Пятница, 04:38 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский интернет-конкурс "Лучший конспект занятия"

Методическая разработка и конспект интегрированного урока «Путешествие по страницам
01.06.2014, 22:36
Методическая разработка
и конспект интегрированного урока


«Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского».

Алексеева Ирида Петровна
преподаватель по фортепиано
МАУДОД «Детская школа искусств»
г.Лихославля

Цель урока: Познакомить учащихся с фортепианным циклом П.И.Чайковского «Детский альбом».
Задачи:
• познакомить с историей создания «Детского альбома»;
• прослушать ряд миниатюр;
• учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;
• развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
• формировать интерес к русской музыке.

Оборудование:
• компьютер
• мультимедиа
• экран
• презентация
• синтезатор
• фортепиано
• скрипка
• домра
Ход занятия
Презентация слайда №1

Здравствуйте, ребята!
Мы сердечно рады видеть Вас в нашей музыкальной гостиной.
Наш рассказ будет посвящен творчеству известного русского композитора Петру Ильичу Чайковскому, музыку которого знают во всем мире.
Творческое наследие композитора необычно велико и разнообразно. Им написано девять опер, три балета, шесть симфоний и много других пьес для фортепиано, скрипки. Чайковский был не только композитором, но и дирижером оркестра, а так же преподавал в Московской консерватории.
Чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами всю жизнь. Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» - неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой.
Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» в исполнении ансамбля скрипачей.

Презентация слайда №2
Обратимся к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского. Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и юных начинающих пианистов.
«Детский альбом» был написан Чайковским летом 1878 года, более ста лет тому назад. Этот сборник состоит из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр. Сегодня вы услышите их в исполнении фортепиано, скрипки и домры. В пьесах показана вся жизнь ребенка: его мысли, чувства, настроения, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А так же – картины русской жизни, русской природы, «песенки – путешествия».

Презентация слайда №3
Петр Ильич сочинил эту музыку для своего племянника – Володи Давыдова. В 1877 году Петр Чайковский приехал отдохнуть к своей сестре на Украину, в село Каменка. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц.
«Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни»- часто говорил Петр Ильич. И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле за цветами и грибами, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел дядя Петя.
Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к музыке семилетний Володя Давыдов, или просто Боб. « Бобику, - сказал Чайковский, - когда он играет, смотрит в ноты, можно целые симфонии посвящать». Тогда – то он и задумал создать альбом пьес для ребят.
И вот, что интересно. Сколько прошло времени, сменилось много поколений, а эта музыка не стареет. Почему? Потому, что главными ценностями в жизни являются – любовь, мама, семья, дети!
Сегодня для вас прозвучит музыка из «Детского альбома» П.И. Чайковского, в котором изображен целый день жизни ребенка, прожитый им с утра до вечера, с его играми, радостями и печалями, мечтами и сказками.

Презентация слайда №4
Мы открываем «волшебный» альбом, и тихие звуки затрепетали, как маленький огонек свечи. Это « Утреннее размышление». Вслушайтесь в тишину этих звуков. И вы услышите голос. Может быть, и не один, а сразу несколько. Светлая тональность соль мажор, простая гармония, равномерное ритмичное движение – все это передает настроение сосредоточенности и покоя.
«Утреннее размышление - исполняет О.В. Шлыкова (фортепиано).

Презентация слайда №5
День ребенка полон событий и увлечений.
А вот и мальчишечьи забавы! Представьте себе, что вы взяли палочку, сели на нее верхом, и…поскакали как на лошадке. Вдоволь наигравшись, мальчики устроились в углу на ковре и стали играть с игрушечными деревянными солдатиками.
- Мальчики, поднимите руки, у кого дома есть игрушечные солдатики? А вы любите с ними играть?

Ать-два, левой – правой.
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой – правой.
Командир ведёт нас на парад.
«Марш деревянных солдатиков» - исполняет Н.А. Матвеева (домра), аккомпанирует И.П. Алексеева.
А что означает слово « марш»? Марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее.
В музыке марша слышны легкий шаг, чёткие и пружинистые движения и праздничное настроение.
- Какой музыкальный инструмент передает четкий, упругий ритм? (барабан)

Презентация №6
- А в какие игры играют девочки? А девочки, конечно, играют в куклы. Этой теме Чайковский посвятил несколько пьес «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»
Пьесы не только о кукле, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, спустя некоторое время радуется новой кукле. Эти миниатюры - короткие музыкальные рассказы о сложной и серьезной душевной жизни ребенка, который чувствует все так же сильно и остро, как и взрослый человек.
У девочки заболела кукла Маша. В музыке слышны интонации вздоха, как будто плачет девочка – сломалась ее кукла.
«Болезнь куклы» - исполняет О.В. Шлыкова.
-Что композитор хотел выразить в этой пьесе?

Презентация слайда №7
Девочка так переживала, что родители пообещали подарить ей новую куклу.
Ах, мама, мама, неужели
Куклу скоро привезут?
Ах, мама, мама, в самом деле
Кукла скоро будет тут?
Ах, где же куколка моя?
Её хочу увидеть я.
Легким ветерком радости предстает пьеса «Новая кукла». В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление и восторг, охватывающие ребенка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Девочка с куклой кружится по комнате.
- В характере какого танца звучит пьеса? (вальса).
«Новая кукла» - исполняет Шлыкова О.В.
Ну, что ребята, вы убедились в том, что «Детский альбом» П.И.Чайковского - это ряд детских картинок, которые передают настроение детей их игры, интересы? (Ответы детей).

Презентация № 8
Вот и долгожданные гости пришли. Вечерами часто устраивались балы. Дядя Петя играл, а племянники с удовольствием танцевали.
- Ребята, какой танец был самым популярным в 19 веке? Вальс!
Он был самым любимым танцем XIX века, звучал и на скромных домашних праздниках, и в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека.
Вальс из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника.
«Вальс» - исполняет Г.Ф. Трусова (скрипка), аккомпанирует Ершова Ульяна 6 класс.
Презентация №9
А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный, легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!
В танце сочетаются легкое изящество и блестящая удаль. Характерны пристукивания каблуками в пунктирных ритмических фигурах.
«Мазурка» - исполняет Г.Ф. Трусова (скрипка), аккомпанирует Борисова Люба 6 класс.

Презентация слайда №10
В произведениях композиторов можно услышать музыку, очень похожую на народные напевы и наигрыши. О таких произведениях говорят, что они написаны в народном стиле. Что может быть задорнее и радостнее удалой русской пляски.
- О какой пьесе идет речь?
« Камаринская» - исполнят Н.А. Матвеева (домра), аккомпанирует И.П.Алексеева.
Этот знаменитый наигрыш русской пляски еще в 1848 году использовал композитор М.И. Глинка в своей блестящей оркестровой фантазии.

До чего сегодня весело у нас –
Под камаринскую все пустились в пляс.


Презентация слайда №11
Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Пётр Ильич слушал и записывал народные песни.
Так в «Детском альбоме» появились песни разных народов.
«Неаполитанская песенка»- одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала.

Есть за семью горами,
Есть за семью морями,
Город, где нет несчастных
Счастье там даром дают.
Так дай копейку,
Не пожалей-ка – кинь сюда, прохожий.
Быть может, с нею
Скорей сумею в этот город попасть.
Море плещет бирюзою,
Величавою красою.
Нас Неаполь зазывает,
Погостить нас приглашает.
Здесь под синим небом юга
Повстречали мы друг друга.
Наш кораблик дальше мчится,
Пена волн вокруг кипит.
Ах, Неаполь,
Город солнечный и страстный,
Город светлый и прекрасный!
«Неаполитанская песенка» - исполняет Трусова Г.Ф.(скрипка), аккомпанирует Алексеев Андрей 6 класс.
Презентация слайда №12
В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала детям истории о славных подвигах рыцарей и о прекрасных дамах.
Скажи, любимый мой,
Зачем ты не со мной?
В душе своей ношу
Прекрасный образ твой!
Ах, не вернёшься ты,
Мой рыцарь Ланселот.
Не хочешь, рыцарь знать,
Что тебя Элейна ждёт.
«Старинная французская песенка» - исполняет Трусова (скрипка), аккомпанирует Борисова Люба 6 класс.
Задумчивая мелодия песенки рассказывает о девушке, которая ждёт своего рыцаря.
Презентация №13
Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика. Он пел чудесным голосом, с такой теплотой. Песня, которую записал Чайковский, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка».
Эта пьеса спокойная, но не грустная, о чем - то хорошем.

В ласковый утренний час
Солнце нежно глядит на нас.
Мы по травам росистым идём,
И все вместе поём:
Прекрасны здесь облака!
Прекрасны птиц голоса!
Льёт солнце с высоты небес
На эту землю мягкий свет.
Лучше нашей Италии нет!

«Итальянская песенка» - исполняет Г.Ф. Трусова (скрипка), аккомпанирует Антонов Глеб 6 класс.

Презентация №14
Перевернем следующую страничку нашего альбома и услышим, как за окном тихо поёт и играет печальную песнь шарманщик. В письме Петра Ильича из Венеции были такие строчки: «По вечерам к нашей гостинице подходил какой - то уличный певец с маленькой девочкой, и одна из их песенок очень понравилась».
- Какие интонации слышны в этой пьесе?
«Шарманщик» - исполняет Н.А. Матвеева (домра), аккомпанирует И.П.Алексеева.

Презентация №15
Вот и закончился день. Засыпая, ребенок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия пьесы «Сладкая греза. Музыка пьесы передает лирическое мечтательное настроение.
«Сладкая греза» - исполняет Г.Ф. Трусова (скрипка), аккомпанирует Борисова Люба 65 класс.

Презентация №16
Последняя пьеса называется « В церкви».
Чайковский рассказывает, какое впечатление произвел на него древний монастырь и строгое, стройное пение певчих.
Образный мир пьесы - мир возвышенно - чистых раздумий о душе, добре и зле.
Молись, дитя, мужай с годами, -
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.
«В церкви» исполняет О.В. Шлыкова (синтезатор).

Презентация слайда №17
Прошёл день маленького ребёнка – такого, как вы, такого, каким был в детстве П.И.Чайковский. Мы перелистали каждую страницу и вместе с героями альбома веселились и играли, пели и танцевали, мечтали и страдали, удивлялись всему, что происходило вокруг.
Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство и природу.
«Сентиментальный вальс» - исполняет Г.Ф. Трусова (скрипка), аккомпанирует Жукова Саша 6 класс.
Музыку можно не только слушать, под музыку можно мечтать, петь, танцевать. Можно даже нарисовать музыку. Ребята, нарисуйте рисунок к пьесе, которая вам понравилась. А потом мы составим свой альбом к музыке Чайковского.
Для вас играли ученики и преподаватели музыкальной школы. И с радостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют эти пьесы и делают жизнь музыки Чайковского вечной.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Викторина
1.Какие пьесы вам понравились?
2.Сколько пьес в «Детском альбоме»?
3.Кому посвящены миниатюры?
5.В каких странах вы побывали?
6.Какие танцы входят в «Детский альбом»?
8.Какие герои вас встречали?
9.Какие произведения Чайковского вы знаете?
10.Какие пьесы играли на инструменте?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М. : Просвещение, 2010.
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.
3.Милич Б. Воспитание ученика пианиста. Киев. Музыка, 1982 г.
4.Ребенок за роялем. Сост. Я. Достал. Изд. «Музыка» Москва, 2010 г.
Категория: Всероссийский интернет-конкурс "Лучший конспект занятия" | Добавил: Iraida
Просмотров: 634 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА