Пятница, 00:51 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс ЭОР - 2014

консультация "Использование технологий моделирования при формировании у детей представлений о времени"
23.03.2014, 19:00
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Ручеек»
города Новочебоксарска Чувашской Республики

ПЛАН-КОНСПЕКТ
Консультации для воспитателей
«Использование технологии моделирования
при формировании у детей представлений о времени»

Разработала и провела:
Старший воспитатель
Фёдорова Татьяна Аркадьевна
эл. почта: dinas2005@bk.ru
Пользователь:
tany9702

Материал включает в себя:
1. Текст консультации
2.слайд-презентацию
3.Буклет
4.методические рекомендации для педагогов

Форма проведения: консультация с элементами практикума.

Цель: Закрепление метода моделирования при ознакомлении дошкольников со временем.
Задачи:
1. Закрепить методику развития представлений о времени у детей дошкольного возраста
2. Сформировать представления о технологии моделирования при ознакомлении дошкольников со временем
3. Развитие практических навыков в использовании и создании моделей при формировании у дошкольников представлений о времени.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Целевая аудитория семинара-тренинга: педагоги дошкольного учреждения (независимо от стажа работы, профессиональной квалификации).

Изучение литературы:
1. Лебеденко Е.Н. Формиорвание представлений у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2003 г.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999г.
3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991г.
4. Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г.
5. Я познаю мир: В мире науки: Для умных, но ленивых: веселые уроки / К. Поскитт, Н. Арнольд; Пер. с англ. А. В. Молоканова, О. А. Герасиной, М. В. Сеферовой; Худож. Т. Дантон, Т. де Соль. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2004. - 461с.
6. Коваль Ирина Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. - Харьков: Книжный клуб "Клуб семейного досуга"; Белгород: ООО "Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2007. - 256с.
7. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.

План проведения:
№ наименование Форма проведения Деятельность педагогов Время проведения
1 Упражнение на создание эмоционально-положительного настроя «Приветствие»
Сообщение темы, плана проведения, актуальность ознакомление 2 мин.
2 Понятие «Время», история измерения времени показ слайдов презентация, теоретический экскурс Просмотр слайдов 10 мин.
3 Возрастные особенности, программные задачи ознакомление дошкольников со временем - закрепление -выступления педагогов
-просмотр слайдов 15 мин.
4 Методика и Технология моделирования при ознакомлении дошкольников со временем -выступление старшего воспитателя, показ слайдов презентации, показ наглядных моделей Практические задания педагогам 20 мин.
5 Двигательная пауза «элементы кинезеологии» 2 мин.
6 Практикум: использование объемных моделей в разных возрастных группах при ознакомлении со временем (части суток, недели, месяцы, сезоны и т.д.) в зависимости от возрастной группы Практическое задание Каждая возрастная группа используя практический раздаточный материал – готовит объемную модель, готовит выступление (как используется модель, с какой целью) 15 мин.
7 1.Рефлексия: мини-опрос «Оцени качество мероприятия»
2.Рекомендательно- практический материал (методические рекомендации, буклеты)
-Просмотр выставки игрового и занимательного материала, выставки литературы 5 мин.

План конспект по ходу консультации:
I. Часть
1. упражнение на создание положительно-эмоционального настроя
Участники семинара встают в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, рукой, спиной, бедром, лбом”.

2.Сообщение темы, цели встречи
слайд 1 – Тема консультации
2 слайд- эпиграф
Время - ткань, из которой состоит жизнь.
(Бенджамин Франклин)
Актуальность
Текст к слайду 3:
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами
Согласно ФГОС в содержание образовательной области познавательное развитие включена задача: «Познавательное развитие предполагает формирование ……первичных представлений пространстве и времени»

Текст к слайду 4:
Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

II часть:
Понятие о времени
Текст к слайду 5:
Время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

История измерения времени
Текст к слайду 6:
Во всех древнейших эзотерических текстах, в мудрых сказках и притчах, в священных книгах.
Датируются временем Среднего Царства (2250 – 1580 до н.э.)

Первый настоящий, похожий на теперешний, календарь появился не так уж давно — две с небольшим тысячи лет назад. Как же считали дни люди в те времена, когда они и писать не умели? Ведь можно было каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. Так началась первая на земле запись прожитых дней. Только делали её не пером, а топором. Именно таким деревянным календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. Некоторые народы — например, индейцы в Северной Америке — вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке.
Самыми древними «часами», которые к тому же никогда не останавливались и не ломались, оказалось Солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень уж точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно: днём — по Солнцу, а ночью — по звёздам.
Интересно, что ещё три или даже четыре тысячи лет назад люди не только точно знали этот день, но и сумели построить каменный календарь, который без ошибки показывал начало года. Этот календарь отлично сохранился до наших дней. Он находится в Англии и называется «Стоунхендж».

Вывод: Необходимо знакомить детей с историей предметов и явлений в старшем дошкольном возрасте (образовательная область познавательное развитие). На некоторые исторические модели определения времени (узелковые, зарубки) опираются и модели, используемые с детьми (шнуры-веревочки, векторы- линейные модели)
III часть:
Возрастные особенности развития
представлений о времени в дошкольном возрасте
Текст к слайду 7:
Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом.
Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Текст к слайду 8
Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений:
• адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
• понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодна-завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т.д.);
• понимание последовательности событий, действий, явлений
Текст к слайду 9
Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, конкретно определили через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие


Текст к слайду 10
выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени:
• накопление социального опыта в различных видах деятельности,
• художественные средства,
• общественные и природные явления окружающей действительности,
• различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.
определения понятия «время» - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:
1.Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.
2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).
3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни. Календарь.
4. Свойства времени.

Текст к слайду 11
Трудности ознакомления со временем
• Время текуче и не может быть воспринято сразу;
• Время – необратимо; нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами;
• Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм;
• Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
• Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а день, в свою очередь, вечером).

Текст к слайду 12
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, является:
1.Знание временных эталонов (обобщенное представление о них).
Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени.
2. Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.
3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.
Таким образом, время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

* Практическое задние педагогам: Перечислите задачи формирования представлений о времени представлений о времени в разных возрастных группах
Текст к слайду 13
Задачи развития представлений о времени в разных возрастных группах
4-5 лет:
1.Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.
2.Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
3.Дать общие представления о временах года.
5-6 лет:
1.Расширить представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).
2.Уметь определять части суток. Ввести обобщающее понятие «Сутки».
3.Объяснить значения слов: вчера, сегодня, завтра.
4.Называть времена года, знать их отличительные особенности
5.Учить выделять временные отношения (до – после, скоро, давно, было, будет, долго, не долго, быстро – медленно, раньше, позже, сначала, потом, теперь, сейчас);
6-7 лет:
1.Дать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
2.Уметь называть последовательно все дней недели, очерёдность месяцев, времён года.
3.Упражнять в умении пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
4.Различать длительность временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час).

Текст к слайду 14
Понятия с которыми знакомят в дошкольном возрасте
Сутки- единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Сутки делятся на 24 часа и состоят из дня, вечера, ночи и утра. Календарные сутки составляют недели, месяцы.
Неделя –единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. В большинстве современных календарей, включая григорианский, неделя состоит из семи дней. Это самая большая общепринятая единица времени, содержащая точное количество дней.
Месяц- единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли, Лунные месяцы являются основой многих календарей.
Год- единица измерения времени, в большинстве случаев приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Календарный год в григорианском и юлианском календарях равен 365 суткам в невисокосные годы и 366 – в високосные.

Текст к слайду 15
Методика ознакомления с частями суток

Возрастная группа младшая средняя старшая подготовительная
задачи формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт»;
знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».
методика соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия;
используются модели плоскостные (круговые, линейные)

Модели плоскостные, объемные

* Практическое задание педагогам: какие модели вы используете, знакомя детей с временными понятиями: части суток
Текст к слайду 16-17
Младший возраст:
отражающая рисуночную модель характерных. Детям предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их.
Средняя группа:
В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Детей знакомят с формой движения – по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени.
Старший дошкольный возраст
Объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи
составляет сутки.
широко используются модели, в том числе объемные и модели часов.
используются объемная модель времени в виде спирали, вектора характеризующей путь развития возвратам к исходным пунктам, но на новой основе.
с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели.
К слайду 18-19
Демонстрация образцов моделей в младшем и среднем возрасте
К слайду 20
Демонстрация образцов моделей в старшем дошкольном возрасте
* Практическое задание педагогам: какие модели вы используете, знакомя детей с временными понятиями: дни недели

К слайду 21
Методика ознакомления с днями недели
Знакомство с днями недели начинается со старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст
задачи формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени.
методика Последовательность обучения:
1.Учим название дней недели по порядку, связывая их с деятельностью;
2.Ежедневно называть день недели, Какой день недели сегодня, вчера, завтра;
3.Связь дней недели с порядковым счетом.
Используется наглядность, модели (плоскостные, линейные, объемные), календарь
К слайду 22
Демонстрация образцов моделей в старшем дошкольном возрасте
Схема должна отражать:
• количество элементов единиц времени
• место каждого элемента в схеме
• цикличность
К слайду 23
Демонстрация моделей при ознакомлении с временными понятиями
младшем средней группе: освоение временных понятий (сегодня, вчера, завтра).
в старшем дошкольном возрасте: позавчера, послезавтра
* Практическое задание педагогам: какие модели вы используете, знакомя детей с временными понятиями: времена года
К слайду 24-25
В младших группах и средних группах
Круговые, линейные модели, предметные отражающая рисуночную модель характерных особенностей времен годы
В старшей группе- условно-символические модели (круговые , линейные, объемные) в определенной цветовой гамме. условно-символические модели (все виды) знакомят с месяцами и сезонами. Знакомятся с календарем
* Практическое задание педагогам: какие модели вы используете, знакомя детей с временными понятиями: определение времени
К слайду 26-27
детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час.
Демонстрация моделей
К слайду 28
Приемы обучения определения времени по часам
• Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам).
• Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка.
• Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать.
• Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту.
• Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку.
• В приёмной комнате детям одеть за одну минуту.
V часть: Двигательная пауза
- Выполним несколько упражнений.
«Успевай-ка!»
в процессе игры строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

«Стул»
Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если легко выполняют это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
Данные упражнения – относятся упражнениям кинезиологие. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. С данными упражнениями мы познакомимся на последующей консультации

VI. Практикум:
1. Демонстрация объемных моделей:
Геометрические объемные модели (призмы, конусы, кубы) – для ознакомления с частями суток, временами года, сезонами;
Узелковые модели (бусы, цепочки) – для знакомства с днями недели, сутками;
Предметно-картинные – для знакомства с сезонами, частями суток;
«Вектор времени» - при знакомстве с днями неделями, с сезонами

VII. Рефлексия
1. мини-опрос «Оцени качество мероприятия» (педагоги оценивают мероприятие»:
Хорошо- красный
Средний -желтый
Плохо- черный
Актуальность, услышанного на консультации _____
Узнали ли вы что-то новое ______
Понятен ли был ход и содержание консультации _____
Практическая значимость консультации__

2.Просмотр игр представленных на выставке
3.Обзор литературы представленной на выставке
4.Буклеты по теме консультации
5.Методические рекомендации

2.Библиография
Слайды 30-34
Категория: Всероссийский конкурс ЭОР - 2014 | Добавил: tany9702 | Теги: консультация для педагогов Детского
Просмотров: 2935 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА