Воскресенье, 07:29 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании"

Молодежный форум-театр – инновационная форма досугового мероприятия, направленная на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних
14.01.2015, 13:23
Введение
В новом законе «Об образовании в РФ» дается определение воспитания как «деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В этих условиях профилактика асоциального поведения, формирование здорового образа жизни является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическими коллективами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Одной из интересных форм досугового мероприятия, эффективно работающего на профилактику негативных проявлений, является форум-театр.
Основателем форум-театра является бразилец Аугусто Боаль, который считал, что каждый человек, по сути – театр, - «театр – искусство созерцания самих себя».
Он создал первый уличный «Театр Угнетенных», который рассказывает о конфликтах, которые нас окружают и о нашем собственном внутреннем конфликте.
Форум-театр – интерактивный способ психопрофилактики и психокоррекции социальных проблем, в основе которого использу¬ется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудито-рией.
В процессе данной формы мероприятия каждый участник имеет возможность активно проявить себя, раскрыть свои возможности, используя пространство, язык движений, выбор слов и модуляций голоса, столкновение идей.
Сущность методики форум-театра – поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками путей решения проблемы или выхода из сложной ситуации.
Главной темой спектакля форум-театра являются различные актуальные подростковые проблемы.
Сценический спектакль предлагает для рассмотрения социальную проблему, а каждый персонаж выполняет определенную социальную роль.
Главный герой – жертва ситуации, другие персонажи – его окружение: семья, школа, члены общества.
Во время участия в форум-театре зрители имеют возможность не только ознакомиться с трудной ситуацией, а и разработать алгоритм, создать модель успешного поведения в сложной, на первый взгляд, безвыходной ситуации.
Главная цель форум - театра – предупреждение попадания человека в проблемные ситуации и моделирование возможных путей выхода из ситуации, в которой оказался молодой человек, через предоставление ему информации и обретение навыков решения проблемы конкретного человека с использованием опыта других людей и с подключением возможностей собственного эмоционального интеллекта.
I.Форум-театр «Равнодушные люди» (сценарий)
Цель мероприятия: профилактика асоциального поведения несовершеннолетних
Задачи мероприятия:
- формировать у подростков сопротивление негативному влиянию социального окружения;
- формировать установку на ведение здорового образа жизни;
- моделировать возможные пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций
Возраст участников: 15 – 18 лет
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная установка, сценические костюмы, декорации, цветные стикеры.

Ход мероприятия
Актовый зал. В зале присутствуют учащиеся15 – 18 лет
Звучит песня Ю.Визбора «Каждый выбирает для себя».
1.1. Вступительное слово ведущего
Добрый день, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в этом уютном актовом зале.
Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях людей в современном обществе, о проблемах безразличного, равнодушного отношения друг к другу.
Проблема равнодушия касается и молодого поколения, и всего общества в целом, от решения которой зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества.
Вашему вниманию будет представлен спектакль, в котором вы будете не только зрителями, но и сможете попробовать себя в роли актера.
Спектакль является одним из видов театрального искусства, с которым вы знакомы.
Вы наверняка слышали такую фразу: «Вся жизнь – театр, а люди – в нем актеры».
Отношения между людьми, даже если мы этого не осознаем, построены по театральным законам. Все, что актеры играют на сцене, совершается в нашей реальной жизни: мы и есть театр!
Люди пришли на землю для удивительной цели: общаться, чувствовать прикосновения, радоваться и переживать. Когда мы активны, испытываем себя в повседневной жизни, то творим все прекрасное совместно со всем, что нас окружает.
Порой мы видим несправедливый жестокий мир, но именно мы можем построить иной мир своими руками и на сцене, и в повседневной жизни.
-Знаете ли вы, что такое Форум-театр? (реплики из зала).
Форум-театр был создан Аугусто Боалем совместно с художниками, сценаристами и актерами. Главный герой - человек, потерявший право на выражение своей воли и желаний, и чья жизнь сводится лишь к роли послушного слушателя.
Форум-театр – сложный метод, который создает пространство для дискуссий, открывает возможности для диалога и обеспечивает творческий подход к обсуждению сложных ситуаций, которые мы наблюдаем в жизни. Это инсценировка из реальной жизни, которая помогает людям расширить свое сознание в борьбе с повседневными проблемами.
Происходит это следующим образом: актеры представляют публике проблему повседневной жизни (насилие в семье, трудности на работе, алкоголизм, наркомания, ситуация унижения или подавления личности).
После окончания представления начинается самая важная часть работы. Актеры, занятые в спектакле, обсуждают со зрителями различные проблемы и наилучшие поведенческие реакции. Зритель, в нашем случае – со-актер, имеет возможность выйти и сыграть свою реакцию.
Все участники стараются сформировать правильное отношение и понимание ситуации. Дискуссия и обыгрывание на сцене продолжается до тех пор, пока аудитория совместными усилиями не найдет решения данных проблем.
Здесь каждый может внести свою лепту, уважая другие точки зрения и рассчитывая на ответное уважение.
Форум-театр – это театр, который требует от людей участия и социально-активной позиции.
Просим участников подняться на сцену.
1.2. Выполнение упражнений на разогрев
Упражнение 1. Поздороваться разными способами: как скромные люди,
как люди, которые торопятся, которые давно не виделись и т.д.
Упражнение 2. Узел.
Беремся за руки, начинаем запутываться, теперь аккуратно распутываемся.
Упражнение 3. Гипноз (работа в парах под музыку).
Участники разбиваются на пары. Один гипнотизер, а другой гипнотизируемый. Гипнотизируемый находит точку в центре ладони гипнотизера и глазами следит за ней и повторяет движения вслед за гипнотизером. Потом меняются местами.
Упражнение 4. Человек к человеку (работа в парах).
Водящий, к примеру, говорит: «Ладонь к ладони, колено к колену…».
При словах «Человек к человеку» участники меняют партнеров.
Оставшийся без пары, становится водящим.
1.3. Просмотр спектакля «Равнодушные люди»
Действующие лица:
Наташа – ученица 8 класса;
Саша – её приятель, ученик 11-го класса;
Катя, Света, Оля – подруги Наташи, ученицы 8-го класса;
Мама, папа – родители Наташи;
1 сцена
Обычный день. Встреча девушек у школы.
Катя: Наташа, привет! Ты сегодня такая счастливая ходишь, что случилось?
Наташа: Знаешь, Катя! Я с Сашкой Петровым познакомилась, вот уже месяц встречаемся.
Катя: Это Петров из 11-го? Классный парень, высокий, красавец, все девчонки от него без ума, повезло же тебе!
Наташа: Ага, только знаешь, он вчера попросил из дома лекарства взять!
Катя: Он, что болен что - ли? Ну и что, у тебя же родители врачи?!
Наташа: Не знаю, ну ладно мне пора, по домам.
Катя: По домам.

2 сцена
Домашняя обстановка. Телефонный разговор Саши и Наташи.
Саша: Наташа, привет, как дела?!
Наташа: Привет, вот жду, когда ты позвонишь!
Саша: Ты сделала, что я просил?
Наташа: Пока нет, знаешь родители дома.
Саша: Наташа, я для тебя готов на всё, а ты для меня такую малость сделать не можешь!
Наташа: Саша…
Саша: Всё, либо ты приносишь лекарства, либо мы разбегаемся.
Наташа: Ну, Саша…
Саша: Всё пока, мне некогда. (Бросает трубку)
Наташа дома пытается найти лекарства в домашней аптечке.
Диалог с родителями.
Папа: Наташа, что ты ищешь?
Наташа: Да голова что-то заболела!
Папа: Я принес новые лекарства. Возьми на верхней полке.
Наташа: Хорошо.
Мама: Как дела в школе?
Наташа: Нормально…
Мама: Что ты всё раскидала?
Наташа: Лекарства искала, голова сильно болит.
Мама: Немедленно наведи порядок!
Наташа: Хорошо.
Наташа наводит порядок, складывает лекарства в сумку.
Наташа: Мама, папа я гулять!
Мама: Иди…
Папа: Смотри, долго не задерживайся!
3 сцена
Вечер. Встреча Наташи с подругами.
Оля: Наташа, привет!
Наташа: Привет!
Катя: А ты что грустная такая?
Наташа: Помнишь, Катя, я тебе рассказывала, что Сашка просил из дома лекарства взять, а вчера позвонил и сказал, что если я не принесу, то он меня бросит.
Света: Постойте, постойте, это Петров из 11-го? Я слышала, что он наркоман!
Наташа: Как наркоман?!
Катя: Света, что ты всё выдумываешь?
Оля: Иди, Наташа, не раздумывай!
Наташа: Ну ладно, девчонки, пока!
Девушки расходятся.
4 сцена
Встреча Наташи и Саши в парке.
Саша: Наташа, привет! Ты принесла, что я просил?
Наташа: Принесла…
Саша: Вот ты у меня какая умница! Давай, доставай скорее…
Наташа: Держи.
Саша: Сейчас вместе и попробуем!
Саша достает таблетку и протягивает Наташе.
Девушка в замешательстве.
1.4. Обсуждение спектакля
Ведущий вступает в диалог с залом.
Вы посмотрели спектакль.
- Сколько сцен вы заметили? (4 сцены)
- Кто главные герои спектакля? (Наташа, Саша)
- Какими вы их увидели? (Наташа – податливая, добрая, слабохарактерная… Саша – грубый, вспыльчивый, меркантильный, циничный…).
- Почему вы так считаете? Обоснуйте свое мнение.
(Саша преследует исключительно свои интересы, игнорируя чувства Наташи. Наташа влюблена и не замечает, что является жертвой любимого человека. С родителями она спокойна, покладиста, но доверительных отношений между ними нет).
- Какими здесь представлены родители? Что можно сказать о них? (безразличные, каждый живет своей жизнью…).
- Какие еще герои фигурируют в спектакле? (подруги Наташи).
- Какими они здесь представлены? (Катя и Оля равнодушные, ехидные. Света – правдивая, добрая, искренняя).
- О каких проблемах здесь идет речь? (безразличие и равнодушие взрослых, эгоизм, обман подростков, неумение слабых противостоять негативному давлению окружающей действительности)
- Чем заканчивается последняя сцена? (Саша предлагает Наташе вместе с ним попробовать таблетки, содержащие наркотические вещества)
- Как вы считаете, к чему это может привести? (Наташа станет зависимой от наркотиков).
- Можно, ли избежать этой проблемы? (да, можно).
- Как? Каким образом? (измениться самой Наташе, поменять поведение, свою жизненную позицию, превратиться из жертвы в победителя. Равнодушным родителям быть более внимательными, не зацикливаться на своих проблемах. Подругам стать добрее и отзывчивее).
- Можно ли помочь Саше? (возможно, если помочь ему увидеть альтернативу в жизни: занятие спортом, развитие творческих способностей, найти хобби).
Спектакль показывается заново. По ходу спектакля происходит замена героев в тот момент, когда есть идея исправить ситуацию в лучшую сторону. Сцена продолжается до тех пор, пока ситуация взаимоотношений не станет более видимой и не будет достигнут желаемый результат.
1.5. Подведение итогов мероприятия
- Итак, сегодня вы побывали не только зрителями, но и попробовали себя в роли актеров.
- Что вам понравилось? (Доброжелательная обстановка, теплые, доверительные отношения всех участников, интересно было попробовать себя в роли актеров, высказать свое субъективное мнение).
Давайте вернемся к теме нашего спектакля «Равнодушные люди».
- Что может произойти с человеком, которого окружают равнодушные люди? (человек, замкнется в себе, появится недоверие к окружающим, возникнут проблемы, потеряет интерес к жизни, веру в себя).
Да, действительно равнодушные – это самые опасные люди.
«Не бойтесь врагов – они могут только убить, не бойтесь друзей – они могут только предать, бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».
Юлиус Фучик
На примере героев спектакля мы увидели безразличие со стороны взрослых и подростков, что могло привести к определенным проблемам.
Мы попытались вместе обсудить, как можно изменить отношение к жизни главной героини, спасти ее от черствости и равнодушия окружающих.
Желаем Вам быть неравнодушными людьми!
Мероприятие заканчивается песней Ю.Визбора «Каждый выбирает для себя».
Рефлексия первичного восприятия мероприятия продолжается (на выходе участники голосуют цветными стикерами, выражая свое мнение: белый – понравилось частично, красный – не понравилось, зеленый – понравилось).

Заключение
Задействованная в мероприятии аудитория – это молодежь, большая часть которой находится в зоне социального риска, работа с которой предполагает использование данной формы – форум – театр, способствующий психопрофилактике и психокоррекции социальных проблем под руководством психолога, социального педагога образовательного учреждения, родителей, других социальных партнеров.
Результаты психолого-педагогической диагностики студентов Шахунского техникума по методикам «Самооценка психических состояний» (Айзенк), КОС и др. показали, что исследуемые в 2013 году параметры (тревожность, самооценка, агрессивность и др.) изменились по сравнению с 2012 учебным годом. Снизилась тревожность на 3%, агрессивность на 1%, повысилась самооценка на 5%. Сформировались эмоционально теплые отношения дружбы, улучшилось отношение к учебе, возникло негативное отношение к алкоголю и наркотикам.
Участие в форум - театре послужило началом глубокой внутренней работы участников мероприятия над собой.
Это направление работы гармонично используется в системе учебно-воспитательной деятельности техникума по социальной адаптации обучающихся.

Список литературы

1. Данилов С.С. «Русский драматический театр XIX века».
2. Опарина Н.А. «Школьный театр».
Интернет-ресурсы
3. teatr.ru.
4. forum.gender-ua.org>index-1-de.html
5. relax by>forumteatr
Категория: Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании" | Добавил: Pavlovna | Теги: отказ от наркотиков, ГБОУ СПО ШАПТ, публикация, Форум-театр (сценарий), асоциальное поведения, мизансцена
Просмотров: 630 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА