Суббота, 06:04 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании"

урок русского языка
25.01.2015, 19:00

Кумпинь Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
БОУ г.Омска "Гимназия №139"
Употребление союзов в простых и сложных предложениях
( 7 класс)

Цель: систематизировать знания о сочинительных и подчинительных союзах.
знать: отличие сочинительных и подчинительных союзов, разряды;
уметь: уместно использовать союзы, правильно расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, составлять схемы, определять виды сочинительных союзов, придаточных предложений, составлять текст - описание внешности человека.
Оформление: презентация «К.Брюллов», репродукции картин К.Брюллова «Всадница», «Полдень», «Сестры Шишмаревы», «Портрет Юлии Павловны Самойловой с Джованиной и арапчонком», музыка – вальсы Шопена

Ход.
1. Постановка цели урока учащимися.
2. Комментирование правописаний суффиксов причастий, словосочетания составлены по картине К.Брюллова «Всадница», относятся к фигурке девочки:
а) любующаяся всадницей, восторженно улыбающаяся, розовеющие щеки, любящая сестру, мечтающая стать взрослой (правило «Суффиксы действительных причастий настоящего времени»);
б) аккуратно причесанная, охвачена радостью, перехваченное поясом, освещенная терраса, золоченая решетка (правило «Н - НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»).
В это же время работает творческая группа (2 чел.) по заданию: опишите картину К.Брюллова «Полдень», употребите подчинительные и сочинительные союзы, можете использовать указанные словосочетания: веселая итальянка; кисть винограда, пронизанная светом; горит красный цвет шали и т.д.
3. Закрепление постановки знаков препинания в сложном предложении, синтаксический разбор предложения, составление схемы.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе. (А.Блок)
4. Прослушивание рассказа творческой группы по картине «Полдень», класс выписывает союзы в 2 столбика - сочинительные (с указанием разряда) и подчинительные.
Примерный екст учащихся.
Когда К.Брюллов путешествовал по Италии, он написал картину «Полдень». На ней изображена молодая веселая итальянка, искрящаяся задором. Она снимает тяжелую золотящуюся на солнце кисть винограда, пронизанную светом так, что видны косточки янтарных ягод. Тронутые загаром руки, плечи и щеки женщины кажутся теплыми от зноя. Горит красный цвет шали. Солнечные пятна переливаются не только на листьях, но и на сверкающем камешке шпильки в волосах итальянки. Вся картина пронизана солнцем и счастьем.
5. Графический диктант с указанием разряда сочинительных союзов и вида придаточных в СПП.
1. Лучше всего на портретах Брюллова удавались глаза, потому что художник стремился постичь человеческую душу.
2. Брюллов писал не просто внешность, а внутренний мир человека.
3. На его портретах женщины полны и обаяния, и молодости, и грации.
4. На портрете «Сестры Шишмаревы» мы видим двух очаровательных девушек, а на картине «Полдень» молодая итальянка любуется виноградной кистью, пронизанной солнцем.
5. Когда зритель смотрит на полотна Брюллова, его поражает сочетание ярких красок.
6. Продолжение работы по развитию речи – составление описание внешности человека. Работа по картине «Всадница».
Запись предложений.
На картине Брюллова «Всадница» изображены две сестры.
Продолжите предложение однородными членами по схеме [O и O]: Мы видим террасу дома и
(уголок тенистого парка).
Продолжите сложносочиненное предложение по схеме [ ], и [ ]: Бегут по небу тревожные облака, и (ветви деревьев гнутся от ветра).
Продолжите простое предложение с повторяющимся союзом по схеме [и O, и O, и O, и O]: Неровные пятна света скользят и (по террасе, и по колонне, и по песку, и по атласной темной шерсти лошади).
Продолжите сложноподчиненное предложение придаточным изъяснительным по схеме [ ] , (что O, O, O, O): Мы видим, (что лошадь разгорячена, косит глазом, раздувает ноздри, перебирает стройными ногами).
Продолжите сложносочиненное предложение по схеме [ ], но [ ]: Стремительно развевается зеленоватого цвета прозрачный легкий шарф, но лицо девушки остается невозмутимо спокойным.
7. Творческое задание.
Продолжите описание всадницы, употребите сочинительные и подчинительные союзы, используйте данные словосочетания: з..л..тистые локоны, тонкие черты лица, нежный румянец, спокойные глаза, беле..щий в..ротнич..к, отлива..щее (жемчужно)голубым цветом платье, пада..щее спокойными складками, бл..стящий перел..ва..щийся ломкий ш..лк, покачива…щаяся тонкая талия, натягива..щая поводья, четко выделя…щаяся темне..щая зелень.
Слабые учащиеся работают по карточкам.
Списать, вставить пропущенные буквы и знаки, подчеркнуть главные члены предложений, заключить союзы в овал, построить схемы 1, 2, 4, 6, 9 предложений.
1. В х..лодном с..яни... белых и голубых тканей возникает перед нами всадница.
2. Плат..е л..жит(?)ся сп..койными складками и бл..стит и струит..ся ломкий ш…лк на рук…вах.
3. Чу..ствует..ся как покачива..тся перехваче..ая поясом талия.
4. Но лицо девушки (не)возмутимо а темные глаза смотрят сп..койно.
5. Оживлением проникнута вся сцена.
6. Оживление и в трепетной фигурк.. девочки у б..лкона и во вздыбле..ом коне и в ла..щей собач..нке и в стремительной волне шарфа наез..ницы и в красоте предгр..зового пейзажа.
7. Еще большую симпатию вызыва..т фигурка девочки выбежавш..й на те..асу.
8. (Темно)волосая (черно)глазая с разг..ревшимся румянцем на щеках с уд..вительным выражением лица.
9. В нем и восторг и гордость за сестру и детская зависть (потому)что ей хочется стать такой же взрослой и смелой.

8. Итог урока, рефлексия, домашнее задание.

Категория: Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании" | Добавил: svetaomsk4
Просмотров: 484 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА