Вторник, 17:25 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Лучшая идея"

Привитие интереса к чтению через активные методы обучения
21.08.2014, 08:14
Привитие интереса к чтению через активные методы обучения
Биярова С. Б., Махатпаева А. Т.
Филиал «Назарбаев интеллектуальная школа химико – биологического направления г. Усть - Каменогорск» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
070016, РК, г. Усть - Каменогорск, ул. Комсомольская, 43/1
Аннотация
Бұл мақалада баланың белсенді оқу жолында кездесетін қиыншылықтарды жою әдіс-тәсілдері көрсетілген.
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема активного чтения и показаны пути преодоления барьеров.
Annotation
This work considers organization issues of the work with children and the main aim is how to engage children in reading.
Каждого учителя волнуют вопросы: помогает ли его преподавание ученикам развиваться, используют ли свои знания в разнообразных жизненных ситуациях. Наблюдая за чтением учеников, мы увидели, что многие учащиеся не умеют размышлять над содержанием текста, оценивать их смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном. По словам Donald Graves «Искусство преподавания - это искусство продолжающегося обучения. Учителя являются самыми важными обучающимися в классе»[1,361] . И мы, обучаясь эффективным способам работы над чтением, на уроках словесности стали подбирать такие учебные задания, которые связаны с поиском, пониманием, преобразованием и использованием полученной информации в повседневной жизни ученика. Тем самым позволяем учащимся преодолевать трудности в чтении и письме. Приведём некоторые виды заданий, которые позволили нам, словесникам, на уроках русского и казахского языков привить интерес к чтению.
Таблица №1 Задания к тексту, соответствующие таксономии Блума
Знание и понимание Задания Виды вопросов Виды тестовых заданий
Определить тему и основную мысль текста. Какова тема текста? С выбором ответа
Найти в заголовке текста тему или основную мысль. Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста? На установление соответствия
Найти фактический материал в тексте. вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?

Применение и анализ Найти различие в двух или более текстах. Что объединяет данные тексты? На исключение лишнего
Отличить основную информацию от второстепенной. Кого автор называет…./считает…? На аналогию
Определить смысловую структуру текста и отобрать нужную информацию. Согласен ли ты с тем, что… На группировку информации
Найти аргументы, подтверждающие мнения автора. Найдите в тексте аргумент/ аргументы, подтверждающие высказывание… Задания, требующие аргументированных ответов

Различить объективную и субъективную информацию. Как автор относится к своему герою? Выразите своё отношение к позиции автора/ героя. Задания с открытыми ответами
Синтез и оценка Аргументировать свою точку зрения
Что в данном тексте удивило вас больше всего? Почему?
Разнообразить данные задания нам помогают использование «ключей мудреца» Tony Ryan [2, c.15]
Задания «множественного выбора»:
1. Выбери правильный ответ из предложенных вариантов;
2.Определи варианты утверждений, соответствующие/не соответствующие содержанию текста;
3.Установи истинность/ложность информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»: (использование ключей Tony Ryan)
1. Найди соответствия между частями текста;
2.Найди соответствующие содержанию текста слов, выражений, предложений;
4. Соотнеси данные слова (выражения) со словами из текста.
Задания «на дополнение информации»: (использование ключей Tony Ryan)
1.Заполни пропуски в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2.Допиши последние предложения или последний абзац.
Задания «на перенос информации»: (использование ключей Tony Ryan)
1. Заполни таблицу на основе прочитанного текста;
2. Посмотрите на эту проблему с другой стороны. (использование ключей Tony Ryan)
Так, например, при работе с текстом «Два скульптора» для создания настроя и позитивного отношения на предстоящую работу, мы, в роли стартёров, использовали приём «Ассоциативная карта» со словом «скульптор». Затем была проведена словарная работа с ключевыми словами: легенда, ваять, статуя, претендент, оратор. Следующей работой было письменное задание: с этими словами придумать историю в свободном жанре. Ребята составляли свои мини рассказы, сказки, притчи и зачитывали их.
Заинтересовавшись в предстоящем чтении, ребята с удовольствием принялись за чтение текста и разыграли по ролям (театр-экспромт).

Произошло это, как рассказывает легенда, в одном античном городе. Два скульптора спорили за право изваять необходимую городу статую. Их спор решало народное собрание.
Первый красноречивый претендент сумел очаровать слушателей пленительным пространным рассказом о том, как, по его мнению, должна будет выглядеть упомянутая статуя.
Второй, неловко чувствуя себя на возвышении для ораторов, сказал грубовато и коротко: «Граждане, все, что вам здесь сейчас наговорили, я обязуюсь сделать ». [3, c.19]

Затем учащимся было предложено дописать последний абзац по-своему, обосновав свой выбор такой концовки. Это задание позволило нам, учителям, увидеть понимание и способность ученика к осмыслению письменного текста, что дало возможность использовать следующую стратегию активного метода чтения.

Таблица №2 «Перенос информации»

Факты Идеи Вопросы Пути решения
 Спор двух скульпторов за право изваять статую.
 Ораторство первого скульптора.
 Обещание второго претендента.

 Красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.

 «Краткость - сестра таланта».

 Если изложить дело так ясно, тогда всем будет понятно.

 Больше дела – меньше слов.
 Где проходил спор?
 Сколько заплатили бы скульпторам за их работу?
 Кто выиграет спор?


 Попытаться самому создать статую из пластилина.

 Развивать ораторские способности.

 Много читать, учить пословицы и поговорки, участвовать в групповых обсуждениях, дискуссиях и т.д.

Каждый ученик выдвигал свою версию и защищал. Эти приемы интерактивного обучения вызвали максимальную заинтересованность учащихся, дали возможность соотнести новую информацию с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением. Привели к выработке решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.


Следующей стратегией урока явился прием «5-5-1» - работа на оценивание информации.
Такие методы активного чтения, проводимые на уроках казахского и русского языков, показали свои первые положительные результаты. Так, учащиеся стали представлять содержание текста полно, в доступной форме, логично. В творческих работах учащиеся стали выдвигать больше оригинальных идей и использовать их для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Показать многообразие языка также помогает изучение лирических произведений для развития четырех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма и говорения.
Богатые разнообразным лексическим материалом стихотворения позволяют школьникам глубже осмыслить роль изобразительно-выразительных средств языка .
Так, например, при изучении стихотворения Тютчева Ф. И. «Неохотно и несмело…» учащимся было предложено следующие виды работ:
«Пересказ своими словами»
Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.
Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».
Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»
Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».
Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»
Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.
Образы солнца и земли, образы молнии, грома.
Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.
Тема и основная мысль.
Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.
Мои чувства.
Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.
Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом:
1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.
4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Автора пронизывает чувство…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство…
Исходя из всего, что было сказано выше, хотим отметить эффективность активных методов чтения, которые помогают ученику познавать, совершенствоваться и быть готовым вызовам времени.



Список литературы
1. Donald Graves, 1994, p. 361 A fresh look at writing. Portsmouth, NH:
Heinemann.
2. Tony Ryan. Special Needs (Gifted &Talented) Consultant. South Coast Education Region.
3. Е. Орлик. Тексты развивающие логику и мышление.М.:Грамотей, 2004.С.19.
4. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/kak-pisat-sochinenie-analiz-stihotvoreniya-v-5-6-klassah

Тел.(7232)601962, (7232607999)
Е - mail.: a.m1966@mail. ru
Категория: Всероссийский конкурс "Лучшая идея" | Добавил: сако | Теги: Лучшая идея
Просмотров: 551 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА