Воскресенье, 06:00 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский конкурс ЭОР - 2014

Использование презентаций в логопедической работе с дошкольниками при подготовке к обучению грамоте
25.03.2014, 22:40
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга


«Использование презентаций при подготовке дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте»



Доступно только для пользователей

Чумакова Елена Владимировна
учитель-логопед


Логин на сайте «Большая перемена» elena-chumakova-logo
Эл.почта elena.chumakova.logo@yandex.ru


Перечень материалов:
1. Текст статьи
2. Презентация 1 (Приложение)
3. Презентация 2 (Приложение)


Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе и открывает широкие возможности для деятельности логопеда.
Преимущество их использования в работе с детьми заключается в следующем:
1) детям интересно все, что связано с компьютерами, таким образом повышается учебная мотивация;
2) повышается речевая и познавательная активность ребенка на логопедическом занятии;
3)повышается самооценка детей (поощрение за правильные ответы, возможность самому проверить правильность ответа);
4) возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка;
5) у ребенка формируется активная позиция субъекта обучения;
6) логопед затрачивает меньше времени при подготовке к занятию;
7) значительно экономится время на занятии благодаря быстрой смене материала на экране;
8) широкие возможности компьютерных программ;
9) ребенок обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что они могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Задания на компьютере используются фрагментарно, чередуются с традиционными методами обучения. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие речевых функций детей согласно целям проведения игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Для подготовки к обучению дошкольников 5 – 6 лет, имеющих нарушения речи, к обучению грамоте и профилактике дисграфии и дислексии мной был создан ряд компьютерных заданий по нескольким направлениям. Для этих целей я использовала программу создания презентаций MS PowerPoint. Она представляется очень удобной, так как на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, схемы, размеры которых можно варьировать. Широко используется настройка анимации и действия. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации.
Презентации я использую как на подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях в старшей и подготовительной группе. На подгрупповых занятиях материал демонстрируется на экране с помощью проектора.
Логопеду важно понимать, что все занятия должны проводится с соблюдением требований СанПиН:
1)компьютер используется не чаще одного раза в день; не чаще трех раз в неделю;
2)после занятий проводится гимнастика для глаз;
3)непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 6 лет – не более 10 мин., для детей 7 лет – не более 15 мин.;
4)обеспечивается гигиенически рациональная организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности;
5)экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см
Систему работы по профилактике нарушений письменной речи и подготовке к обучению грамоте можно разделить на несколько разделов:
1) развитие языкового анализа и синтеза (анализ на уровне предложения, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ);
2) развитие фонематического восприятия;
3) формирование структуры предложения;
4) формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв;
5) развитие зрительно-пространственного восприятия.
Для развития языкового анализа на уровне предложения детям предлагаются следующие задания. На слайде представлены две предметные картинки. Дети составляют по ним предложение, определяют количество слов в нем. Затем это задание усложняется добавлением схемы предложения. Третий уровень сложности – на слайде представлены предметные картинки и схема, в которой одно из слов – предлог. Те же варианты заданий используются и с сюжетной картинкой. Предлог может обозначаться словом или специальной схемой.
Развитие слогового анализа и синтеза начинается с определения гласного звука в слове. Например, на слайде представлены предметные картинки (их названия состоят из одного слога – нос, мак и др.) и одна гласная буква. Ребенок подбирает слова, содержащие в своем названии соответствующий звук. Или другой вариант – на слайде одна картинка и несколько букв. Необходимо нажать на букву, которая соответствует гласному звуку в слове. (При правильном ответе происходит переход на слайд с изображение веселого сказочного героя. При неправильном нажатии ребенок увидит грустного героя.) Далее идут задания на определение количества слогов. На слайде предметная картинка и цифры – от одного до трех. Инструкция: «Определи количество слогов в слове и нажми на нужную цифру». Возможен вариант, где цифры заменяются слоговой схемой. На слайде предметная картинка и четыре схемы (от одного слога до четырех). Проверить себя ребенок может нажатием на клавишу мышки – схемы, которые не подходят к картинке, исчезают. Далее предлагаются более сложные задания. На слайде несколько предметных картинок и цифра («один»). Нажать только на те картинки, в названии которых один слог.
Формирование фонематического анализа и синтеза строится по традиционной схеме.
1) Выделение (узнавание) звука на фоне слова. На слайде расположено несколько картинок. Инструкция: «Найди те картинки, в которых есть звук [м]. Нажми на картинку, и ты узнаешь, правильно ли ты ответил.»
2) Определение места звука в слове. На слайде расположены картинка и три схемы (начало, середина и конец слова). Инструкция: «Подбери схему к картинке». Более сложное задание: на слайде несколько картинок, в названии которых содержится требуемый звук и одна схема. Инструкция: «Подбери картинки к схеме».
3)Определение последовательности и количества звуков в слове.
Задания на развитие фонематического анализа построены с учетом теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Сначала анализ идет с опорой на вспомогательные средства. На слайде картинка, название которой мы будем анализировать, и пустая схема, показывающая ребенку, сколько звуков в данном слове. Под пустой схемой скрыта схема из цветных кружков. Ребенок называет первый звук, нажимает на первый квадратик – появляется цветной кружок. Далее идет анализ в речевом плане, на этом этапе на слайде представлена только картинка. Ребенок выполняет анализ слова, затем по щелчку мышки появляется схема. И при анализе в умственном плане на слайде предлагается несколько картинок и цифра (например, «3») . Инструкция: «Нажми только на те картинки, в названии которых три звука.» При правильном ответе появляется, сказочный герой – Знайка, при неправильном – Незнайка. Таким образом, ребенок сам контролирует правильность выполнения задания. Возможен другой вариант задания: подбор картинки к схеме.
При дифференциации звуков используются такие задания: на слайде предметные картинки, названия которых содержат нужные нам звуки (например, [С] – [Ш]), в середине слайда - буква («С»). Надо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, соответствующий букве. Или другой вариант. На слайде одна предметная картинка («санки») и две буквы («С» и «Ш»). Ребенок нажимает на ту букву, которая соответствует звуку в слове. Можно поиграть в «Четвертый лишний»: на слайде четыре предметных картинки (например, санки, сапоги, шапка, сорока). Ребенок должен назвать лишнюю картинку (по наличию звуков [С] и [Ш]). При нажатии на клавишу мышки лишняя картинка исчезает. Можно использовать такое задание: дополнить предложение нужным словом, которое надо выбрать из двух картинок (слова - квазиомонимы).
Для развития буквенного гнозиса можно предложить детям следующие игры. «Жучок – буквоед»: на слайде изображена буква, некоторые элементы которой стерты. Ребенок называет букву, нажимает на клавишу – рядом появляется целая буква. «Буква за окошком»: на слайде нарисовано окошко, сквозь которое видна часть буквы. Ребенок опознает букву или буквы, нажимает на клавишу – около окошка появляется правильный ответ. «Найди гномика» (зеркально написанные буквы): на слайде две зеркально изображенные буквы. Детям предлагается найти гномика – он спрятался под буквой, которая написана неправильно. Ребенок нажимает на «неправильную» букву – под ней появляется гномик. «Прочитай по половинке»: на слайде написано слово, верхняя или нижняя половина букв которого отсутствует. Детям предлагается прочитать слово. Если возникают трудности – нажатие на клавишу – рядом появляется картинка. Затем слово можно увидеть полностью.


Для демонстрации я предлагаю две презентации: Презентация 1 – «Звук [Ж]»; Презентация 2 – «Звуки [с]-[ш]» (см.Приложение)
Презентация 1 «Звук [Ж]»:
Слайд 1 – титульный.
Слайд 2 – задание «Выбери картинки, в названии которых есть звук [ж]». Ребенок нажимает на картинку – переходит на слайд с Незнайкой (неправильный ответ) или Знайкой (правильный ответ). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 3 – задание «Подбери картинки к схеме» (звук [ж] в начале слова). Ребенок нажимает на картинку – переходит на слайд с Незнайкой (неправильный ответ) или Знайкой (правильный ответ). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 4 - задание «Подбери картинки к схеме» (звук [ж] в середине слова). Ребенок нажимает на картинку – переходит на слайд с Незнайкой (неправильный ответ) или Знайкой (правильный ответ). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 7, 8 – задание «Дополни предложение словом со звуком [ж]» . При нажатии на слайд ненужные картинки убираются. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 9 - Найди на картинке предметы, в названии которых есть звук [Ж]. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 11, 12 – задание «Выполни звуковой анализ слова». Ребенок выкладывает схему слова с помощью цветных фишек, затем можно проверить – нажать на слайд – появится правильны схема. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 13, 14, 15 – задание «Замени первый звук на звук [ж]». После ответа ребенка можно нажать на слайд – появится правильный ответ (картинка). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 17, 18, 19, 20 – задание «Сколько слогов в слове?» После ответа ребенка можно нажать на слайд – неправильные ответы удаляются. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 23 – задание «Добавь слог «жи». Какое слово получится?» После ответа ребенка можно нажать на слайд – появится правильный ответ (картинка). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 25, 26 – задание «Придумай предложение к схеме (по картинке)». После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).

[l]Презентация 2 – «Звуки [с]-[ш]»
Слайд 2 – задание «Выбери картинки со звуком [С]». Ребенок нажимает на картинку – переходит на слайд с Незнайкой (неправильный ответ) или Знайкой (правильный ответ). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 3 - задание «Выбери картинки со звуком [Ш]». Ребенок нажимает на картинку – переходит на слайд с Незнайкой (неправильный ответ) или Знайкой (правильный ответ). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 4 - 8 - задание «Какой звук в слове [с] или [ш]? Нажми на соответствующую букву.» Ребенок нажимает на картинку – переходит на слайд с Незнайкой (неправильный ответ) или Знайкой (правильный ответ). После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 9, 10, 11 – игра «Четвертый лишний». Даются четыре картинки, например «кактус», «автобус», «ананас», «душ». Ребенок выбирает лишнюю («душ»), объясняет «Эта картинка лишняя, потому что в слове «душ» есть звук [ш], а в остальных словах звук [с]». При нажатии на слайд ненужные картинки убираются. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 12, 13 - задание «Подбери картинки к схеме». При нажатии на слайд ненужные картинки убираются. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 14 – задание «Закончи слово звуком [С] или [Ш]». Читают или сами дети, или взрослый. При нажатии на слайд появляется картинка-ответ. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайд 15 – задание «Закончи слово слогом «сы» или «ши»». Читают или сами дети, или взрослый. При нажатии на слайд появляется картинка-ответ. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 17, 18 – задание «Закончи предложение». Ребенок (или взрослый) читает предложение и выбирает подходящую картинку. При нажатии на слайд ненужные картинки убираются. После выполнения задания нажать на управляющую кнопку со стрелкой (переход на следующий слайд).
Слайды 19, 20 – задание «Прочитай предложение, вставляя вместо картинки слово.»

Таким образом, использование игр, созданных с помощью компьютерных программ, может разнообразить логопедической занятие, привлечь интерес детей, расширить возможности работы с наглядным материалом, а также помогает педагогу в полной мере проявить свой творческий потенциал.

[l]Литература
1) Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
2) Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
3) Милостивенко Л.Г. Методические Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
4) Российская Е.Н. К проблеме формирования операциональной и функциональной готовности учащихся с тяжелым речевым недоразвитием к овладению письменной речью // Дефектология. – 1999. - №4. – с. 9 – 17.
5) Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М. ,1997.
Категория: Всероссийский конкурс ЭОР - 2014 | Добавил: elena-chumakova-logo
Просмотров: 755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА