Вторник, 04:44 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский дистанционный конкурс «ИНТЕРНЕТ-УРОК»

«Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения.»
03.12.2013, 23:28
Название работы: Урок с применением презентации.
Автор: Сиволобов Сергей Васильевич

Место работы: Муниципальное казённое образовательное учреждение Слащёвская средняя общеобразовательная школа (МКОУ Слащёвская СОШ)
Волгоградской области, Кумылженского района.

Предмет: ОБЖ, изучение нового материала.

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения.
Землетрясения.»

Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Класс: 8
Технологии: Компьютер (подключенный к интернету), мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Конспект урока ОБЖ
по теме:

«Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения.
Землетрясения »

Цели:
- познакомить учащихся с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении землетрясения; совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения землетрясения;
- развивать умение анализировать ЧС, принимать наиболее правильное решение в экстремальной ситуации;
- воспитывать чувства ответственного отношения к своему здоровью, уверенности в своих силах, чувства сострадания.
Вид урока: урок сообщения новых знаний

Материалы и оборудование: презентация урока, компьютер, интерактивная доска, карточки.

Ход урока

I Огр.момент.
II Вступительное слово учителя
Учитель:
Показ слайда 1

Наша Земля прекрасна и в летнее солнечное утро, и в снежный зимний день, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. Изумительны по-своему и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне.
Но многие природные явления могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека.
И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных
сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.
Понимая важность этой проблемы, в Российской Федерации принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994г. и ряд постановлений Правительства, на основании которых развернута подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

Показ слайда 2

В законе определено, что чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.
- Что же такое чрезвычайная ситуация природного характера?
Давайте из этого определения выведем определение ЧС природного характера, исключая лишние слова. (на интерактивной доске зачёркивают ненужные слова)
Показ слайда 3

Чрезвычайная ситуация природного характера — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайные ситуации природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются, так же как и опасные природные явления, их вызывающие:
Показ слайда 4
• на геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
• метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
• гидрологические (наводнения, цунами);
• биологические (лесные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).
Поражающие факторы этих явлений влияют на жизнь и здоровье людей, на сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
III Сообщение темы урока и целей
IV Работа по теме урока
Показ слайда 5
Учитель:
Землетрясения относятся к числу самых грозных, опасных, разрушительных, трудно предсказуемых, неуправляемых, внезапно возникающих и быстро распространяющихся стихийных бедствий. По разрушительным последствиям землетрясения не имеют себе равных среди всех стихийных бедствий. Они могут возникнуть практически в любом месте нашей планеты, в любое время. Последствия землетрясений связаны с многочисленными человеческими жертвами и огромными экономическими потерями. Ученые считают, что землетрясения всегда будут находиться в числе самых опасных стихийных бедствий.
Показ слайда 6

По причине возникновения землетрясения бывают природными и антропогенными.
Природные возникают в результате деятельности сил природы и в зависимости от природы их происхождения подразделяются на:
• тектонические - возникающие в месте столкновения двух плит с деформацией земной поверхности и выделением накопленной энергии;
• внутриплитовые - происходящие во внутренних частях плит;
• вулканические - связанные с извержением вулкана;
• обвальные - когда обрушение кровли шахты или подземных пустот вызывают образование упругих волн.

Антропогенные возникают в результате деятельности человека: взрывы большой мощности, обрушение подземных инженерных сооружений, интенсивная добыча полезных ископаемых.
Наиболее сильны и опасны тектонические и внутриплитовые землетрясения.
Так как же происходит землетрясение? Показ слайда 7
Землетрясение проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит.
Сейсмические волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине от 3 до 50 км. Место зарождения землетрясения и разрушения горной породы называют очагом землетрясения или гипоцентром.
Эпицентр землетрясения — это условная точка на Земле, расположенная над очагом землетрясения, над тем местом, где в глубине Земли зародился первый толчок колебания и смещения горных пород, возникли сейсмические волны, которые разбежались от центра в разные стороны.
Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение.

Показ слайда 8

Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы - СЕЙСМОГРАФЫ.
Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сейсмологией.
Показ слайда 9
(Рассказать принцип работы сейсмографа, показать первую сейсмостанцию)
Показ слайда 10

Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера (Чарльз Рихтер — крупнейший американский сейсмолог), имеющая 9 делений — от 1 до 9. За единицу измерения в шкале Рихтера взята магнитуда — условная величина, которая показывает не энергию, выделившуюся при разломе, а величину, пропор¬циональную ей. Магнитуда — это безразмерная величина, которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний.

Показ слайда 11

Сила землетрясения, его интенсивность оценивается в баллах по шкале Меркали (Джузеппе Меркали — итальянский ученый). Оценка силы землетрясений в баллах — величина условная и относительная. Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения относительной силы землетрясения по внешним его про¬явлениям.
Шкала Меркали имеет 12 делений — от 1 до 12. Это значит, что все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по нарастающей силе их проявления.

Показ слайда 12

Наиболее часто землетрясения возникают в определенных зонах. Зона землетрясений, окружающая Тихий океан, называется Тихоокеанским поясом; здесь происходит около 90% всех землетрясений земного шара. Другой район - это Альпийский пояс, потянувшийся от Средиземноморья на восток через Турцию, Иран и северную Индию, где происходит около 5 - 6 % всех землетрясений. Остальные 4 - 5% землетрясений случаются вдоль срединно - океанических хребтов или внутри плит.

За последние 4000 лет землетрясения унесли жизни более 13 миллионов человек.
Первое землетрясение было зарегистрировано в 2050 году до н.э., с тех пор
землетрясения регистрируются регулярно. Вот наиболее сильные и масштабные
землетрясения.
Показ слайда 13

На территории России землетрясения происходят регулярно. Наиболее опасными сейсмическими районами являются: Северный Кавказ, Камчатка, район озера Байкал, Сахалин.
7 декабря 1988г. произошло сильное землетрясение в Армении. Об этой страшной трагедии подготовила сообщение ученица нашего класса. (Чтение сообщения на фоне видеоклипа )
Показ слайда 14

27 мая 1995г. произошло опустошительное землетрясение на севере острова Сахалин, которое полностью уничтожило город Нефтегорск. Сейчас, используя интернет-ресурс, мы с вами просмотрим документальные кадры того страшного события.
Показ слайда 15

Землетрясения зачастую начинаются внезапно, прогнозирование их затруднено, и возможности достоверно установить, когда, где и насколько сильно оно проявится, ограничены. В связи с этим важна подготовка населения к действиям при землетрясении. На основе анализа последствий землетрясений специалистами разных уровней для населения разработаны рекомендации, знание которых поможет правильно сориентироваться и действовать во время землетрясени.
Рассмотрим эти рекомендации.
Как подготовиться к землетрясению
Показ слайда16

Специалисты МЧС России рекомендуют иметь заранее продуманный план действий во время землетрясения при нахождении дома, в общественном месте, на улице, в транспорте. Следует договориться о месте сбора семьи после землетрясения. Важно иметь список телефонов: администрации города, управления по делам ГО и ЧС, противопо¬жарной службы, поисково-спасательного отряда, станции «Скорой помощи». Заранее следует подготовить самые необходимые вещи и хранить их в месте, известном всем членам семьи. Документы лучше хранить в одном, легко доступном месте. Целесообразно там же хранить рюкзак, в котором должны быть электрический фонарик, спички, аптечка, запасная одежда и обувь. Дома необходимо иметь запас воды и консер¬вов в расчете на несколько дней.
Рекомендуется также убрать кровати от окон и наружных стен, закрыть шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снять тяжелые предметы. Не загромождать вещами вход в квартиру, коридоры и лестничные площадки. Заранее определить наиболее безопасные места (в квартире, в школе, на работе), где можно переждать толчки. Необходимо знать, где находятся рубильник, магистральная газовая труба и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключать электричество, газ и воду.
Как вести себя во время землетрясения
Показ слайда 17

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда вы почувствуете первые толчки, до опасных для здания колебаний у вас есть 15—20 с). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

Помните!
При землетрясении спускайтесь по лестнице, а не в лифте!
Оказавшись на улице, оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, опасайтесь оборванных проводов.
Показ слайда 18

Если вы вынужденно остались в помещении, то станьте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры, потому что главная опасность исходит от падения боковых стен дома, потолков, люстр. Если возможно, до обрушения потолка спрячьтесь под стол — он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели, не пользуйтесь спичками и др. — при утечке газа возможен пожар.
В общественном месте главную опасность представляет толпа, которая, поддавшись панике, бежит, не разбирая дороги. В этом случае постарайтесь выбрать более безопасный путь (другой выход, или запасный выход). Постарайтесь не падать, скрестить руки на животе, чтобы не сломать грудную клетку, следите за тем, чтобы не оказаться между толпой и препятствием.
Если вы находитесь под обломками здания, дышите глубоко, не позволяйте победить себя страху и пасть духом, надо попытаться выжить любой ценой, оцените ситуацию и изучите, что в ней есть положительного.
Помните!
Человек способен выдержать жажду и, особенно, голод в течение достаточного количества дней, если не будет бесполезно расходовать энергию.
Верьте, что помощь придет обязательно, приспособьтесь к обстановке и осмотритесь, поищите возможный выход, отбросьте грустные мысли, сосредоточившись на самом важном; если единственным путем выхода является узкий лаз, вы должны протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха.

Как действовать после землетрясения
Показ слайда19

Снова обратимся к рекомендациям специалистов МЧС России.
Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Если можете, освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Проверьте, нет ли повреждений элек¬тропроводки. Устраните неисправности или отключите электричество в квартире.
Помните!
При сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически.
Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправности или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем. Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности.
Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2—3 ч после землетрясения.
Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями.

V Закрепление изученного материала.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?
- Как измеряется интенсивность землетрясения?
- Что такое гипоцентр и эпицентр землетрясения?
2. Из предложенного списка назовите прибор, определяющий возникновение
землетрясения. (Картограф, землеграф, волнограф, сейсмограф, манометр)
Показ слайда 20

3. Работа в группах по карточкам на закрепление правил безопасного поведения при
землетрясении (3 группы см. Приложение 1 ).
Представитель группы выходят к доске и зачитывает ответ. Остальные проверяют правильность ответа по слайдам.
4. Тест.
(Вопросы к тесту см. Приложение 2)
На доске записаны только ответы. Дети, отвечая на вопрос, записывают только
букву соответствующую их ответу.
Показ слайда 21
После ответов на все вопросы взаимопроверка по слайду 22.
Показ слайда22
Выставление оценок.
VI Итог урока.



Приложение 1
Карточка №1
«Как подготовиться к землетрясению»
Задание: Выберете из предложенных действий четыре основных.
 Достают список важных телефонов.
 Документы перекладывают в доступное место.
 Покормить домашних животных.
 Держат наготове электрофонарик, спички аптечку, запасную одежду и обувь, делают запасы воды и продуктов, отодвигают кровати от окон и стен, закрывают шкафы и полки.
 Закрыть все двери и оклеить окна.
 Снимают тяжелые вещи с антресолей.

Карточка №2
«Как вести себя во время землетрясения»
Задание: Дополнить перечень действий во время землетрясения.
 При колебании пола не поддавайтесь панике.
 ……………………………………………………
 Выходите из здания по лестнице, не пользуясь лифтом.
 ……………………………………………………
 Встаньте в дверной проем у внутренней стены.
 …………………………………………………….
 На улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущей в панике толпы.
……………………………………………………..

Карточка №3
«Как действовать после землетрясения»
Задание: Расположите действия в очередности их выполнения.
 Проверьте исправность водопроводной сети.
 Осторожно выходите из здания.
 Проверьте, есть ли повреждения электропроводки.
 Окажите помощь пострадавшим.

Приложение 2

1. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
2.Человек, профессионально занимающийся спасением людей при возникновении ЧС.
3. Город на О.Сахалин, разрушенный землетрясением в 1995г.
4. Землетрясения возникающие в результате деятельности человека.
5. Стихийное бедствие, занимающее первое место по наносимому им экономическому ущербу.
6. Землетрясения возникающие в результате деятельности сил природы.
7. Город в Армении, разрушенный землетрясением в 1998г.

Библиография

1. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Дадим планете шанс. // География в школе, № 6 – 1992
2. Добровольский В. В. Геология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001
3. Мезенцев В. А. Земля неразгаданная. М. Мысль, 1983
4. Радкевич Е. А. Наш дом – Земля. – М.: Мол. гвардия, 1984
5. Основы Безопасности Жизнедеятельности. 8 класс. Учебник. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. –М.: Просвещение 2010
6. А.А. Никонов «Землетрясения» - М.: «Знание»1984
7. С.В. Поляков «Последствия сильных землетрясений» - М.: «Стройиздат» 1978г.
8. Шумилов В.Н. Закон Архимеда и землетрясения, Киев, 2005, издательство "Ника-принт".
Категория: Всероссийский дистанционный конкурс «ИНТЕРНЕТ-УРОК» | Добавил: Niknik | Теги: урок 8 класс, землетрясение, ЧС природного характера
Просмотров: 3082 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА