Суббота, 09:29 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Педагогические таланты -2014

Программа спецкурса для 8 класса на 34 часа «Аспекты социализации личности»
11.04.2014, 15:29

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 4

город Асино Томской области


 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

С экспертным советом УО Директор школы __________

______________________ Селезнева Е. Н.


 


 

Программа спецкурса

для 8 класса на 34 часа

«Аспекты социализации личности».


 


 


 


 

Автор: социальный педагог I квалификационной категории

Горелая В.Н.


 


 


 


 


 


 

Асино 2013-2014


 


 

Пояснительная записка

Концептуальной основой курса является гуманистическая теория развития и социализация личности. Данная программа адаптирована для изучения «Аспекты социализации личности» В связи с отсутствием соответствующего Государственного стандарта по преподаванию курса "Основы социализации личности" в школе, мы опираемся на исследования по проблеме профессионального самоопределения ряда авторов, а также на знания общей и возрастной психологии, методы практической психологии, социальной психологии.

Актуальность изучения курса определяется тем, что современное общество предъявляет к молодому поколению завышенные требования. Человек, вступающий в мир жесткой конкуренции, нестабильных социально-экономических условий, европейских стандартов должен обладать определенными личностными качествами, креативными знаниями и умениями. Выпускник школы должен четко осознавать свою значимость и социальную роль в обществе. Успешный человек в наше время – это далеко не тот, кто имеет за плечами багаж знаний, а тот, ктоискусно умеет эти знания применить в жизни. Вовремя сориентироваться в жизненных обстоятельствах, найти себя и правильное решения в сложившихся ситуациях. Разные факторы могут повлиять на становление личности подрастающего поколения: воспитание в семье, обучение в школе, общение с определенным кругом друзей, увлечения. Иными словами происходит постепенная социализация личности человека. Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Многие субъекты нашей жизни выступают агентами социализации личности. Многое зависит от того, какой субъект окажет наибольшее положительное воздействие на личность (семья, друзья, учителя и т.д.). Именно поэтому большая нагрузка в становлении и адекватной социализации личности лежит на учебных заведениях. Школы должны давать обучающимся мощный заряд социализации, представлять приемлемые нормы поведенческих реакций.

Известно, что период социализации человека начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни. Не секрет, что важный момент становления личности выпадает на подростковый период (14-16 лет). Это тот период, когда происходит перелом сознания, понимание своей личности, предназначения себя в жизни. Необходимо не упустить этот момент, построить мостик, по которому продолжит двигаться подросток по жизни и обойдет период психологического перелома. В обратном случае с учеником может произойтисоциальнаядезадаптация, последствия которой могут оказаться плачевными не только для родителей, педагогов и самого ученика, но и всего общества. Необходимо подчеркнуть, что период социализации обучающихся в 8-9-х классах совпадает с выбором профиля обучения и последующим профессиональным самоопределением. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего. Личностное самоопределение понимается как активное определение своего места в системе общественных отношений. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом,вхождение в общество. 
На основании вышеизложенного, разработан учебный курс «Аспекты социализации личности». Содержание курса нацелено на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом, основанное на принципах познания себя и своих качеств. Зная природу своих поступков, своего характера, ученик в дальнейшем способен объяснить и осознать свои действия, возможности.

Цель курса

Формирование у обучающихся социально желаемых стереотипов поведения, качеств и свойств личности; определение личной версии содержания трудовой деятельности, повышения компетентности при решении жизненно важных проблем.

Задачи курса:

  • ОБУЧАЮЩИЕ – обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами, актуализация полученных знаний, умений и навыков на практике.

  • РАЗВИВАЮЩИЕ-развитие отношения к себе как к частице социума, развитие познавательной и творческой активности; развитие готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - воспитание чувства ответственности за свои действия, выработка положительной модели поведения в социуме.


 

Формы организации учебного процесса:

  • Коллективная

  • Групповая

  • Индивидуальная

Виды учебных занятий: урок-лекция, практическое занятие, игры, диспуты. Особое место уделено самостоятельной работе при заполнении личностного дневника. Все тестовые задания, диагностические обследования заносятся учениками в дневник. В конце года ученик имеет на руках полную личностную характеристику.

В процессе преподавания курса необходимо использовать разнообразные формы организации занятий и методы обучения:

  • Комбинированный урок

  • Индивидуальные групповые беседы

  • Диалог

  • Дискуссия

  • Мультимедийные уроки

  • Игра

  • Практические занятия

  • Тестовая диагностика

  • Экскурсии и деловые встречи

 

Программа разработана в рамках интуитивно-психологического направления, что подразумевает “гибкость” расчасовки, т.е. темы могут расширяться или сокращаться в зависимости от “включенности” и заинтересованности учащихся той или иной проблемой.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся владеют:

- основными понятиями и определениями по психологии и социализации; 
- способностью к самопознанию и самосовершенствованию;

-теоретической базой о психоактивных веществах и их пагубном влиянии на здоровье человека; теоретическими и практическими аспектами ЗОЖ.


Обучающие умеют:

-выбирать профиль в зависимости от индивидуальных личностных особенностей;

-контролировать и регулировать различные поведенческие реакции;

-ориентироваться в современных профессиях на рынке труда;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения курса у обучающихся формируются и развиваются ключевые компетенции, в том числе:

Информационно-коммуникативная компетентность. Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, формулировать мысли, работать с источниками

Ценностно-смысловая компетенция. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируется путем постоянного обращения к реальной жизни к окружающей действительности, к реальным примерам. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

Предлагаемый курс, рассчитанный на учащихся 8 классов (34 аудиторных часов, из расчета 1 час в неделю), дает возможность изучения профессиональных наклонностей и притязаний; подготовки учеников ко взрослой жизни; попытки научиться решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

Курс разделен на 3 части. «Моя личностная составляющая» (10 часов). В данном разделе восьмиклассники смогут познакомиться с основными понятиями, помогающими узнать природу человека (личность, темперамент, характер, общение, конфликт, стресс и другие). 2 часть носит название «Азбука здорового образа жизни» (10 часов). Формирование ЗОЖ у современного поколения является важным направлением не только учебного процесса, но и всех структур общества. Курс « Аспекты социализации личности» является прекрасной площадкой для реализации данного направления. Успешная личность должна понимать пагубность употребления ПАВ. Ученикам необходимо предоставить целый комплекс занятий о ЗОЖ. Только с активной ЗДОРОВОЙ жизненной позицией человек станет успешным и состоявшимся. В данном разделе большое внимание уделяется видеоматериалам, как лучшему наглядному средству, отражающему проблемы употребления ПАВ. При проведении подобных уроков выясняется, что ученики владеют скудной информацией о данной проблеме, несмотря на кажущееся повышенное внимание к профилактике вредных привычек со стороны СМИ и школ. Ученикам надоедают скучные лекционные уроки классных руководителей о ЗОЖ в рамках классных часов и бесед. Именно поэтому в данный курс включены не только видео-лекции и документальный тематический материал, но и уроки-встречи с представителями социальных структур (врачи, специалисты ФСКН). У восьмиклассников есть возможность задать вопросы специалистам. 3 часть курса посвящена профессиональной профориентации учеников. Восьмиклассники имеют возможность сориентироваться в огромном мире профессий, определить личную профессиональную направленность. Это поможет им обеспечить выбор необходимых экзаменов в выпускном классе и поспособствует дальнейшей успешной профессиональной социализации.

Особый акцент в преподавании курса сделан на использование знаний по другим школьным предметам, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Так изучение раздела "Моя личностная составляющая " тесно связано с такими дисциплинами как право, история, философия, литература. Таким образом, прослеживаются межпредметные связи курса.

Диагностический комплекс:

-Опеределение самооценки (по Будасси)

-Тест «Какой у вас характер», «Психогеометрия»(интернет ресурсы)

- Определение темперамента (Тест Айзенка)

- Тест «Уровень моей коммуникативности» (автор: Беспечальных А.И.)

-Тест для определение стрессоустойчивости (тест Т. А. Немчинова и Тейлора )

-ОпосникЕ.А.Климова (определение типа профессий)

-Тест Дж. Голланда на определение профессиональной направленности личности.


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы по курсу

I раздел «Моя личностная составляющая»

Тема урока

Содержание урока

Форма урока

1.

Вводный урок. Социализация личности.

Понятие социализации личности. Агенты и стадии социализации. Отличие понятий личность и индивид. Диагностический комплекс: тест на определение самооценки (по Будасси), на смысложизненные отношения (по Леонтьеву)

Комбинированный

2.

Характер человека

Понятие характера. Теоретические подходы к исследованию характера. Черты характера (по системе Б.М. Теплова). Классификация черт характера по Кречмеру. Формирование характера. Акцентуация характера. Диагностический комплекс: тест «Психогеометрия»; тест «Какой у Вас характер?».

Урок-лекция

3.

Темперамент человека

Понятие темперамент. Типы темперамента: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Понятия: нейротизм, интроверсия, экстраверсия. Диагностический комплекс: определение типа темперамента (Тест Айзенка)

Практическое занятие

4.

Способности человека. Память, мышление, внимание.

Понятия: память, мышление, внимание. Как развивать способности. Алгоритм развития познавательных способностей. Диагностический комплекс: тест на определение памяти.

Урок-лекция

5.

Общение. Виды общения.

Виды общения по способам взаимодействия (перцептивное, вербальное, интерактивное); условия успешного общения, невербальное общение; практические советы как понравиться людям; правила общения.Диагностический комплекс: Тест «Уровень моей коммуникативности» (автор: Беспечальных А.И.)

Урок-диалог

6.

Невербальные способы общения в разных странах.

Знакомство в игровой форме с невербальными средствами общения в разных странах.

Урок-игра

7.

Конфликт.

Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Источники конфликтов. Типы личности по конфликтности ( акула, медвежонок, лиса, сова). Правила поведения в конфликтной ситуации. Методы выхода из конфликтной ситуации.Диагностический комплекс: тест «Конфликтный ли ты». Просмотр фрагментов мультфильмов «Конфликт», «История конфликтов».

Комбинированный урок

8.

Стресс. Как с ним бороться

Понятие стресс, способы преодоления стресса, как преодолеть стресс перед экзаменами, Диагностический комплекс: Тест для определение стрессоустойчивости (тест Т. А. Немчинова и Тейлора )

 Просмотр и обсуждение философского мультфильма «Барашек и Кролень»

 

Урок-дискуссия

9.

Молодежные субкультуры и мое отношение к ним.

Понятия: молодежные субкультуры, неформалы. Причины возникновения субкультур. Классификация неформальных объединений (ассоциальные, антисоциальные, просоциальные). Виды неформалов (мажоры, ванильки, панки, металлисты, рэпперы, рокеры, скинхеды, гопники, готы, эмо и другие). Просмотр и обсуждение документального фильма «Неформалы».

Урок-дискуссия

10.

Правонарушения, как разложение личностных ориентиров

Понятия: ответственность, правонарушения. Виды ответственности (моральная, юридическая). Виды правонарушений. Перечень уголовной ответственности, наступающей с 14 лет. Причины совершения правонарушений. Знакомство с УК РФ, с кодексом об административных правонарушениях, с семейным кодексом. Анализ казусов.

Урок-игра

11

Контрольная работа по разделу «Моя личностная составляющая»

Проверка теоретической базы изученного материала.

Урок-контроль знаний

II раздел «Азбука здорового образа жизни»

12

Здоровье - залог успешной личности

Понятие здоровья, виды здоровья (физическое, духовное, психологическое, социальное). Факторы, влияющие на здоровье человека (здравоохранение, окружающая среда, образ жизни, наследственность). Правила ЗОЖ. Диагностический комплекс: тест американских медиков «Продолжительность жизни». Просмотр школьных роликов о ЗОЖ.

Комбинированный урок

13.

ПАВ - смертельный удар по личностному росту человека.

Понятие ПАВ (психоактивные вещества). Классификация ПАВ. Пагубность употребления психоактивных веществ.

Встреча с представителями наркоконтроля. Просмотр видеоматериала.Анонимная анкета «Мое отношение к ПАВ»

Урок-лекция

14.

Деятельность В.Г. Жданова, заместителя председателя «Союза борьбы за народную трезвость». Концепция ЗОЖ.

Профессиональная деятельность В.Г. Жданова. Принцип концепции Жданова. Просмотр фрагментов фильма «Алкогольный террор против России», обсуждение.

Мультимедийный урок

15.

Мифы об алкоголе

История возникновения алкоголя. Виды алкоголя. Употребление алкоголя несовершеннолетними - как вид административного правонарушения. Распространенные «мифы» об алкоголе. Последствия употребления алкоголя. Просмотр роликов «Влияние алкоголя на органы человека»

Урок-диалог

16.

Влияние алкоголя на организм подростков.

Практическое занятие:составление агитационных буклетов о вреде алкоголе на школьный стенд.

Практическое занятие

17.

Мифы о курении

История возникновения табака (заранее готовят и представляют учащиеся). Просмотр видеолекции В.Г. Жданова «Вся правда о табаке»

Мультимедийный урок

18.

Влияние курения на организм человека

Практическое занятие:составление агитационных буклетов о вреде табака на школьный стенд.

Практическое занятие

19.

Наркотики-чума 20 века

Игра «Я и мои жизненные цели». Лекционный материал о наркотических веществах. Видеоматериалы. Обсуждение темы.

Комбинированный урок

20.

Встреча с врачом-наркологом, врачом-вирусологом.

Беседа специалистов. Причины и последствия постановки на учет к врачу-наркологу. Как избежать тяжелых последствий. ВИЧ как одна из причин употребления ПАВ.

Советы специалистов. Ответы на вопросы.

Урок –встреча

со специалистами АЦРБ

21.

Спорт как альтернатива пагубным привычкам.

Лекция учителей физической культуры (тренеров ДЮСШ-детско-юношеской спортивной школы) о необходимости занятий спортом. Спортивные достижения спортсменов района. Просмотр видеороликов на тему: «Спорт-альтернатива пагубным привычкам».

Комбинированный урок

22.

Урок-зачет по разделу «Азбука здорового образа жизни»

Проверка теоретической базы изученного материала. Сочинение «Что я вкладываю в понятие ЗОЖ.»

Урок-контроль знаний

III раздел «Профориентация»

23.

Современный рынок труда

Перечень востребованных специальностей на современном рынке труда. Общее знакомство с результатами социологических опросов. Знакомство с перечнем востребованных специальностей (сфера продаж, сфера ИТ, фармацевтика-медицина, рабочие специальности). Перспектива изменения спроса на квалификационные специальности в ближайшие 5 лет (данные исследования Фонда Пинчука). Портрет современного успешного человека.

Урок-лекция

24

Типы профессий

Изучение основных типов профессий (технономические- «человек-техника»; биономические –«человек-природа»; сигнономические- «человек-знаковая система»; артономические – «человек- художественный образ»; социономические- «человек-человек». Знакомство с профессиями каждого типа. Профессионально важные качества. Склонности и предпочтения, выраженные способности. Диагностический комплекс–ОпосникЕ.А.Климова

Комбинированный урок

25

Типы профессиональной личности

Изучение особенностей профессиональных типов личности. Диагностический комплекс–Тест Дж. Голланда на определение профессиональной направленности личности

Комбинированный урок

26

Интерес и выбор профессии

Диагностический комплекс –Карта интересов

Практическое занятие

27-28

Темперамент и выбор профессии

Влияние темперамента на виды профессиональной деятельности. Создание буклетов на стенд.

Практическое занятие

29

Ошибки в выборе профессии

Профессия и здоровье. Принцип трех глаголов: могу, хочу, надо. Ложное влияние субъектов социализации (родители, друзья)

Урок-диалог

30

Знакомство с миром профессий

Игра «Угадай профессию». Знакомство со спецификой современных профессий( дилер, риелтор, аудитор, брокер, гид, имиджмейкер, логистик, мерчендайзер и др.). «Вымершие» профессии.

Урок-игра

31

Урок успеха «Знаешь-научи!»

Встреча и беседа с человеком, достигшим высоких показателей в какой-либо сфере деятельности

Урок-деловая встреча.

32

Профориентационная

Встреча с директором Районной Службы занятости

Урок-деловая встреча.

33

Контрольный тест по разделу «Профориентация»

Проверка теоретической базы изученного материала.

Урок-контроль знаний

34

Личностная диагностика

Анализ дневников личностного развития. Составление подробнойсамохарактеристики. Заполнение анкеты-запроса на следующий учебный год.

Тестовая диагностика


 


 


 

Учебно-тематический план курса.

Дата, класс

Темы и разделы

Количество часов

1 раздел «Моя личностная составляющая»

1

 

Вводный урок. Социализация личности.

1

2

 

Характер человека

1

3

 

Темперамент человека

1

4

 

Способности человека. Память, мышление, внимание.

1

5

 

Общение. Виды общения.

1

6

 

Невербальные способы общения в разных странах.

1

7

 

Конфликт.

1

8

 

Стресс. Как с ним бороться.

1

9

 

Молодежные субкультуры и мое отношение к ним.

1

10

 

Правонарушения, как разложение личностных ориентиров

1

11

 

Контрольная работа по разделу «Моя личностная составляющая»

1

2 раздел «Азбука здорового образа жизни»

12

 

Здоровье-залог успешной личности

1

13

 

ПАВ - смертельный удар по личностному росту человека.

1

14

 

Деятельность В.Г. Жданова, заместителя председателя «Союза борьбы за народную трезвость». Концепция ЗОЖ.

1

15

 

Мифы об алкоголе

1

16

 

Влияние алкоголя на организм подростков

1

17

 

Мифы о курении

1

18

 

Влияние курения на организм человека

1

19

 

Наркотики-чума 20 века

1

20

 

Встреча с врачом-наркологом, врачом-вирусологом.

1

21

 

Спорт как альтернатива пагубным привычкам.

1

22

 

Урок-зачет по разделу «Азбука здорового образа жизни»

1

3 раздел «Профориентация»

23

 

Современный рынок труда

1

24

 

Типы профессий

1

25

 

Типы профессиональной личности

1

26

 

Интерес и выбор профессии

1

27-28

 

Темперамент и выбор профессии

2

29

 

Ошибки в выборе профессии

1

30

 

Знакомство с миром профессий

1

31

 

Урок успеха «Знаешь-научи»

1

32

 

Профориентация.

1

33

 

Контрольный тест по разделу «Профориентация»

1

34

 

Личностная диагностика

1

 

 

 

 


 

График проведения контроля знаний

Вид контроля

№ занятия

1

Контрольная работа

11

2

Урок-зачет

22

3

Контрольный тест

33

4

Личностная диагностика

34


 


 


 


 

Список использованных источников.

  1. Н.Р. Огнева, Л.А. Симоненко «Основы социализации личности» Методическое пособие для педагогов и психологов. Томск, 2007.

  2. М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Москва «ВАКО,2005г.

  3. Н.Р. Огнева, Д.И. Спичева «Как выбрать профиль», Томск, 2005.

  4. Гордан Л.А. «Социальная адаптация в современных условиях»\Под ред. А.И. Кравченко. –М.: Академия. 1997.

  5. Ярцев Д.В. «Особенности социализации современного подростка/М : Академия. 1999.

  6. Л.В. Строганова, О.П. Чупляева «Внеклассные занятия по психологии для младших школьников и подростков». –Москва, ВЛАДОС ПРЕСС, 2012г.

  7. Гаврелович Т.П. Личностные трудности и проблемы подростка.// Психологическая наука и образование. №3 -1997 г.

  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростовн/Д, 1996г.

  9. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. Издательство "Знание",М.1987 г.

  10. Психология успеха и планирование карьеры. Методические рекомендации для педагогов и психологов. Томск 2003г.

  11. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1995г.

  12. Мудрик А.С. Социализация и воспитание.-М.:"Сентябрь" 1997 г

 

 

 

 

Категория: Педагогические таланты -2014 | Добавил: Администратор
Просмотров: 778 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА