Суббота, 21:09 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Педагогические таланты -2014

Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины «Импровизация»
12.04.2014, 09:59

Министерство культуры Республики Татарстан

управление культуры Исполнительного комитета

г. Набережные Челны

МАОУДОД г. Набережные Челны «Детская музыкальная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины

«Импровизация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2013 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Рабочая (авторская) программа учебной дисциплины по предмету

«Импровизация»

 

Разработана преподавателем по классу специальное фортепиано ДМШ №1 Суханаевой Оксаной Вячеславовной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально – технических условий реализации учебного предмета.

 

II Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования. Содержание разделов.

 

III Требования к уровню подготовки обучающихся

 

IV Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требование к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки.

 

V Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

 

VI Материально – технические условия реализации программы

 

VII Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список методической литературы;

 


 

 

 

Пояснительная записка.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Потребность импровизировать, как всякое творчество, покоится в каждом из нас. Она может подчас дремать, и мы должны дать ей возможность раскрыться.

Предмет Импровизация» ставит своей задачей развитие творческой инициативы учащихся, их гармонического и мелодического мышления, овладение способами преобразования мелодии (это виды мелодической фигурации, жанровая, ладовая, ритмическая трансформация), а также способами фактурных вариантов аккомпанемента, характерными для тех или иных музыкальных жанров.

Важнейшим условием усвоения курса является не только занятия в классе, но и тщательное выполнение домашних заданий.

Занятия по импровизации должны проводится в тесной связи теории с непосредственным восприятием музыки. Прежде всего, необходимо слушать исполнение педагога (или записи) произведений известных композиторов (в процессе изучения различных жанров), а также для глубокого изучении джазовых импровизации необходимо прослушивать записи лучших образцов мирового джазового исполнительства. При этом большое внимание должно уделяться основным элементам, как и в изучении различных жанров, так и в джазовой импровизации – ритму, гармонии, мелодии, форме.

Учащиеся на уроках импровизации должны освоить различные ритмические, гармонические, мелодические модели; получить навыки транспонирования (секвенционирования), чтения с листа гармонических схем, записанных буквенными или цифровыми символами; научиться играть по слуху.

Учащиеся должны познакомиться с основами композиции: общими принципами развития исходного материала (мотив и его развитие), фразировкой.

В процессе обучения у ученика должны накопиться определенные стереотипы, характерные для того или иного стиля, которые станут основой для построения собственных композиций, импровизаций.

Срок реализации учебного предмета «Импровизация» рассчитана на 2 года. Индивидуальные занятия проходят факультативно (как предмет по выбору).

Объем учебного времени на реализацию учебного предмета «Импровизация» для 2-летнего обучения по учебному плану предлагается 0,5 час аудиторных занятий в неделю. Программа предмета "Импровизация" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

Цель и задачи учебного предмета «Импровизация».

Цель:

развитие творческих способностей учащегося.

Задачи:

• овладение основными навыками импровизации и сочинения в различных жанрах (марш, полька, вальс, мазурка);

• приобщение детей к творческому музицированию;

• овладение элементарными навыками аккомпанемента;

• освоение игры по цифровкам;

• овладение навыками импровизации на джазовую тему в различных жанрах (буги-вуги, блюз, рок-н-ролл, свинг, босанова…);

Обоснование структуры учебного предмета являются единые государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения.

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

• словесные (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией импровизационных приемов, наблюдение);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

• практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа цифровок и подбора аккомпанемента в том или ином жанре).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано» и по возможности «синтезатор», магнитофон, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

 

Содержание учебной дисциплины:

Сведения о затратах учебного времени.

 

1 год обучения

 

п/п

Тема

Количество часов

Первое полугодие

1.

2.

3.

Подбор по слуху.

Лад . Мелодия.

Гармония. Аккомпанемент.

17

Второе полугодие

1.

2.

3

Импровизация – сказка.

Импровизация в жанре: марш и полька.

Импровизация в жанре: вальс, мазурка, романс и песня.

19

 

 

I полугодие

 

1.Подбор по слуху.

Теоретический раздел

Подбор простых мелодий по слуху. Анализ движения мелодической линии (на одном звуке, на двух соседних звуках, с использованием скачков вверх и вниз, поступенного движения).

Подбор басового голоса к мелодии. Игра мелодии в сопровождении выдержанной тонической квинты. Подбор к знакомым песенкам второго голоса (терцовое двухголосье – параллельные терции). В аккомпанементе применение квинты с вспомогательными звуками, тонические терции с проходящими звуками.

К мелодии подбор второго голоса (параллельные сексты, тритоны и других пройденных интервалов). В аккомпанементе изучение главных ступеней лада (I, IV, V). Мелодизация баса (движение баса по основным, терцовым и квинтовым тонам главных трезвучий лада, вспомогательные и проходящие звуки). Изучение понятия переменный лад (сопоставление тональностей).

Практические знания

Упражнения на подбор по слухумелодии и подбор к мелодии басового, второго голоса.

Самостоятельная работа.

Закрепление теоретических знаний и самостоятельный подбор мелодии по слуху, подбор басового и второго голоса и фактурного аккомпанемента.

 

2.Лад. Мелодия.

Теоретический раздел

Музыкальный лад. Тональность. Мажор и минор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Строение музыкальной речи. Секвенция. Ракоход.

Практические знания

Знакомство со строением музыкальной речи. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Досочинение (сочинение ответного предложения) и сочинение мелодий в мажоре и миноре, в пентатонике. Знакомство с ракоходным движением мелодии.

Самостоятельная работа

Досочинение (сочинение ответного предложения) и сочинение мелодий в мажоре и миноре, в пентатонике

 

3.Гармония. Аккомпанемент.

Теоретический раздел.

Изучение понятия бурдон (тоническая квинта). Трезвучия главных ступеней. Обращения трезвучий. Каданс. Кадансовый оборот. Изучение простейших видов аккомпанемента.

Практические знания.

Подбор гармонической основы к мелодиям, основанной на кадансе. Сочинение мелодии на основе кадансового оборота. Исполнение простейшего аккомпанемента на основе кадансового оборота, применение различных фактурных вариантов аккомпанемента. Импровизация в ансамбле с педагогом в рамках вопросо-ответной структуры на основе каданса.

Самостоятельная работа.

Импровизация на заданные аккорды. Исполнение мелодии с аккомпанементом в виде аккордов по обозначениям главных трезвучий с использованием различных фактурных вариантов аккомпанемента. Исполнение легких переложений детских и народных песен для ознакомления и приобретения практического навыка использования различных видов фактуры в аккомпанементе.

 

II полугодие

1.Импровизация – сказка.

Теоретический раздел.

Знакомство с ладами: «восточный лад», миксолидийский лад, целотоновый лад. Знакомство с такими понятиями как: «Емелины аккорды», «Аккорды сказителя Бояна», увеличенное трезвучие, целотоновый кластер, уменьшенный септаккорд, квартаккорды. Изучение особенностей их строения.

Практические знания.

Проигрывание на инструменте «восточного лада», миксолидийского лада, целотонового лада. Проигрывание на инструменте «Емелиных аккордов», «Аккордов сказителя Бояна», увеличенного трезвучия, целотонового кластера, уменьшенного септаккорда, квартаккордов. Сочинение небольших музыкальных сказок с применением этих средств.

Самостоятельная работа.

Импровизация на сказочную тему с применением дорийского лада, увеличенных и уменьшенных трезвучий, целотонного звукоряда, целотонного кластера, «Кащеевых терций», уменьшенного септаккорда, квартаккордов, 2емелиных аккордов»

 

2. Импровизация в жанре марша и польки.

Теоретический раздел.

Знакомство с жанрами марша и польки. Определение их характерных признаков: метро - ритмические особенности, вид аккомпанемента или сопровождения, темп, характер исполнения, фактура, регистр. Сочинение мелодии марша и польки и подбор фактурного аккомпанемента. Применение в сочинении мелодии польки аккордовых и не аккордовых звуков.

Практические знания.

Упражнения на анализ жанра марша и польки. Преобразование мелодий детских песенок в жанр марша и польки. Сочинение своих мелодий в жанре марша и польки.

Самостоятельная работа.

Сочинение мелодий с аккомпанементом в жанре марша и польки.

 

3.Импровизация в жанре: вальс, мазурка, романс и песня.

Теоретический раздел.

Знакомство с жанрами вальса и мазурки, романса и песни. Определение их характерных признаков: метро - ритмические особенности, вид аккомпанемента или сопровождения, темп, характер исполнения, фактура, регистр. Сочинение мелодии вальса и мазурки, и подбор фактурного аккомпанемента. Применение в сочинении мелодии мазурки лидийского и дорийского лада.

Что такое песня? Куплетная форма. Запев и припев. Вступление, проигрыш, заключение.

Практические знания.

Упражнения на анализ жанра вальса и мазурки, романса и песни. Преобразование мелодий детских песенок в жанр вальса и мазурки. Сочинение своих мелодий в жанре вальса и мазурки. Изучение гармонического и фактурного вида аккомпанемента романса и песни.

Самостоятельная работа.

Закрепление характерных особенностей вальса и мазурки. Сочинение вальса и мазурки.

 

2 год обучения

 

п/п

Тема

Количество часов

Первое полугодие

1.

2.

3.

Буквенное обозначение аккордов.

Джазовая импровизация ч.1

Джазовая импровизация ч.2

17

Второе полугодие

1.

2.

3.

Импровизация в стиле «Буги-вуги».

Ансамблевая импровизация в стиле «Буги-вуги».

Стили и ритмоформулы гармонического сопровождения.

19

 

I полугодие

 

1.Буквенное обозначение аккордов.

Теоретический раздел.

Изучение буквенных обозначений аккордов: мажорного и минорного трезвучий, всех видов септаккордов, дополнительных знаков обозначения видов септаккордов, трезвучия с секстой, нонаккордов, уменьшенного вводного септаккорда и альтерации звуков в аккордах.

Практические знания.

Исполнение мелодий по цифровкам. Исполнение мелодии с сопровождением по буквенным обозначениям аккордов, применяя различные фактурные варианты аккомпанемента. Варьируя жанр, путем изменения соответственно метра, ритма в аккомпанементе и в мелодии.

Самостоятельная работа.

Исполнение мелодий по цифровкам. Исполнение мелодии с сопровождением по буквенным обозначениям аккордов, применяя различные фактурные варианты аккомпанемента.

 

2.Джазовая импровизация ч.1.

Теоретический раздел.

История джазовой импровизации. Интерпретация ритма в джазовой музыке. Джазовая гармония. Наиболее употребительные аккорды и их обозначение. Каденции. Соединение аккордов. Блюз. Гармония и форма. Блюзовые ноты. Способы импровизации.

Практические знания.

Прослушивание записей лучших образцов мирового джазового исполнительства.

Упражнения на освоение различных ритмов. Упражнения на закрепление блюзовой гаммы.

Самостоятельная работа.

Закрепление полученных знаний и построение своих собственных импровизаций.

 

3.Джазовая импровизация ч.2.

Теоретический раздел.

Песенная форма ААВА как основа для импровизации. Мелодия в джазе. Создание импровизационной мелодической линии. Джазовые фразы. Концепция построения импровизаций.

Практические знания.

Упражнения на освоение полученных знаний и применение их в своих импровизациях.

Самостоятельная работа.

Закрепление полученных знаний и построение своих собственных импровизаций.

 

II полугодие

 

1.Импровизация в стиле «Буги-вуги».

Теоретический раздел.

Особенности стиля «Буги-вуги». Различные приемы игры этого стиля.

Практические знания.

Импровизация на гармонию классического блюза в стиле «Буги-вуги».

Самостоятельная работа.

Импровизация своих вариантов в стиле «Буги-вуги».

 

2. Ансамблевая импровизация в стиле «Буги-вуги».

Теоретический раздел.

Знакомство с ансамблевой импровизацией в стиле «Буги-вуги». Рифы.

Практические знания.

Музицирование в ансамбле с педагогом и с другими учащимися. Создание своих рифов.

Самостоятельная работа.

Закрепление полученных умений и построение своих импровизаций в ансамбле.

 

3. Стили и ритмоформулы гармонического сопровождения.

Теоретический раздел.

Изучение различных стилей и ритмоформулы их гармонического сопровождения. Свинг, джаз - вальс, латиноамериканские ритмы (танго, самба, босанова, румба).

Практические знания.

Упражнение на освоение стилей и ритмоформулы их гармонического сопровождения. Свинг, джаз - вальс, латиноамериканские ритмы (танго, самба, босанова, румба).

Самостоятельная работа.

Закрепление полученных знаний. Исполнение композиций в стилях: свинг, джаз - вальс, латиноамериканские ритмы (танго, самба, босанова, румба).

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Импровизация» и включает следующие знания, умения, навыки:

• умения самостоятельно подобрать по слуху мелодию;

• умения импровизировать в разных жанрах (марш, вальс, полька, мазурка).

•умения прочитать мелодию с листа и расшифровать буквенное обозначение аккомпанемента.

• умения импровизировать на джазовую тему в различных жанрах (буги-вуги, блюз, рок-н-ролл, свинг, босанова…).

• умения навыка подбора по слуху музыкальных произведений;

• умения подобрать к популярной мелодии фактурный аккомпанемент.

• умения спеть мелодию с инструментальным сопровождением;

• первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

• навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.

 

Формы и методы контроля, система оценок.

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Импровизация" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется полугодовалая отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, дневник учащегося. Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах.

2. Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 («отлично») - предусматривает выполнение программы, соответствующей году обучения; отличное знание материала, владение необходимыми теоретическими и техническими приемами.

4 («хорошо») - предусматривает выполнение программы, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов.

3 («удовлетворительно») – невыполнение программы, соответствующей году обучению, при исполнении обнаружено плохое знание теоретического материала. 2(«неудовлетворительно») – невыполнение программы соответствующей году обучения, нет знаний, умений и навыков, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

«зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно оценить контроль учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

 

Учебно – экзаменационный план учащихся

(2 – летний срок обучения)

 

Год обучения

I полугодие

II полугодие

1

 

Подбор по слуху

различных композиций.

Сочинение песенок.

Исполнение мелодии с различным аккомпанементом.

-

Сочинение музыкальных сказок.

Сочинение в жанре марша, польки.

Сочинение в жанре вальса, мазурки, романса и песни.

 

2

 

 

Игра пьес с буквенным обозначением аккомпанемента.

Джазовая импровизация в ансамбле с педагогом.

 

Джазовая импровизация в стиле «буги-вуги» с педагогом или с другими учащимися.

Исполнение композиций в стиле свинг, джаз-вальс, латиноамериканские ритмы (танго, самба, босанова, румба) с гармоническим сопровождением

.

 

 

Методическое обеспечение учебного процесса.

1. Методические рекомендации преподавателям.

Предлагаемые репертуарные списки, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться. В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Занятия по импровизации должны начинаться с создания интеллектуально-психологической базы для творчества. Задача педагога - выявить творческий потенциал ученика, пробудить желание работать в данном направлении, избавить от комплексов, вдохновить, и, в конечном счете - вызвать такую любовь к музыке и музицированию, чтобы воспринимать импровизацию, как высшую степень личностной свободы и художественного откровения, необходимо также подчеркнуть особую роль постоянных занятий игры в ансамбле, в котором, естественно, в наибольшей степени стимулируются и реализуются основные творческие устремления молодого импровизатора. Музицирование в ансамбле всегда вызывает живой интерес у учеников и помогает преподавателям практически проверить результаты своей педагогической работы, и в первую очередь, всё то новое, что постоянно вносится в педагогический процесс. Следует учитывать особенности коллективной импровизации в ансамбле как коллективного творческого процесса, психофизическое состояние и эмоциональную совместимость в коллективном творчестве. В ансамблевой импровизации гораздо важнее, чем в сольной, четко обозначить эскиз и общий рисунок композиции. Также важно компоновать состав из учащихся примерно одного уровня, чтобы не нарушать так необходимого в коллективном творчестве равенства. В этом смысле каждого ученика нужно сразу ориентировать не только на яркое соло, но и на яркий аккомпанемент, интересные подголоски и другие не лидерские функции, то есть на взаимопомощь и взаимоподдержку.

Следует также использовать фонограммы-минус, синтезаторы, которые во многих случаях заменяют аккомпанирующую группу и могут без устали работать, повторяя одни и те же задания, что на начальном этапе обучения решает многие психологические проблемы. При использовании аудиозаписей следует помнить, что импровизации выдающихся мастеров можно не только прослушивать и анализировать, но и использовать их в качестве фонограмм для музицирования.

Преимущественно практический характер занятий по курсу импровизации нужно совмещать с теоретическим обоснованием изучаемого материала, включая работу учеников по слуховому и гармоническому анализу музыкальных произведений (как по нотам, так и по аудиозаписи), письменные задания и упражнения. Значение письменных упражнений, как правило, преуменьшается. Нельзя забывать, что на начальном этапе обучения, а также у учеников, мыслящих, по-преимуществу, инерционно, письменные упражнения (вариации на тему, заготовленные импровизационные фрагменты), вызывают рост творческих способностей, пробуждают фантазию, позволяют конкретно и детально поработать над каждым тактом, каждой фразой или ладо-гармонической проблемой.

Не следует пренебрегать и такой простой формой музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать ученика к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется.

В работе по подбору на слух особое внимание преподаватель должен уделять взаимосвязи гармонического мышления ученика с «двигательной памятью», означающей запоминание позиций по отношению к аккордам на клавиатуре.

При сочинении различных жанров ученика необходимо познакомить также с основами композиции: общими принципами развития исходного материала (мотив и его развитие), фразировкой, кульминацией и различными музыкальными формами.

Импровизация – тот редкий предмет, в котором счастливо сочетаются теория и практика. Ученик не просто получает знания, но учится активно их применять. В результате сложная теория становится близкой и понятной.

Кроме того, опыт показывает, что уроки импровизации дают дополнительный импульс к занятиям на фортепиано. Они помогают ученику ощутить за инструментом чувство свободы, способствуют более вдумчивому отношению к произведениям других композиторов.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемым материалом, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места в данном материале, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением материала, которая была начата в классе под руководством педагога. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

 

Описание материально-технических условий реализации программы.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано» по возможности «синтезатором», магнитофон, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

 

 

Список рекомендуемой методической и учебной литературы.

 

1.Богусевич О. «Практическое пособие по джазу». Изд-во «Владос» Москва,2008г.

 

2.Бриль И. «Практический курс импровизации». - Москва, 1979г.

 

3.Булаева О,Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять». Изд-во «Композитор» г.Санкт-Петербург, 2000г.

 

4.Катанский А.«Учусь играть джаз на фортепиано». - Москва,2000г.

 

5.Меркс Е. «Первые уроки джаза». Изд-во «Композитор» г.Санкт-Петербург,1996г.

 

6.Рыгин Н. «Импровизация». – Волгоград, 2002г.

 

7.Чугунов Ю. «Учитесь подбирать на слух». - Москва, 2002г.

 

8.Чугунов Ю. «Гармония в джазе». - Москва, 1980г.

 

9.Хромушин О. «Учебник джазовой импровизации». Изд-во «Композитор» г.Санкт-Петербург, 2002г

 

10.Шайхутдинова Д. «Основы импровизации и подбор аккомпанемента» г.Уфа, 1997г.

 

11. Ядова И. «Пособие для развития навыка подбора по слуху». –г.Москва, 2004г.

Категория: Педагогические таланты -2014 | Добавил: Администратор
Просмотров: 1309 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА