8 2 6
2 Выбор и методическая работа над репертуаром
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков 15 4 11
3. Певческая установка

Акцент. Динамические оттенки. Эстрадный номер. Предлагаемые обстоятельства. 4 2 2
4. Концертная и конкурсная деятельность
Теоретические и практические каноны концертной деятельности. Психологическая готовность к выступлению. 8 2 6
5. Рефлексия, анализ выступлений
Анализ выступлений, работа над ошибками, оценка ситуации, закрепление положительных моментов выступлений 2 2 -
итого 39 12 27

Содержание курса «Сольное пение».

Теоретико-методологические (информационные) основы Практические задания
Формы и основное содержание деятельности Формы и основное содержание деятельности
1.Процесс звукоизвлечения.
Охрана голоса.
Механизм певческого дыхания. Атака звука. Пение на опоре. Построение рото-глоточного рупора. Звуковедение.
Высокий и низкий звук. Регистр. Позиция гортани.
Понятия «стаккато» и «легато».
Артикуляция. Дикция.
Речевая позиция на улыбку. Дыхательная гимнастика. Работа над качеством дыхания (активный вдох, выдох, продолжительность выдоха). Отработка приемов атаки звука (жесткая, мягкая атака). Упражнения на формирование звукового потока.
Отработка механизмов построения рото-глоточного рупора.
Дикционный и артикуляционный тренинг.
Игры на управление сменой высокой и низкой позиции гортани.
Певческие упражнения на «легато» и «стаккато».
Пение в речевой позиции «на улыбку». Упражнения на развитие гармонического слуха.
2.Выбор и методическая работа над репертуаром .
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание песен з различных источников (личная фонотека, фонотека коллектива, ресурсы интернета и т.д.) Составление индивидуального репертуара исполнителя и рабо¬та над ним, интеллект-карты, просмотр и анализ исполнения «оригинала»
3. Певческая установка
Акцент. Динамические оттенки. Эстрадный номер. Предлагаемые обстоятельства. Сочинение предлагаемых обстоятельств к разучиваемой песне. Игра-импровизация, составление партитуры эстрадного номера.
Составление индивидуального репертуара исполнителя и рабо¬та над ним. Работа с комплектом звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Репетиции на сценической площадке.
4. Концертная и конкурсная деятельность. Теоретические и практические каноны концертной деятельности. Психологическая готовность к выступлению. Концертные и конкурсные выступления, мастер-классы, творческие мастерские, «Дети - детям», «Дети – взрослым», составление и проведение мероприятий.
5. Рефлексия, анализ выступлений. Анализ выступлений, работа над ошибками, оценка ситуации, закрепление положительных моментов выступлений, интеллект-карты, портфолио.

Учебно-тематический план
Групповое пение (ансамбль, обязательная дисциплина)
2 раза в неделю по 2 часа.
№ Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Теоретические Практические
1. Процесс звукоизвлечения
Ансамбль. Динамика звуковедения. .Пластические образы .Гласные и согласные звуки в речевой позиции. 40 8 32
2 Выбор и методическая работа над репертуаром
Этапы работы над произведением: первоначальное ознакомление, разучивание, подготовка к концертному выступлению. Соотношение эмоционального и рационального начал в процессе работы над произведением. Важность активной сознательной работы в правильном и продуктивном развитии исполнителя в процессе работы над произведением. Средства выразительности. Знакомство с творчеством композитора, стилем, эпохой. Включение триады «Вижу, слышу, исполняю». Детальный разбор текста, вычленение и методы работы над вокальными трудностями, звукообразованием.
60 15 45
3. Певческая установка

отрабатывать технику дыхания;
несложные распевки, упражнения на опевание, 2х-3х голосие, a capella (учитывая возрастную мутацию голоса) 22 4 18
4. Концертная и конкурсная деятельность
Репетиционная, концертная, конкурсная деятельности. Сценическая площадка, работа с комплектом звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. 30 8 22
5. Рефлексия, анализ выступлений
Анализ выступлений, работа над ошибками, оценка ситуации, закрепление положительных моментов выступлений 4 2 2
итого 156 26 130

Содержание курса «Групповое пение (ансамбль)».

Теоретико-методологические (информационные) основы Практические задания
Формы и основное содержание деятельности Формы и основное содержание деятельности
1.Процесс звукоизвлечения.
Слух и речь. Мышечный контроль – помощник слуха. Мышечно-двигательные и вибрационные ощущения – свойства вокального слуха. Активная природа восприятия вокальной речи.
Групповые занятия, ансамблевое звучание. Дыхательный, дикционный, артикуляционный комплексы. Распевочный комплекс. Динамический, тембральный, ритмический ансамбль 2-3хголосие, acapella/
2.Выбор и методическая работа над репертуаром .
Этапы работы над произведением: первоначальное ознакомление, разучивание, подготовка к концертному выступлению. Соотношение эмоционального и рационального начал в процессе работы над произведением. Важность активной сознательной работы в правильном и продуктивном развитии исполнителя в процессе работы над произведением. Средства выразительности. Знакомство с творчеством композитора, стилем, эпохой. Включение триады «Вижу, слышу, исполняю». Детальный разбор текста, вычленение и методы работы над вокальными трудностями, звукообразованием.Разбор партий SI, SII, вокализы, acapella, репетицинные занятия

3. Певческая установка
Режимы работы гортани и их механизмы. Межрегистровый порог. Переходные звуки. Головные и грудные резонаторы
отрабатывать технику дыхания;
упражнения на опевание, 2х-3х голосие, a capella (учитывая возрастную мутацию голоса)
Резонаторы певческого голоса. Высокая и низкая певческие форманты.
Головные и грудные резонаторы. Фазы смыкания и размыкания голосовых складок. Тембр голоса. Полетность звука. Роль резонаторов в формировании высокой и низкой певческой форманты.

4. Концертная и конкурсная деятельность. Организация и проведение традиционных мероприятий (занятий), направленных на формирование и сплочение коллектива, совместные поездки с родителями на конкурсы различного уровня и статуса. Формы мероприятий «Дети - детям», «Дети - взрослым», «Гости нашей мастерской», мастер-классы.
5. Рефлексия, анализ выступлений. Анализ выступлений, работа над ошибками, оценка ситуации, закрепление положительных моментов выступлений, интеллект-карты, портфолио.


Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы имеются кабинеты для проведения групповых и индивидуальных занятий. Наглядный материал по теме “Строение голосового аппарата”, аудиозаписи, нотный материал, методические пособия, сценическая площадка, оснащенная комплексом звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Зал для хореографии, оборудованный зеркалами и станками. Музыкальный инструмент (фортепиано), компьютерная техника. Помещение для хранения бутафорий, костюмов и декорации «Костюмерка»
В реализации обязательных дисциплин и дисциплин по выбору обучающегося образовательной программы дополнительного образования детей «Творческая мастерская « Камертон» образцового коллектива «Студия эстетического развития «Сказка», принимают участие 3 педагога:
- Ильина С.В. – педагог дополнительного образования ВКК, персональная страница http://yauchitel.ru/stuff/tomskaja_oblast/teguldetskij_rajon_s_teguldet/ilina_svetlana_vladimirovna/157-1-0-150
- Шевчук В.А. – молодой специалист (выпускница коллектива);
- Алещенко В.А. – педагог – психолог.
Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательного процесса:
- групповые (ансамбль) и сольные занятия;
- проектная мастерская;
- "Дети - детям" (мастер-классы, творческие консультации, "группа актива, на выезд!");
- "Дети - взрослым" (мастер-классы, творческие консультации и мероприятия, посиделки, вечера отдыха);
- концерты;
- конкурсы;
- конференции;
- групповые и индивидуальные встречи, беседы, лекции, тренинги с психологом (цель: помощь в профориентации, решение «личных» вопросов, самоопределение в социуме).
Контингент обучающихся, участвующих в реализации данной программы:
1. Освоившие дополнительную образовательную программу «Студия эстетического развития «Сказка»;
2. «Гости творческой мастерской» - подростки, изъявившие желание принять участие в «Проектной мастерской» программы (написание проектов, исследовательских работ, рефератов, портфолио);
- Использование, в процессе реализации программы, метапредметных технологий:
• Интеллект – карты (mind map);
• Технология проектного обучения (метод проектов);
• Портфолио.
Образовательный процесс обязательных дисциплин строится с опорой на всеобщие компоненты вокального искусства:
• дыхание (постановка певческого дыхания);
• высокая певческая позиция (стремление к высокой);
• округлый звук;
• единая манера звукообразования;
• подвижность артикуляционного аппарата;
• мягкая атака;
• филировка звука;
• взаимосвязь всех трех звеньев голосового аппарата (дыхание, гортань, артикуляционная база).
В реализации программы педагог опирается на авторские методические разработки, победившие в профессиональных конкурсах различного уровня и статуса:
1. «Единство художественных и технических аспектов в обработке голоса эстрадного певца на примере комплекса вокальных упражнений» (см. Приложение № 5);
2. Использование приемов арт-терапии в процессе обработки голоса эстрадного певца на примере комплекса вокалотерапевтических упражнений (см. Приложение № 6);
3.Преодоление сценического волнения эстрадного певца в процессе подготовки к публичному выступлению (см. Приложение № 7).
Образовательные программы, не входящие в перечень обязательных дисциплин, а относящиеся к дисциплинам по выбору обучающегося, имеют статус модифицированных и приведены в приложениях к данной программе:
- ДОП Дополнительного инструмента (фортепиано) (см. Приложение № 1);
- ДОП «Проектная мастерская» (см. Приложение № 2)
- ДОП «Хореография» (см. Приложение № 3);
- ДОП «Психология» (см. Приложение № 4).

Список использованной литературы.

1. Голубев Л.В. Советы молодым вокалистам. М.,1986г.
2. Дмитриев Ю.А. «Основы вокальной методики». -М.1989г.
3. Жарков АД. Социально- культурные основы эстрадного искусства. - М., 2005г.
4. Захаров.А.В. Основы актерского мастерства. - М., «МГИК», 1985г.
5. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М.,1987г.
6. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа. - М., «ВЛАДОС», 2003г.
7. Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. - М.1980г.
8. Осеннева М.С. , Самарин В.А, Уколова Л.И., Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.,1999г.
9. Риггс С. Как стать звездой. - Лос Анжеле,2003 г.
10. Сергеев Б. Программа обучения по специальности пение. - Спб,2003 г.
11. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.1973г.
12. Станиславский К.С. Нимирович-Данченко. Об искусстве актера-певца. - М.1973г.
13. Струве Г.Школьный хор.-М. «Просвещение», 1981г.
14. Уварова Е.Д. Энциклопедия «Эстрада России».
15. Цикл лекций по «Методике преподавания эстрадного пения» Тоголева О.В.
16. Цикл лекций по «Основам актерского мастерства» Головлева Т.А.
17. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.,1988г.
18. Шереметьев В.А. Принципы чистого интонирования. «ТОУМЦКИ». - Томск, 2006г.

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический лабиринт" | Добавил: ВА2241
Просмотров: 500 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА