Четверг, 07:56 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Лучшая идея"

Занятие с детьми по прикладному творчеству "Виды графики. Гравюра на пластилине"
27.06.2014, 07:34
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Гном» г. Березники Пермского края

Конспект занятия по теме
Виды графики. Гравюра на пластилине.
(можно использовать с детьми во время летней оздоровительной кампании)



Автор:

Педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
Созонова Галина Дмитриевна

Березники 2014




Конспект занятия

Тема: Виды графики. Гравюра на пластилине.
Цель: Графика. Знакомство с графикой и ее видами. Формирование навыков работы с пластическим материалом и создание графической композиции.
Задачи: Образовательные:
Расширение знаний о видах изобразительного искусства (Графика). Знакомство с графическими материалами, терминами (типографская краска, валик). Формирование художественных знаний, умений и навыков в освоении графической техникой - гравюры на пластилине.
Воспитательные:
Развитие воображения и фантазии. Формирование навыков познавательной деятельности.
Развивающие:
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать. Развитие абстрактного и наглядно- образного мышления.
Оборудование для учителя: доска, ноутбук, образцы работ с различными видами графики, образцы детских работ, выполненных в данной технике, картон, пластилин, листы белой бумаги, акварель, стакан с водой, стеки, тряпочка валик.
Оборудование для детей: акварель, белая бумага, картон, пластилин, стека, стакан с водой, тряпочка, губка или широкая кисть.
Методы: Объяснительно- иллюстративный.
Форма работы: совместно-индивидуальная.
Тип урока: Урок – изучение нового материала.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны самостоятельно выполнить работу с помощью оттиска.

Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение целей и темы урока.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока.
Когда мы смотрим на картины художников, мы часто удивляемся тому, как они смогли воссоздать на плоском холсте кусочек реальной жизни. И непросто воссоздать, а еще вызвать наши эмоции, чувства сопереживания. Как же это удается художникам?

II. Основной этап. Изучение нового материала.
Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного!
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных!

Для того, чтобы создать картину, нужно не только мастерство владения техникой рисования, талант, но и кропотливый труд по поиску средств, позволяющих добиться наибольшей выразительности. Какие же это средства?
К средствам выразительности графики относятся: линия, штрих, пятно.
Выполняем упражнение «Двойняшки». Для проведения практического упражнения «Двойняшки» необходимо подготовить листок бумаги, сложенный пополам. Наносим на поллиста бумаги разноцветные пятна гуашевыми или акварельными красками и прижимаем вторую половинку. Теперь разворачиваем лист бумаги, и в двух одинаковых кляксах-пятнах разглядим фигурку – «двойняшку» животного, птицы, и дорисовываем маленькой кисточкой недостающие части изображений. Данное упражнение относится к виду графики- монотипии. Монотипия состоит из двух древнегреческих слов «моно» - один, «типия»- отпечаток. Монотипия существует уже давно, более трехсот лет. Впервые эту технику применил в своем творчестве в XVII столетии итальянский художник Джовани Кастильоне.

III.Творческая практическая деятельность учащихся «Гравюра на пластилине»
Беседа о видах графики: Слово «графика» происходит от греческого «графо»- пишу, рисую. Это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, он играет вспомогательную роль. В графике обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два.
Виды графики:
Гравюра-вид графики. Слово «Гравюра» происходит от французского « вырезать, создавать рельеф», произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати.
Гравюру на дереве называют ксилографией, эта техника интересна тем, что фактура дерева при печати дает свой эффект, и каждый оттиск получается индивидуальным.
Гравюру на камне – литографией, при печати краска под давлением переносится с плоской формы на бумагу. С помощью специальной обработки камня с совершенной гладкой поверхностью, нанеся литографическую краску, получают изображение. Эта техника замечательно сочетается с акварелью, что дает удивительный эффект.
Гравюру на линолеуме- линогравюрой, это один из наиболее популярных видов печати,где с помощью резцов наносятся штрихи, валиком накатывают краску и печатают на бумаге.
Гравюру на металле - офортом. Офорт— « крепкая водка", азотная кислота) — вид гравюры на металле: рисунок процарапывается гравировальной иглой по кислотоупорному лаку, покрывающему металлическую пластину; процарапанные места протравливаются кислотой, полученное углубленное изображение заполняется краской для последующего оттиска на бумагу. В широком смысле термин офорт включает и другие виды гравюры, в которых используется травление: акватинту, лавис, "мягкий лак". Офорт часто сочетается с "сухой иглой" и резцовой гравюрой. Характерными чертами произведений, выполненных в технике офорт, является повышенная эмоциональность, свобода штриха, тонкая передача светотени.
Монотипия- - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями.
Гравюра на картоне - это вид гравюры, отличается простотой получения оттисков при широких изобразительных возможностях. Это наиболее доступный вид графики высокой печати для детского творчества. Высокая печать- это значит, печатная форма вырезается таким образом, что на оттиске отпечатываются выпуклые места, а углубления остаются белыми.
Пластилин - один из любимых материалов для лепки. Но пластилин можно использовать и в гравюре.
Последовательность выполнения рисунка в печатной графике-гравюре на пластилине:
1.Для этого необходимо подготовить основу - небольшую картонку, покрытую слоем пластилина. На ней слегка наметить эскиз рисунка и убрать стекой слой пластилина там, где должны быть белые места.
2.Покрываем пластину гуашевыми красками любого цвета с помощью широкой кисти или валиком (широкая кисть или валик не закрасит углубления, которые по замыслу должны остаться белыми).
3.На накрашенную поверхность пластины положить бумагу, на которой должен получиться оттиск. Сверху бумагу притирать твердым предметом- ложкой, скалкой, бутылкой и пр. Лист бумаги берется большего размера, чтобы полученный оттиск имел поля, которые во многом определяют красоту гравюры.
4.Напечатав первый оттиск, внимательно рассмотрим его, все ли получилось так, как мы хотели. Если участки, которые должны быть белыми, оказались запачканными, то нужно эти места от пластилина подчистить и выровнять.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Выбираем лучший отпечаток, который и является конечным результатом выполнения работы.
Устраиваем выставку работ, оцениваем работы учащихся по критериям:
• Композиция эскиза;
• Проявление фантазии в использовании материала;
• Понятность изображения (Соотношение белых и цветных пятен).
Ресурсный материал к уроку:
Линия - четкое очертание краской конкретного предмета на полотне. Пятно - тональное, силуэтное изображение объекта. Например, чтобы лучше понять, что такое пятно, можно посмотреть на снежную ель на фоне дальнего неба или на холм на фоне темного ночного неба. Линию легче представить, посмотрев на четкие линии очертания тени того или другого предмета. Они усиливают эмоциональные впечатления от произведения.
Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. Например, мяч имеет круглую форму, телевизор - прямоугольную и т. д.

Список литературы

1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1 Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996. – 96 с.: цв. ил.
2. В. В. Турова, К. В. Безменова. Советская цветная гравюра- Москва: Советский художник, 1978
3. Википедия: гравюра http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%E2%FE%F0%E0
4. Википедия: монотипия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%ED%EE%F2%E8%EF%E8%FF
5. Путь к искусству: Монотипия http://way-art.ru/art/monotipiya.html
Категория: Всероссийский конкурс "Лучшая идея" | Добавил: galinacosonova
Просмотров: 865 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА