Воскресенье, 15:05 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Уроки по ФГОС

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс.Тема: Природные зоны холодного пояса.
01.06.2014, 08:36
Урок окружающего мира,
образовательная система «Школа 2100», 2 класс.
Тема: Природные зоны холодного пояса.

Автор - Насирова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №7 им. О. Н. Мамченкова"
г.Елизово Камчатского края
Цель: познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.

Задачи:
1) расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о
природных зонах холодного пояса;
2) развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы;
3) воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое;
4) формировать навыки самоконтроля и самооценки; умение работать в паре.

Предметные:
расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о
 природных зонах холодного пояса;
Метапредметные:
 познавательные УУД - формировать умение сравнивать, обобщать, группировать предметы и понятия; использовать в работе знаково-символические средства, строить свои рассуждения;
 регулятивные УУД - формировать умение определять цель выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль по результату действий; оценивать правильность выполнения действий;
 коммуникативные - формировать умение работать в паре, группе; формулировать собственное мнение; участвовать в жизненных ситуациях;
Личностные:
 Формирование положительной мотивации к обучению; умения оценивать жизненную ситуацию.

Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, карта «Природные зоны России», текст «Обитатели тундры»
у учащихся на партах – учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан - М.: Баласс, 2012 г.
- «Дневники исследований», лесенки знаний;
- тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;
- предметные картинки (названия) «Животные и растения Тундры».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

План урока.

1. Организационный момент - 1мин.
Проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой.
2. Проверка домашнего задания - 5 мин.
Фронтальная работа.
3. Актуализация знаний и постановка проблемы - 11 мин.
1) Определение темы урока - 1 мин.
2) Целеполагание - 3 мин.
3) Знакомство с природными зонами холодного пояса - 7мин.

4. Изучение нового материала - 22 мин.

а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь - 10 мин.
б) Изучение особенностей Зоны тундры - 10 мин.
в) Работа в парах - 2 мин.

5.Подведение итогов - 3 мин.

6. Рефлексия - 2 мин.

7. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока.

Ход урока. УУД
1. Оргмомент. ( 1мин)
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?

2.Проверка домашнего задания. (5 мин.)

Фронтальная работа.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Природные зоны)
(Слайд № 2) Рассмотрите рисунок и скажите, какие ошибки допустил художник?
- Почему перечисленные вами животные не могут обитать в пустыне? (Выслушиваются ответы учащихся)
- Что же называют природными зонами? (Участки со сходными природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами)
- Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?
( Работа по слайду № 3).
- Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.
( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария).

3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (13 мин.)

a) Определение темы урока. (1 мин.)
- Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. Мы начнём путешествие по природным зонам планеты. А в каком тепловом поясе мы побываем сегодня, вы узнаете из его описания:
"Солнечные лучи здесь не нагревают землю, так как падают под наклоном, скользя по поверхности. Ночь длится по полгода. Здесь всегда холодно." Верно, побываем мы в полярном поясе. Начнём с северного полушария.
Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны холодного (полярного) пояса).

b) Целеполагание (3 мин.).
Как вы считаете, на какие из этих вопросов мы должны найти ответ на уроке:
1) Какие природные зоны расположены в полярном поясе?
2) Что такое карта?
3) В чём особенности климата этих зон?
4) Какие растения и животные обитают в этих зонах?
5) От чего зависит смена дня и ночи?

Верно, исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира.
- С помощью чего мы сможем дать ответы на интересующие нас вопросы? (С помощью учебника, карты, дополнительной информации, исследований).
- Обратимся за помощью к карте. Как узнать по карте, какие природные зоны находятся в полярном поясе? (С помощью цвета)
- Прочитайте, что обозначают цвета, которые расположены в зоне полярного пояса (арктические пустыни и тундра). Здесь расположены 2 природные зоны.
- Так какие зоны нам предстоит исследовать? (зону Арктических пустынь и Тундру)
Возьмите лесенку знаний. Где вы поставите себя в начале урока?
( Работа по слайду № 4)
На этом уроке мы начнём заполнять дневники наблюдений, куда будем записывать данные о каждой природной зоне планеты. Это будет нашим большим исследованием.

c) Знакомство с природными зонами холодного пояса.
(7 мин.)
Начнём с Севера. Здесь находится природная зона, которая называется.... зона Арктических пустынь. (Слайд № 5)

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этой природной зоне. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Сначала давайте вспомним правила поведения в группе:
- Понять задание и подумать о решении самостоятельно
- Выслушать мнение каждого
- Найти общее решение
- Выбрать выступающего
Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?» (вывесить на доске план исследования:
1) климат, 2) растительность, 3) животные).
Запишите свои ответы в ваших «Дневниках исследований» пока только в первой колонке.
(Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу)
Дневник исследования по теме:
«Природные зоны полярного (холодного) пояса»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал?
Арктические (ледяные) пустыни
1. Особенности климата: 1. Особенности климата:


2. Растительность: 2. Растительность:


3. Животные: 3. Животные:



Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы)
- Давайте ещё раз покажем на карте, где находится эта природная зона (1-2 ученика).

4. Изучение нового материала. (22 мин.)

а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь. (10 мин.)
- В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот текст и заполнить правую часть таблицы теми фактами, которые вы узнаете из текста. Работать также будете группами.

Зона Арктических пустынь.
Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.
Это – зона ледяных пустынь .
Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.
Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.
Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.
Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:
- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;
- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников.

- Теперь пришло время проверить ваши исследования. (Рассказ групп об особенностях климата, растительности, животного мира. Дополнение другими группами.) (Слайды № 6-8)
Какой информации в тексте было не достаточно? (О животных)
Эту информацию вы найдёте на доске. (Слайд № 9)
Запишите названия знакомых животных. Что вы о них знаете? (Кратко)
Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

Теперь вам предстоит составить пищевые цепочки из данных объектов, назовите их: планктон, птица, рыба. Поработайте в парах. Проверьте себя по рисунку на доске. Поднимите руки, у кого получилось также. (Слайд № 10)

Физкультминутка
б) Изучение особенностей Зоны тундры. (10 мин.)
- Следующая природная зона, куда мы отправимся, - зона Тундры. Давайте ещё раз покажем зону Тундры на карте природных зон (1-2 ученика).
- Как вы думаете, отличается ли климат тундры от климата ледяных пустынь? (Предположения детей)
- С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее.)
- Наши исследования продолжаются. Сейчас мы продолжим работу над текстом. Но в этот раз разные группы получат разные задания. Группы 1-го ряда изучат климат тундры, группы 2-го ряда - растительность, а группы 3-го ряда - животный мир. Каждая группа делает записи в Дневниках наблюдений Зоны тундры, а потом нам расскажет свои выводы.
Дневник исследования по теме:
«Природные зоны полярного (холодного) пояса»
Что нового я узнал?
Тундра.
1. Особенности климата:

2. Растительность:

3. Животные:

Тундра (Климат).
Климат тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.
Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.

Тундра (Растительность).
Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы, другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.
Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.

Тундра (Животный мир).
Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.
Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.
Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:
- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;
- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников;
-некоторые животные впадают в спячку и анабиоз (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

Выступления групп. (Слайды № 11-14)
- Молодцы, ребята, отлично поработали!

в) Работа в парах. (Слайд № 15) (2 мин.)
- Следующее задание вы будете выполнять в парах: нужно установить пищевые связи между обитателями тундры. Посмотрите на рисунок. Назовите растения, которые вы узнали. А теперь - животных. Здесь возможны 3 цепочки, постарайтесь все составить. Приступайте к работе.
- Проверим цепи питания по слайду. Поднимите руки, у кого получилось так же. Молодцы!
- Теперь, пользуясь полученными знаниями, сравните эти природные зоны по плану: 1) климат, 2) растительность, 3) животные.

5. Подведение итогов. (3 мин.)
- Скажите, сколько природных зон расположено в полярном поясе? Назовите их.
- В чём особенности климата этих зон? Как приспособились растения к жизни в таких суровых условиях? А животные?

6. Рефлексия. (2 мин.)
Понравилось ли вам быть исследователями?
В чём были затруднения?
Кто из ребят больше всех помог в открытии новых знаний?
Посмотрите на лесенку знаний. Где вы поставите себя в конце урока?
Где вы можете использовать полученные знания?

7. Домашнее задание. (1 мин.)
Подготовить сообщение об одном из животных полярного пояса.
Рабочая тетрадь, с. 45 задания №№1-3.
Спасибо за урок!


Список использованной литературы.

1. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А. С. , Учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, - М.: Баласс, 2012 г.

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. "Наша планета Земля", 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира.- Москва: Баласс, - 2010 г.

3. Ковалевская Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003 г.

4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов: Учитель, 2003 г.

Приложение.

1. Карточка с названиями животных и растений для работы в парах.
Задание №1:
ПТИЦА, ПЛАНКТОН, РЫБА.

Задание №2:
КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА, ЯГОДЫ, МХИ, ПЕСЕЦ, ВОЛК, ПОЛЯРНАЯ СОВА, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ЛЕММИНГ, КУРОПАТКА, МЫШЬ-ПОЛЁВКА, ЗАЯЦ.

2. Дневники исследования для работы в группах.
Задание №1:

Дневник исследования по теме:
«Природные зоны полярного (холодного) пояса»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал?
Арктические (ледяные) пустыни
1. Особенности климата: 1. Особенности климата:


2. Растительность: 2. Растительность:


3. Животные: 3. Животные:



Задание №2:
Дневник исследования по теме:
«Природные зоны полярного (холодного) пояса»
Что нового я узнал?
Тундра.
1. Особенности климата:

2. Растительность:

3. Животные:

3. Тексты для чтения.
№1.
Зона Арктических пустынь.
Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.
Это – зона ледяных пустынь .
Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.
Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.
Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.
Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:
- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;
- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников.

№2.
Тундра (Климат).
Климат тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.
Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.

Тундра (Растительность).
Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы, другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.
Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.

Тундра (Животный мир).
Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.
Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.
Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:
- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;
- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников;
-некоторые животные впадают в спячку и анабиоз (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

4. Рисунки лесенки знаний для самооценки работы.
Категория: Уроки по ФГОС | Добавил: НатаНасирова
Просмотров: 2496 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА