Вторник, 11:58 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Педагогические таланты -2014

Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
01.04.2014, 18:55
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Донецк, Ростовская область

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол
№1от 31 августа 2012г
_____________ Т.А. Кузнецова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектно – исследовательское направление
тип программы: комплексная

«Я – исследователь»
( 1 – 4 класс)

Белова Ирина Петровна
(Ф.И.О. учителя, составителя)

г. Донецк
Ростовская область
2012 г.
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа “Я - исследователь” создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности и опирается на идеи образовательной системы «Начальная школа XXI века».
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:
1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей к участию на всех этапах исследовательской деятельности детей: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ¬ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Место курса «Я - исследователь» в учебном плане.
Программа «Я - исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектно-исследовательская деятельность». В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №7 на исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектно-исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, подготовки и реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, интервью, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, портфолио учащихся.
Технологии, методики:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 моделирующая деятельность;
 поисковая деятельность;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
 Исследовательская деятельность
 Игровые технологии
 Проектная технология
 Технология сотрудничества

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.



Ожидаемые результаты реализации программы:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Результаты первого уровня (1 класс)
Предполагает приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня(2 – 3 класс)
Предполагает формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (4 класс)
Предполагает приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.



Личностные и метапредметные результаты проектно-исследовательской деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Тематический план программы
№ Наименование разделов/
модулей, тем Всего час Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
1кл 2кл 3кл 4кл
Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные
1.
1.1

1.2
Проект
Науки которые нас окружают 8 1 1 1 1
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Символы Малой Родины 1 1 2
2.

2.1
2.2 Структура учебно-исследова- тельской деятельности 34 1
2
1
2
1
1
1
1
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.
Учимся делать проекты 2 2 1 2 2 1 1
Геология родного края. 1 2 1 3 2 2
3

3.1
3.2

3.3 Самостоятельная исследовательская практика
47
1

1

1

3

1

2

1

2
Развитие умений высказывать суждения и делать индуктивные, дедуктивные умозаключения и по аналогии.
Мы исследователи 2 5 1 2 1 1
Основные источники получения информации.
1
3

3
1
1
1
1
Времена года. 1 1 2 3 1 2 1 3
4

4.1

4.2

4.3
4.4 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 46 1



1



1

2

1

2

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. Исследование связи времен года и народных примет. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Методика оформления результатов исследования.
1
2
1
2
1
2
1
2
Животный мир и растительный.
1
2

2
1
2
1
2
Тематические учебные исследования.
1
1
1
1
1
2
1
2
Экология Кубани. 1 1 1 1 1

Итого: 135 13 20 12 22 14 20 14 20

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.Азбука в картинках.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит

Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг

Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Кубани.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.

Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2 класс (34 часа)

Теоретический блок
Занятие 1.
Тема: Что такое исследование?
Кто такие исследователи?
Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятие 2.
Тема: Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования
Развитие умения видеть проблемы.

Занятие 3.
Тема: Коллективная игра-исследование
Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

Занятие 4.
Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования
Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

Занятие 5.
Тема: Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления
Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

Практический блок
Занятие 6-10.
Тема: Путешествие в Загадкино.
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 11-15.
Тема: Что такое Новый год?
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 16-20.
Тема: У меня растут года…
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 21-25.
Тема: Меры длины.
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 26-30.
Тема: Знакомые незнакомцы (озеленение)
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 31-33.
Тема: Праздники в России.
Работа над проектом в соответствии с этапами

3 класс (34часа)

Занятие 1-2.
Тема: Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.(2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика:анкетирование учащихся, опрос.

Занятие 3-4.
Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

Занятие 5-6.
Тема: План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика:определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

Занятие 7-9.
Тема: Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Занятие 10.
Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика:правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Занятие 11.
Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Занятие 12.
Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.(1ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

Занятие 13-14.
Тема: Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Занятие 15-16.
Тема: Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft PowerPoint. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».

Занятие17 .
Тема: Исследование числа.- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 18.
Тема: Исследование суммы, произведения. - 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 19.
Тема: Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 20.
Тема: Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 21.
Тема: Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 22-23.
Тема: Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 24-25.
Тема: Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 26-27.
Тема: Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя»- 2ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 28.
Тема: Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 29.
Тема: Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 30.
Тема: Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 31-32.
Тема: Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 33.
Тема: Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний.
Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 34.
Тема: Итоговое. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
Работа над проектом в соответствии с этапами

4 класс (34часа)

Занятие 1-2.
Тема: Моя Малая Родина. Символы Ростовской области: герб, флаг, гимн.
Понятие о символах края.
Понятия: герб, флаг, гимн.

Занятие 3-5.
Тема: Известные люди моего города. История войны в истории моей Малой Родины.
Понятия: герои-освободители Ростовской области и станицы Гундоровская. Космонавты, спортсмены, шахтеры.

Занятие 6-8.
Тема: Выдающиеся землепроходцы и исследователи Ростовской области.
Понятия: землепроходцы, исследователи.

Занятие 9-10.
Тема: Времена года и народные приметы и традиции Донского казачества.
Понятия: народные приметы.

Занятие 11-14.
Тема: Дон православный.
Понятия: православные храмы и монастыри на Дону

Занятие 15-16.
Тема: Геология родного края. Холмы и равнины Ростовской области.
Понятие: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра,
холмы, овраги (балки) и равнины Ростовской области.

Занятие 17-18.
Тема: Почвы и природные зоны южного региона. Полезные ископаемые.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории области, отличительные особенности природных зон, угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

Занятие 19-20.
Тема: Реки и моря Ростовской области.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.


Занятие 21-26.
Тема: Растительный мир родного края.
Мир деревьев степей и лесостепей. Деревья и кустарники степей. Самые древние травы наших степей. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

Занятие 27-32.
Тема: Животный мир родного края.
Млекопитающие степей и лесостепей. Птицы Ростовской области. Земноводные, живущие на территории Ростовской области. Насекомые. Мир рыб.
Понятия: природное сообщество.

Занятие 33.
Тема: Экология Ростовской области.
Понятия: экологическая проблема.

Занятие 34.
Тема: Почитаем – поиграем. Проект «Природа Ростовской области».
Работа над проектом в соответствии с этапами

Формы подведения итогов реализации программы:

Модули Форма предъявления результата Форма контроля Инструмент
для оценки
Познавательные процессы
Общественный смотр достижений Батарея тестов Психологические тесты
Исследовательские умения Портфолио
Папка исследователя Наличие материала по исследованию.
Мониторинг исследовательских умений. Критерии написания исследования,
Методики А.И.Савенкова
Коллективное творчество Коллективная творческая работа Педагогическое наблюдение Карта наблюдений
Самостоятельная исследовательская практика Публичная презентация результатов проведенного исследования Конференция Критерии публичного выступления
Наблюдения, опыты и эксперименты Отчет о проведении опыта
Протокол эксперимента Педагогическое наблюдение Карта наблюдений


Методические рекомендации
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я - исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбира¬ются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обуча¬ющегося и должны находиться в области их самоопределения. Пред¬почтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целе¬сообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива ис¬пользования разнообразных форм проектной и исследовательской де¬ятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняю¬щие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докла¬дом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и ру-ководители учебного исследования должны знать, какие виды твор¬ческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
 Четко сформулирована цель исследования.
 Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
 Определены задачи исследования, посредством решения кото¬рых цель может быть достигнута.
 Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
 Описано, что и как делал исследователь для доказательства ги¬потезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
 Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
 Описание исследования должно демонстрировать глубину зна¬ния автором (группой авторов) избранной области исследования.
 Исследование должно соответствовать установленным фор¬мальным критериям.
 Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора.
 Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
 Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются ре-зультаты исследования, и защитой. Защита — итог исследова-тельской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного иссле-дования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
• информационно-реферативные;
• проблемно-реферативные;
• экспериментальные;
• природно-описательные;
• исследовательские.

Содержание программы «Я - исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

Материально-техническое обеспечение программы

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1

Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
2 Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998
3 Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
4 Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008
5
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001
6 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г..
7 Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
8 Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара, «Учебная литература», 2005 г.
9
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2004.
10 Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г.
2. Печатные пособия
1 Плакаты, буклеты, географические и исторические карты;
3. Технические средства обучения
1 Компьютер, принтер, сканер, слайдер.
4. Экранно-звуковые пособия
1 Мультимедийный проектор
5. Оборудование кабинета (-ов)
1 Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2 Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3 Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4 Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Интернет – ресурсы для реализации программы
1. Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
4. «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
5. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
6. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
8. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
9. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
10. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
11. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
Категория: Педагогические таланты -2014 | Добавил: Ромашка6753 | Теги: Программа внеурочной деятельности, проектно- исследовательская деятель
Просмотров: 1132 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА