Вторник, 15:41 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании"

Обращение и знаки препинания при нем
08.06.2015, 22:51
Урок в 8 классе
Тема урока: обращение и знаки препинания при нем.

Цель урока: углубить знания об обращении и его функциях в речи (звательной, оценочной и изобразительной), продолжить формирование умения пользоваться знаками препинания в письменной речи для выделения обращений и навыка характеристики синтаксических, интонационных и пунктуационных особенностей предложений с обращениями.

Задачи урока: продолжить умение отличать обращения от других функций существительных в форме именительного падежа, умения разбора предложения с обращением по членам, тренировать навык выразительного чтения стихотворных и прозаических текстов с обращениями, формировать способность восприятия поэтического текста и его музыкального сопровождения, формировать навык исследовательской работы с учебной статьей и художественным текстом, составления плана статьи, умения высказываться на лингвистическую тему, вырабатывать умение работать в паре и самостоятельно.

Оформление урока: запись названия темы урока на доске, слайды презентации «Функции обращения в речи» и таблица «Слова, не являющиеся членами предложения».
Оборудование урока:
1. Раздаточный материал №1.
М. Цветаева. Стол.
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам.

Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез –
Спасибо, что нес и нес.

Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
(Соблазнам мирским порог)
Всем радостям поперек.
Всем низостям – наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды – всему, всему.

2. Раздаточный материал №2.

Я снова здесь в семье родной
Мой край задумчивый и нежный! (С.Есенин)

Радостно и ясно
Завтра будет утро
Эта жизнь прекрасна
Сердце будь же мудро. (А.Ахматова)

Слезы людские о слезы людские
Льетесь вы ранней и поздней порой. (Ф.Тютчев)

Скажи мне ветка Палестины
Где ты росла где ты цвела
Каких холмов какой долины
Ты украшением была? (М.Ю.Лермонтов)

3. Опорная схема на слайде презентации «Функции обращения в речи».
Функции обращения в речи

Звательная Оценочная Изобразительная

4. Дидактическая таблица на слайде презентации «Слова, не являющиеся членами предложения».

1 2 3 4 5

Примеры.
Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. Грибоедов.) (1)
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило… (А.С.Пушкин) (2)
На Алексея всё это, видимо, не действовало. (М. Горький.) Гимназия — все её три этажа — бы¬ла насыщена запахом замазки. (В. Катаев.) (3)
Да у вас дело совсем уже слажено. (А. Пушкин.) (4)
В тесноте, да не в обиде. (Пословица.) (5)

5. Запись музыки И. Баха «Концерт для двух скрипок и оркестра», запись чтения стихотворения в артистическом исполнении, запись ритмичной музыки для физкультминутки.
Ход урока:

Действия учителя Действия учащихся

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя о теме, цели урока.

2. Актуализация опорных знаний об обращении.
К доске вызывается ученик, записывает предложение. Задание: разобрать предложение по членам, дать характеристику.
Как прекрасен вечерний вечер!
К доске вызывается другой ученик, получает то же задание для другого предложения:
Друзья отдыхали перед трудным восхождением на гору.
Учитель предлагает классу переделать предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Записать новые предложения на доске вызываются желающие.

Вопрос учителя к классу:
Изменилось ли что-либо в характеристике предложений?

Беседа учителя с учащимися:
- Что такое обращение?
- В чем интонационная особенность произнесения обращения?
- Как обращения выделяются при письме?
- Приведите примеры предложений с обращениями из художественных произведений.

3. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать материал параграфа и составить краткий план учебной статьи.

Учитель предлагает зачитать план одному из учащихся, другому - рассказать об обращении, после чего задает классу вопрос:
-Какую новую информацию об обращении содержит в себе статья учебника?

Вопрос учителя к ученикам:
- Каковы функции обращения в речи?
Учитель обращает внимание учеников на то, что обращение служит не только для указания на адресат речи, но и для выражения эмоционального отношения к нему, для речевого этикета. Ответы учеников можно представить в виде таблицы «Функции обращения в речи» и предлагает начертить ее в тетради. (см. таблицу в «Оборудовании урока»)
Учитель предлагает выполнить задание упражнения №186 в парах.
(В этом упражнении предлагается выписать из текстов старинных и современных песен предложения с обращениями). Для тех, кому сложна самостоятельная работа,- другое упражнение.
Дополнительное задание к упражнению: прочитайте предложения выразительно, стараясь применить звательную интонацию, выявить оценочную роль обращений, а также, если возможно, изобразительную роль.

Учитель предлагает перейти к следующему заданию.
- Перед вами, ребята, стихотворение русской поэтессы М.И.Цветаевой. Сейчас это стихотворение прочитает подготовившаяся ученица, которая выучила его по моей просьбе к уроку. Прослушайте его и приготовьтесь ответить на несколько вопросов.
Вопросы учителя к классу:
- Найдите в тексте обращения.
- В чем особенность их оформления?
- Почему предложения-обращения восклицательные? Какой отпечаток это накладывает на эмоциональную окраску всего стихотворения?
- Чем объясняется употребление в роли обращений к одному и тому же предмету таких разных по значению слов?
- Что вы узнали о жизненном и творческом кредо марины Цветаевой?

Физкультминутку в течение 3 минут проводит физорг класса.
4. Первичная проверка и обобщение изученного. Самостоятельная работа с раздаточным материалом №2.
А теперь пришло время вашей самостоятельной письменной работе. Учитель раздает дидактический материал учащимся и предлагает записать в тетрадях стихотворные отрывки. Задание: найти и обозначить в текстах обращения, расставить знаки препинания.
Учитель проверяет выполненное задание, ставит ученикам оценки.
Учитель обращает внимание учеников на грамматическую особенность обращения: оно не является членом предложения.
Работа с таблицей «Слова, не являющиеся членами предложения».
Задание: выписать предложение-пример и сделать синтаксический разбор с характеристикой предложения. Составить схему предложения.
Ученик, работающий у доски, получает оценку.
Делается вывод: обращение не является членом предложения.
Учитель предлагает классу составить предложения по схемам и записать их на доске и в тетрадях:

(О! …..)

(…….,О, ……)

(……….,О ?)

5. Этап информации о домашнем задании.
Учитель записывает домашнее задание на доске:
- Используя материал параграфа №28, подготовить рассказ об обращении, назначении в речи, интонационных и пунктуационных особенностях выделения обращения.
- Выполнить упражнения.
- Дополнительное задание для учеников 1 и 2 групп: выписать из текстов художественных произведений 5 предложений с обращениями, разобрать одно по членам предложения.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Итак, закончился урок усвоения нового материала по теме «Обращение и знаки препинания при нем».
На сегодняшнем уроке вы вспомнили ранее изученный материал и узнали много нового об обращении. Итак, обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована речь. В речи у обращения можно выделить три функции: звательную, оценочную и изобразительную. Обращение может быть распространенным и не распространенным. Оно не является членом предложения. Обращение произносится с особой, звательной интонацией. На письме обращение выделяется чаще всего запятыми. Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком.
Сегодня вы слушали выразительное чтение стихотворения. Цветаевой с музыкальным сопровождением, работали с текстом ее стихотворения, анализировали, определяли роль обращения в понимании всего произведения. На уроке вы учились работать с учебной статьей. Составляли к ней план и высказывались по нему на лингвистическую тему, делали синтаксический разбор предложений с обращениями, составляли предложения по данным схемам и сами составляли схемы. Вы работали самостоятельно и в парах, показали, что способны работать в коллективе, совместно решать общую задачу. Таким образом, цели урока выполнены.
На уроке были выставлены следующие оценки (учитель зачитывает полученные оценки за работу у доски, рассказ об обращении, за проверку самостоятельной работы с раздаточным материалом).
Запись домашнего задания.
До свидания. Урок окончен.

Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Слушают учителя.

Ученики выполняют задания в тетрадях.

Учащиеся переделывают предложения и записывают в тетрадях:
Весенний вечер, как ты прекрасен! Отдохните, друзья, перед трудным восхождением на гору.

Ученики отвечают:
- Да, предложения стали осложнены обращениями. Второе предложение стало односоставным.

Ожидаемые ответы учащихся:
Обращение – это слово или словосочетание, которое обозначает адресата речи. Это может быть человек, животное или неживой предмет, явление.
- Обращение произносится со звательной интонацией.
- На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
Примеры из произведений:
Ветер, ветер, ты могуч! (А.С.Пушкин)
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М.Ю.Лермонтов)
Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (И.А.Крылов)
Я был, о море, твой певец! (А.С.Пушкин) и др.

Самостоятельная работа учащихся с материалом параграфа №28, составление краткого плана учебной статьи. Формулировка вывода о роли обращений в литературных текстах и роли этикетных обращений.
Ученик зачитывает план, другой – рассказывает об обращении.

На вопрос учителя ожидаемые ответы:
- Обращение выполняет оценочную роль: выражает отношение говорящего к адресату своей речи.
- Обращение в поэтической речи выполняет изобразительную роль. Существует риторическое обращение, обращение-олицетворение.

Учащиеся выделяют три функции: звательную, оценочную, изобразительную.
Учащиеся чертят и заполняют таблицу в тетради.

Учащиеся выполняют упражнения, выразительно зачитывают получившиеся ответы.
Возможные варианты ответов:
-Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
-Ты не вейся, черный ворон, над моею головой…
- Ты постой, постой, красавица моя,
Дай хоть наглядеться, радость, на тебя!
-Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
- Взвейтесь кострами, синие ночи!
Ученики слушают чтение стихотворения, сопровождающееся классической музыкой.
Работа с раздаточным материалом. Учащиеся находят в тексте стихотворения обращения, отмечают, что они оформлены в виде восклицательных предложений. Эти восклицательные предложения придают тексту особую эмоциональность, восторженность. Письменный стол для поэта не только рабочее место, это олицетворение его творчества, его жизненной позиции. Вот поэтому письменный стол и называется по-разному: «верный», «вьючный мул», «строжайшее из зерцал». Творческое кредо поэтессы: не лгать, не сдаваться, не сворачивать с пути, жить и писать по совести, наперекор ненависти и обидам.
Учащиеся выполняют упражнения, разминаются под ритмичную музыку.

Учащиеся работают самостоятельно с раздаточным материалом. Записывают в тетради тексты, расставляют знаки препинания, обозначают обращения условным значком.

Учащиеся выписывают пример предложения из таблицы и разбирают его по членам предложения.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило… (А.С.Пушкин)
Схема предложения:
(…, О, …)

Ученики придумывают предложения по предложенным схемам, записывают их на доске и в тетрадях.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. Те, у кого есть вопросы по выполнению домашнего задания, задают их.

Учащиеся слушают учителя.

Урок в 8 классе
Тема урока: обращение и знаки препинания при нем.

Цель урока: углубить знания об обращении и его функциях в речи (звательной, оценочной и изобразительной), продолжить формирование умения пользоваться знаками препинания в письменной речи для выделения обращений и навыка характеристики синтаксических, интонационных и пунктуационных особенностей предложений с обращениями.

Задачи урока: продолжить умение отличать обращения от других функций существительных в форме именительного падежа, умения разбора предложения с обращением по членам, тренировать навык выразительного чтения стихотворных и прозаических текстов с обращениями, формировать способность восприятия поэтического текста и его музыкального сопровождения, формировать навык исследовательской работы с учебной статьей и художественным текстом, составления плана статьи, умения высказываться на лингвистическую тему, вырабатывать умение работать в паре и самостоятельно.

Оформление урока: запись названия темы урока на доске, слайды презентации «Функции обращения в речи» и таблица «Слова, не являющиеся членами предложения».
Оборудование урока:
1. Раздаточный материал №1.
М. Цветаева. Стол.
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам.

Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез –
Спасибо, что нес и нес.

Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
(Соблазнам мирским порог)
Всем радостям поперек.
Всем низостям – наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды – всему, всему.

2. Раздаточный материал №2.

Я снова здесь в семье родной
Мой край задумчивый и нежный! (С.Есенин)

Радостно и ясно
Завтра будет утро
Эта жизнь прекрасна
Сердце будь же мудро. (А.Ахматова)

Слезы людские о слезы людские
Льетесь вы ранней и поздней порой. (Ф.Тютчев)

Скажи мне ветка Палестины
Где ты росла где ты цвела
Каких холмов какой долины
Ты украшением была? (М.Ю.Лермонтов)

3. Опорная схема на слайде презентации «Функции обращения в речи».
Функции обращения в речи

Звательная Оценочная Изобразительная

4. Дидактическая таблица на слайде презентации «Слова, не являющиеся членами предложения».

1 2 3 4 5

Примеры.
Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. Грибоедов.) (1)
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило… (А.С.Пушкин) (2)
На Алексея всё это, видимо, не действовало. (М. Горький.) Гимназия — все её три этажа — бы¬ла насыщена запахом замазки. (В. Катаев.) (3)
Да у вас дело совсем уже слажено. (А. Пушкин.) (4)
В тесноте, да не в обиде. (Пословица.) (5)

5. Запись музыки И. Баха «Концерт для двух скрипок и оркестра», запись чтения стихотворения в артистическом исполнении, запись ритмичной музыки для физкультминутки.
Ход урока:

Действия учителя Действия учащихся

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя о теме, цели урока.

2. Актуализация опорных знаний об обращении.
К доске вызывается ученик, записывает предложение. Задание: разобрать предложение по членам, дать характеристику.
Как прекрасен вечерний вечер!
К доске вызывается другой ученик, получает то же задание для другого предложения:
Друзья отдыхали перед трудным восхождением на гору.
Учитель предлагает классу переделать предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Записать новые предложения на доске вызываются желающие.

Вопрос учителя к классу:
Изменилось ли что-либо в характеристике предложений?

Беседа учителя с учащимися:
- Что такое обращение?
- В чем интонационная особенность произнесения обращения?
- Как обращения выделяются при письме?
- Приведите примеры предложений с обращениями из художественных произведений.

3. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать материал параграфа и составить краткий план учебной статьи.

Учитель предлагает зачитать план одному из учащихся, другому - рассказать об обращении, после чего задает классу вопрос:
-Какую новую информацию об обращении содержит в себе статья учебника?

Вопрос учителя к ученикам:
- Каковы функции обращения в речи?
Учитель обращает внимание учеников на то, что обращение служит не только для указания на адресат речи, но и для выражения эмоционального отношения к нему, для речевого этикета. Ответы учеников можно представить в виде таблицы «Функции обращения в речи» и предлагает начертить ее в тетради. (см. таблицу в «Оборудовании урока»)
Учитель предлагает выполнить задание упражнения №186 в парах.
(В этом упражнении предлагается выписать из текстов старинных и современных песен предложения с обращениями). Для тех, кому сложна самостоятельная работа,- другое упражнение.
Дополнительное задание к упражнению: прочитайте предложения выразительно, стараясь применить звательную интонацию, выявить оценочную роль обращений, а также, если возможно, изобразительную роль.

Учитель предлагает перейти к следующему заданию.
- Перед вами, ребята, стихотворение русской поэтессы М.И.Цветаевой. Сейчас это стихотворение прочитает подготовившаяся ученица, которая выучила его по моей просьбе к уроку. Прослушайте его и приготовьтесь ответить на несколько вопросов.
Вопросы учителя к классу:
- Найдите в тексте обращения.
- В чем особенность их оформления?
- Почему предложения-обращения восклицательные? Какой отпечаток это накладывает на эмоциональную окраску всего стихотворения?
- Чем объясняется употребление в роли обращений к одному и тому же предмету таких разных по значению слов?
- Что вы узнали о жизненном и творческом кредо марины Цветаевой?

Физкультминутку в течение 3 минут проводит физорг класса.
4. Первичная проверка и обобщение изученного. Самостоятельная работа с раздаточным материалом №2.
А теперь пришло время вашей самостоятельной письменной работе. Учитель раздает дидактический материал учащимся и предлагает записать в тетрадях стихотворные отрывки. Задание: найти и обозначить в текстах обращения, расставить знаки препинания.
Учитель проверяет выполненное задание, ставит ученикам оценки.
Учитель обращает внимание учеников на грамматическую особенность обращения: оно не является членом предложения.
Работа с таблицей «Слова, не являющиеся членами предложения».
Задание: выписать предложение-пример и сделать синтаксический разбор с характеристикой предложения. Составить схему предложения.
Ученик, работающий у доски, получает оценку.
Делается вывод: обращение не является членом предложения.
Учитель предлагает классу составить предложения по схемам и записать их на доске и в тетрадях:

(О! …..)

(…….,О, ……)

(……….,О ?)

5. Этап информации о домашнем задании.
Учитель записывает домашнее задание на доске:
- Используя материал параграфа №28, подготовить рассказ об обращении, назначении в речи, интонационных и пунктуационных особенностях выделения обращения.
- Выполнить упражнения.
- Дополнительное задание для учеников 1 и 2 групп: выписать из текстов художественных произведений 5 предложений с обращениями, разобрать одно по членам предложения.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Итак, закончился урок усвоения нового материала по теме «Обращение и знаки препинания при нем».
На сегодняшнем уроке вы вспомнили ранее изученный материал и узнали много нового об обращении. Итак, обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована речь. В речи у обращения можно выделить три функции: звательную, оценочную и изобразительную. Обращение может быть распространенным и не распространенным. Оно не является членом предложения. Обращение произносится с особой, звательной интонацией. На письме обращение выделяется чаще всего запятыми. Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком.
Сегодня вы слушали выразительное чтение стихотворения. Цветаевой с музыкальным сопровождением, работали с текстом ее стихотворения, анализировали, определяли роль обращения в понимании всего произведения. На уроке вы учились работать с учебной статьей. Составляли к ней план и высказывались по нему на лингвистическую тему, делали синтаксический разбор предложений с обращениями, составляли предложения по данным схемам и сами составляли схемы. Вы работали самостоятельно и в парах, показали, что способны работать в коллективе, совместно решать общую задачу. Таким образом, цели урока выполнены.
На уроке были выставлены следующие оценки (учитель зачитывает полученные оценки за работу у доски, рассказ об обращении, за проверку самостоятельной работы с раздаточным материалом).
Запись домашнего задания.
До свидания. Урок окончен.

Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Слушают учителя.

Ученики выполняют задания в тетрадях.

Учащиеся переделывают предложения и записывают в тетрадях:
Весенний вечер, как ты прекрасен! Отдохните, друзья, перед трудным восхождением на гору.

Ученики отвечают:
- Да, предложения стали осложнены обращениями. Второе предложение стало односоставным.

Ожидаемые ответы учащихся:
Обращение – это слово или словосочетание, которое обозначает адресата речи. Это может быть человек, животное или неживой предмет, явление.
- Обращение произносится со звательной интонацией.
- На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
Примеры из произведений:
Ветер, ветер, ты могуч! (А.С.Пушкин)
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М.Ю.Лермонтов)
Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (И.А.Крылов)
Я был, о море, твой певец! (А.С.Пушкин) и др.

Самостоятельная работа учащихся с материалом параграфа №28, составление краткого плана учебной статьи. Формулировка вывода о роли обращений в литературных текстах и роли этикетных обращений.
Ученик зачитывает план, другой – рассказывает об обращении.

На вопрос учителя ожидаемые ответы:
- Обращение выполняет оценочную роль: выражает отношение говорящего к адресату своей речи.
- Обращение в поэтической речи выполняет изобразительную роль. Существует риторическое обращение, обращение-олицетворение.

Учащиеся выделяют три функции: звательную, оценочную, изобразительную.
Учащиеся чертят и заполняют таблицу в тетради.

Учащиеся выполняют упражнения, выразительно зачитывают получившиеся ответы.
Возможные варианты ответов:
-Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
-Ты не вейся, черный ворон, над моею головой…
- Ты постой, постой, красавица моя,
Дай хоть наглядеться, радость, на тебя!
-Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
- Взвейтесь кострами, синие ночи!
Ученики слушают чтение стихотворения, сопровождающееся классической музыкой.
Работа с раздаточным материалом. Учащиеся находят в тексте стихотворения обращения, отмечают, что они оформлены в виде восклицательных предложений. Эти восклицательные предложения придают тексту особую эмоциональность, восторженность. Письменный стол для поэта не только рабочее место, это олицетворение его творчества, его жизненной позиции. Вот поэтому письменный стол и называется по-разному: «верный», «вьючный мул», «строжайшее из зерцал». Творческое кредо поэтессы: не лгать, не сдаваться, не сворачивать с пути, жить и писать по совести, наперекор ненависти и обидам.
Учащиеся выполняют упражнения, разминаются под ритмичную музыку.

Учащиеся работают самостоятельно с раздаточным материалом. Записывают в тетради тексты, расставляют знаки препинания, обозначают обращения условным значком.

Учащиеся выписывают пример предложения из таблицы и разбирают его по членам предложения.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило… (А.С.Пушкин)
Схема предложения:
(…, О, …)

Ученики придумывают предложения по предложенным схемам, записывают их на доске и в тетрадях.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. Те, у кого есть вопросы по выполнению домашнего задания, задают их.

Учащиеся слушают учителя.
Категория: Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании" | Добавил: nat1632
Просмотров: 714 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА