Вторник, 09:59 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский дистанционный конкурс «ИНТЕРНЕТ-УРОК»

М.Ю.Лермонтов.Слово о поэте.Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
23.11.2013, 09:20
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.
Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Цели:
Обучающие:
1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
2) расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
3) познакомить с приемом инверсии.

Развивающие:
1) развивать умение обучающихся анализировать лирическое произведение текст;
2) развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
3)развивать творческие способности обучающихся;
4) расширить представление обучающихся о возможностях компьютерной программы Power Point.

Воспитательные:
1)способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;
2)способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
3) формировать положительное отношение к знаниям.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь.
На слайде 1.
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошел.
Я.Смеляков
2.Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
(О М.Ю.Лермонтове и его творчестве)
- Вы правы. Откройте тетради, запишите число, тему (слайд 2)
- Сегодня мы продолжим разговор о творчестве М.Ю.Л.
Но почему я говорю - продолжим, если урок по данной теме первый?
(Мы изучали его творчество в 5 классе).
3.Проверка домашнего задания
Правильно. Мы хорошо знакомы с творчеством М.Ю.Л., в мае ездили в Тарханы, на родину поэта. Поэтому вам, наверное, не составило труда выполнить домашнее задание в виде теста «Биография поэта». Вы должны были ответить на 11 вопросов. Проверять все задание не будем, я его оценю, когда вы сдадите мне в конце урока. А сейчас проверим несколько вопросов.
Тест «Биография поэта» (слайд 3)
1. В каком году родился М.Ю.Л.? (1.1815, 2. 1814, 3.1816, 4. Свой вариант)
2. Где родился великий поэт? (1.Москва, 2.Тарханы)
3. Как звали родителей поэта?
4. Сколько было лет Михаилу Лермонтову, когда у него умерла мать? (1.3г. 2. 4г. 3. 5лет 4. Свой вариант)
5. Кто занимался воспитанием Миши после смерти матери? (1.Бабушка 2. Отец 3. Свой вариант 4. Не знаю) – А почему?
6. В каком имении прошло его детство?
7. Кто из писателей интересовал юного М.Ю.Л? (1. А.С.Пушкин, 2. Н.В.Гоголь )
8. Сколько раз бабушка возила внука на Кавказ? (1.1раз, 2.2раза, 3.3раза, 4.свой вариант)
9. Бывал ли М.Ю.Л. в Нижнем Ломове? (1.да, 2.нет, 3.не знаю)
10. За какое стих-ие был впервые сослан в ссылку на Кавказ? (1.«Смерть поэта», 2.«Утес»)
11. В каком году погиб М.Ю.Л.?(1.1841г., 2.1842г., 3. 1843г., 4.свой вариант)
4. По вашим ответам я убедилась, что вы хорошо знаете биографию нашего великого земляка.
Составим совместно синквейн, применяя данные знания.

(слайд – план синквейна) пишем на интерактивной доске маркером.
Лермонтов.
Грустный, талантливый
Жил, страдал, любил
Великий поэт русской земли
Гений.
5. (слайд – Лермонтов - гений)
Итак. Л.- гений, который написал много прекрасных произведений. Послушаем 2 его стихотворения и ответим на вопрос : Что объединяет эти два стихотворения? (Экран закрыть)
6. (ученик читает стих-ие «Утес», профессиональное чтение – «Листок»)
Итак, что же объединяет эти 2 стихотворения? (грустные они).
7. А когда человеку грустно? (когда болеет, когда у него чего-то нет, когда получает плохие оценки, когда одинок…)
8. Как вы видите, ситуации, вызывающие эти эмоции , далеко не положительные…Действительно, человек, как личность, всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей.
9. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос «Может ли быть великий человек одиноким? И выясним, а Лермонтов был одиноким? И как отразилось это на его творчестве?» (слайд 4)
10. Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать над анализом стихотворения «Тучи».
11. С чего мы начинаем, чаще всего, знакомство со стихотворением? ( С истории создания)
- У Минаевой Н. было индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания. Молодец. Оценка – 5.
12. Закройте глаза, представьте тучи, плывущие по небу? Представили. (слайд с плавающими тучками) под музыку
Чтение учителем стихотворения «Тучи».
13. Анализ Стихотворения «Тучи»
-А теперь откройте учебник на стр. 158. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в тексте сходство в судьбе поэта и туч.
- Так в чем же М.Ю.Л. находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?
( слайд – В чем сходство в судьбе туч и поэта?)
-Найдите различия (опираясь на текст ) в судьбе поэта и тучек ?
(в тетради: различия – в судьбе лирического героя и в «судьбе» тучек).
в «судьбе» поэта:
• он живёт в человеческом обществе;
• у него есть родина;
• ему жаль расставаться с друзьями
в «судьбе» туч:
• они «вечные странники»;
нет родины;
• им чужды чувства привязанности и дружбы»
- Проверяем. Молодцы.
- Какие чувства, недоступные тучкам, испытывает поэт? (он страдает, его мучают страсти, переживает от понимания того, что друзья его могут предать, страдает от чужой зависти, злобы и клеветы). Молодцы.
- С помощь каких изобразительно выразительных средств можно выразить свои чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения)
- Давайте найдем в тексте:
Метафора – вечные странники
Сравнение - будто я изгнанники
Эпитет - степью лазурною, цепью жемчужною, милого севера холодные тучи, нивы бесплодные, клевета ядовитая
Учитель: Мы нашли с вами эпитеты, метафору, сравнение. Именно они помогают выразить чувства лирического героя.
Ребята, обратите внимание на словосочетание «тучки небесные». Как бы мы с вами сказали? (небесные тучки – это привычный для нас прямой порядок слов). Но в стихах поэты используют обратный порядок слов. Главное слово ставится на первое место.) В литературе такой прием называется «инверсия».
(Слайд - определение записать в тетрадь)
Учитель: Давайте еще найдем пример инверсии в тексте.
Примеры учащихся.
-Посмотрите, сколько здесь инверсий.
- Для чего здесь нужны инверсии?
(Они тоже помогают выразить чувства лирического героя. )
- Мы с вами говорим о таких изобразительно выразительных средствах, которые помогли поэту передать свои чувства.
А какое основное чувство пытается передать нам автор? (чувство тоски, грусти, одиночества, страдания)
- Давайте попробуем выразительно прочитать стихотворение с листа, подчеркивая основное чувство поэта, которое преобладает в произведении.
1 ряд – 1 строфу
2 ряд – 2 строфу
3 ряд – 3 строфу
Молодцы!
Домашнее задание:
1. Выучить стихотворение наизусть
2. Составить кластер из прилагательных, характеризующих жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова ( два прилагательных запишите сейчас – гениальный, одинокий)
Рефлексия
- Вот мы с вами пришли к выводу, что великий человек может быть одиноким.
Да, М.Ю.Лермонтов был одиноким, это он и сам подтверждал
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…

- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились. Молодцы. Всем спасибо. Урок окончен
Категория: Всероссийский дистанционный конкурс «ИНТЕРНЕТ-УРОК» | Добавил: peretruxina
Просмотров: 1887 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА