Воскресенье, 21:40 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский дистанционный конкурс «ИНТЕРНЕТ-УРОК»

Урок-информация о новейшей поэзии (к.ХХ — н. ХХΙ в.) Харабалинский филиал ГАОУ АО ВПО «АИСИ» «ЗВУК КРУГОМ РАЗУМА» (В. Хлебников)
28.11.2013, 15:02
Урок-информация о новейшей поэзии
(конец ХХ — начало ХХΙ века)
Харабалинский филиал ГАОУ АО ВПО «АИСИ»

«ЗВУК КРУГОМ РАЗУМА» (В.Хлебников)

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

В мире смысла нет.
В.Набоков.
Цели:
 раскрыть основные направления поэзии конца ХХ — начала ХХΙ века; выделить особенности каждого направления;
 показать преемственность модернистских традиций;
 способствовать расширению круга чтения, умению выражать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:
 распечатки стихов;
 рисунки Митьков;
 комиксы;
 презентация;
 плакаты учащихся
 магнитофон

Методические приемы: объяснение с элементами анализа.

ХОД УРОКА:
Ι Организационная часть.
ΙΙ Целевая установка.
На предыдущих уроках говорили о литературе модернистских направлений начала ХХ в. Задача сегодняшнего урока разобраться в новейших течениях и дать (попытаться) им эстетическую оценку.
Но чтобы разобраться в происходящих в поэзии процессах, необходимо вспомнить основные направления модернизма начала ХХ в. и их характерные особенности.
ΙΙΙ Актуализация знаний:
- Назвать декадентские течения. Определить характерные черты этих литератур.
ΙV Формирование знаний.
- Запись темы, эпиграфа.
1.Слово учителя.

Я бы попросила вас, чуть поразмыслив, дать расшифровку фразы
В.Хлебникова (если не в конце урока, то — на следующем).
Вспомнив основные черты декаданса н. ХХ в., обратимся к сегодняшнему дню.
Что же происходит ныне?(подростки способны ответить)
Для обозначения новейших течений в литературе употребляют термины
постмодернизм и неоавангардизм.
Критика отмечает общность исходных эстетических принципов, вроде бы разных
литературных направлений, поэтических групп:
1.Стремление утвердить абсурдность бытия вообще.
2.Человек изображается жертвой этой бессмысленной социальной
действительности.
3.Строй стиха опирается на чужое высказывание, цитату, штамп, клише .
(Обратить внимание, чтобы чуть позже дети смогли эти постулаты вспомнить.)
Подчиненность стереотипам ставит образцы современных направлений в ряд
произведений массовой литературы.
Одним из самых заметных явлений в современной поэзии является
постмодернизм (записывают только термины). Его появление связывают с
авангардом 1960-70-х годов (во времена официально господствующего
соцреализма). В основе практическая переоценка всей системы этических и
эстетических ценностей предшествующего этапа развития. Всё советское
андеграундом (подпольем, котельными) воспринимается как безнадёжно
обветшавшее, как порождение тоталитарной идеологии.
Условно к постмодернизму относят куртуазных маньеристов, либристов и (т. н.)
поэзию имиджа — митьков.
В середине 80-х годов начала складываться группа «Орден куртуазных
маньеристов» — (Григорьев, Добрынин, Пеленягрэ, Степанцов…). Маньеризм
(16 в.) — манера, стиль. Произведения отличаются напряжённостью образов,
манерной изощрённостью, остротой художественных решений.
Куртуазный—любезный, вежливый (воспевание рыцарской чести, любви в
средневековье).
Главным для современных маньеристов становится игровой момент.
В классическом понимании любовь—это трагедия. Современные маньеристы
ёрничают, пародийно предвосхищая реакцию простодушного читателя на
«галантную» тему любви.
Для сравнения прослушиваются фрагменты двух музыкальных произведений:
1)в исполнении О.Пиракс на стихи А.Вознесенского «Белый шиповник» и
2)Л.Вайкуле на стихи В.Пеленягрэ «Акапулько».
Обратимся к стихотворению В.Степанцова (с.4) — учащийся зачитывает отрывок стихотворения.
Стилистически, вроде бы, далеки друг от друга, но схожи с куртуазными маньеристами своей установкой на игру с авторским образом МИТЬКИ.
Ассистент (каждое направление ассистируют учащиеся - на усмотрение учителя). – Это не только творчество, но своего рода образ жизни: тельняшка, борода… — этакие братки (Щит— «Объект—ноль») СЛАЙД
Учитель
-Немало замечательных образцов являет верлибр — свободный стих.
СЛАЙД
Обратимся к распечатке — с.4 — учащийся зачитывает.
- Наши либристы пользуются международным вниманием. Однако, что касается свободного стиха (отказ от всех атрибутов классического русского стиха: рифмы, слогового метра, строгой строфической организации) — здесь очень сложно соблюсти рамки жанра. Ясно, что это должно быть — открытие, содержать философский смысл. Иначе выйдет, как заметил К.Симонов: « То ли дело верлибр с его изумительным принципом: «В огороде бузина, а в Киеве дядька», который теперь называется «потоком сознания»! Взяв его за основу, остаётся только разбить всё, что придёт в голову, на строчки разной длины. Вот вам и верлибр!» — едкое, но меткое замечание.
Если постмодернисты, хотя и пародийно, используют опыт прошлого, то авангардисты относятся к традиции нигилистически и пытаются создать совершенно новое мышление, в котором «главным является не постижение действительности и не однозначная её оценка, а только способность воспринимать какую-либо вещь сразу во всех… возможных её проявлениях, состояниях» (запись — авангардизм).
Общественная реальность для авангардистов — антигуманна, абсурдна. Их герой — homo soveticus — предельно социологизированная личность, говорящая преимущественно на языке литературных и идейных штампов.
Одним из первых неоавангардистских направлений был концептуализм (запись в тетради).
Распечатка — зачитывают пример — с.3, 4.
Подчёркнуто социален, выражается расхожими клише (бытовыми и идеологическими) — соц-арт — запись.
Условно, ибо всё, как у предыдущих двух, только иронично, — выделяются метареалисты и метаметафористы — запись с.3 и титульный лист.
Чисто экспериментальный характер носит творчество группы ДООС («добровольное общество охраны стрекоз»), представляющее неофутуризм — запись.
Считают, что 80 процентов смысла содержится в звуках.
Распечатка — с.1, 2.
Вспоминаются футуристы н. ХХ в., но те, конструируя звуки и слова (Каменский «Словойско», Хлебников «Зангези»), старались постичь смысл мироздания, искали содержание в звуке и числе, расшифровывали свои «зауми».
Неофутуристы, похоже, не очень-то себя этакими глупостями утруждают.
На основе синтеза живописи и поэзии проявляет себя визуальная поэзия ( А.Вознесенский, Ры Никонова…). Рассмотрим пример (с.1)
Развиваются духовная поэзия, рок-поэзия, столь популярная в молодёжной среде (но это уже особая тема).
-Так как именно молодым свойствен эксперимент, вы получили опережающее задание: сочинить что-нибудь этакое.
-Есть чем поделиться?
2. Итак, общим для новейших направлений становится? Попробуем сделать вывод вместе:
1. стремление утвердить абсурдность бытия — экзистенциализм;
2. человек изображается жертвой социальной действительности;
3. строй стиха опирается на чужое высказывание, расхожее клише.
Но настолько ли это ново в искусстве?!
Заштампованность речи — порождение не только нашего времени. В творческой лаборатории М.Цветаевой выражение «до боли знаком» обретает высокий поэтический смысл: «Ятаган? Огонь? / Поскромнее — куда как громко! / Боль, знакомая, как глазам — ладонь, / Как губам — / Имя собственного ребёнка» («Любовь»).
И вот теперь, прежде, чем я дам оценку явлениям новейшей поэзии, мне бы хотелось услышать ваше мнение.
- Если это своеобразный протест, то…
- Что же порождает искусство подобного рода? (жестокость, лицемерие политиков, нищенское положение большей части населения…)
Разбираясь далее в подобной эстетике в свете традиций классической литературы, нельзя не заметить, что
 В советской литературе даже во времена Сталина, когда провозглашался принцип «нет незаменимых людей», «человек—винтик в механизме общества», мы можем найти сколько угодно примеров протеста против подобной идеологии. Например, у Платонова, его герой, старый механик, говорит: «Народ там есть, да меня—нет. А без меня народ неполный». Мы видим противостояние героев и самих авторов бесчеловечной идеологии.
 Если рассматривать рождение человека, как подготовку к смерти, — безусловно, всё бессмысленно. Но классическая русская литература, разрабатывая теорию экзистенциализма, всегда указывает, что жизнь каждого человека должна иметь смысл, — тогда и смерть не страшна. Был ли С.Есенин—человек и поэт — «паинькой»? и про тленность наговорил много, но стихотворение сестре Шуре «В этом мире я только прохожий…» заканчивается:
Потому и навеки не скрою
Что любить не отдельно, не врозь
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
У К.Бальмонта: "Уснуть, навек уснуть./ Какое наслажденье./ И разве смерть страшна!/ Жизнь во сто крат страшнее».
У неофутуристов то же самое в строении стиха: крест Кедрова в «Страннике» — жертвенность человеческого бытия.
Глупо отрицать поиск, но трудно не возразить против несовершенства — если не формы — то выражения мысли.
Звучание русского классического стиха — звучание оркестра. Даже соблюдение рифмы, но без ритма рождает диссонанс. Смена размера стиха должна обусловливаться либо смыслом, либо тактом — тогда это классика, а не однодневка.
Как примитивизм в изобразительном искусстве имеет право на существование, но не на восхваление и восторженное рукоплескание, так и неофутуризм, визуальная поэзия, опусы типа Сапгировского «Лубка»…
В.Хлебников подчеркивал, говоря о разложении речи на истины, заключенные в звуках: «Чары слова, даже непонятного, остаются чарами. Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши…» И это так: числа и звуки, безусловно, таят в себе неизъяснимую магию, мистику даже. Но дабы касаться этого, надо быть мудрым гением, могучим философом.
Всё это может показаться тенденциозным и не очень убедительным, однако вот свидетельство Наума Коржавина, диссидента, имеющего непосредственное отношение к андеграунду: «Никто не мешал в котельных называться гениями. Вышли из подполья на свет — померкли». (Можно добавить выводы Ломброзо и Нордау.)
Д.И.Писарев утверждал, чтобы привлекать внимание к своей психике, лирик должен быть гением.
3. РЕЛАКСАЦИЯ. Настала пора вспомнить строки бессмертной поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина…( дети читают стихи).

V Домашнее задание:
1). Отработать термины и характеристики направлений.
2). Уметь дать оценку.
3). Попытаться по аналогии написать «шедевр».
Категория: Всероссийский дистанционный конкурс «ИНТЕРНЕТ-УРОК» | Добавил: Bulion | Теги: Касаткина, постмодернизм, авангардизм, экзистенциализм...
Просмотров: 442 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА