Суббота, 15:00 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Педагогические таланты -2014

Общеобразовательная программа дополнительного образования "Золотой ключик"
01.04.2014, 11:31
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Театральный коллектив «Золотой ключик»

Возраст детей от 8 – 10 лет
Срок реализации программы: 3 года и более

Автор-составитель: А.С. Холина,
Педагог-организатор МКОУДОД «ЦДТ»

Усть-Катав
2013
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Отдел –
досуго-массовый

Тип программы -
модифицированная

Образовательная область -
профильная

Направленность деятельности -
художественно-эстетическая

Способ освоения содержания образования -
творческая

Уровень освоения содержания образования -
углублённый

Уровень реализации программы -
основное общее образование

Форма реализации программы -
групповая и индивидуальная

Продолжительность реализации программы -
3 года и более

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………..……….4

Раздел II. Учебно-тематический план………………………………………………..11

Раздел III. Содержание изучаемого курса………………………………….……….14

Раздел IV. Информационное обеспечение образовательной программы

4.1. Управление реализацией программы

а) кадровое обеспечение выполнения программы …………………...….23
б) методическое обеспечение выполнения программы……………...…..23
в) материально-техническое обеспечение выполнения программы…….27

4.2. Библиография……….………………………………………….…..28

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если Вы хотите понять, что такое театр, наблюдайте за тем, как играют дети…»
К.С. Станиславский

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновение в идейно-художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у детей верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.
Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы, требовательность к себе и другим. Вся организация работы в театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятие искусством – это не только удовольствие, но и труд – труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
Актуальность программы состоит в том, что в процессе ее реализации воспитанники театрального коллектива учатся смотреть на свою жизнь через призму творчества, художественного восприятия окружающего мира, стремятся делать свою жизнь более привлекательной, как в быту, так и в любой другой сфере своей деятельности.
Программа вводит детей в широкий мир искусства: театра, литературы, музыки, живописи.
Программа построена таким образом, чтобы дети могли заниматься в коллективе несколько лет, получая новые знания и приобретая умения, соответствующие их возрастным особенностям.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет более глубоко и расширенно изучать основы сценического театрального искусства. Большое внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся, личностных творческих качеств характера. Каждое задание на занятии выстраивается именно под определённого участника коллектива, каждая роль несёт воспитательную и коррекционно-творческую функцию по отношению к обучаемому.
В работе театрального коллектива обучающиеся получают знания в комплексе пересекающие несколько ветвей театрального действа, являющиеся разными направлениями и имеющие особенную присущую только им специфику:
 Театр драматический, как форма классического русского театра.
 Театр кукол. Особенности и мастерство кукловождения.
 Театральное массовое зрелище и его особенности. Площадной театр.
 Особенности массовых театрализованных представлений и игровых программ.
 Искусство эстрады и эстрадного номера.
Особенность программы в том, что процесс обучения развивает у участников коллектива устойчивый интерес к творческой деятельности, творческому самопознанию, саморазвитию, самореализации. Стимулирует стремление к созданию сценически художественных, неповторимых и индивидуальных образов.
В этом контексте необыкновенно важным представляется введение в круг предметов и тем, способствующих углубленному эстетическому воспитанию ребенка специализированной образовательной программы “Театральный коллектив «Золотой ключик»”, призванной стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей и способствовать гармоничному развитию личности.
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.
Важной чертой программы является то, что здесь принято стремиться к результату, выступлению на сцене – театрализовано-игровой программе, спектаклю и т.д. Важен процесс постижения смысла происходящего на сцене события, импровизированной сценической площадке на открытом воздухе и в закрытом помещении, во всем его объеме, профессиональном, нравственном и т.д. Подобная работа призвана дать возможность погружения в сокровенный замысел драматурга, сценариста, неторопливого постижения сути актерского дела – драматического действия в характере другого человека (персонажа).
Обучение предполагает создание особенного нравственного климата в коллективе. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности. Вместе с тем, ребенок, анализируя происходящее, приучается “думать вслух”, формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.

Цель программы – создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворение интересов, склонностей и дарований обучающихся, их самообразование, профессионального самоопределения, разумного досуга и отдыха.

Задачи:

в обучении –

• дать знания, умения, навыки в области театрального искусства,
• обучить навыкам самообразования, самоанализа своих и чужих поступков на основе сценарного и драматургического материала,
• обучить основам актёрского мастерства, сценического искусства;

в развитии –

• развить природные творческие способности;
• развить специальные творческие способности;
• развить устойчивую мотивацию к самообразованию;
• развить творческие способности, сценическое внимания, наблюдательность, память, чувство ритма, образное мышление, творческую инициативу.

в воспитании –

• воспитывать нравственные основы личности;
• формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и обществу;
• формировать потребности к самосовершенствованию;
• формировать интерес к искусству театра, кино, музыке, живописи, хореографии, архитектуре, истории;
• формировать зрительскую грамотность и культуру;
• формировать волевые качества: стрессоустойчивость, смелость;
• профилактика асоциального поведения.

в оздоровлении –

• сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье ребенка, пропагандировать здоровый образ жизни,
• снять эмоциональные стрессы и зажимы,
• обеспечить эмоциональное благополучие и ощущение удовольствия (гедонистическая функция) от занятий в творческом коллективе,
• работать над избавлением от приобретённых речевых дефектов, слов - паразитов.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет более глубоко и расширенно изучать такие виды искусства, как театр, музыка, литература, живопись.
Учебный материал программы имеет междисциплинарные связи с учебными предметами «Искусство (Музыка и ИЗО)», «Мировая художественная культура». По предмету «Искусство» обучающиеся получают дополнительные знания и умения в разделе «Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры» по темам «Общие основы и знания в театральном искусстве», «Общие основы сценического движения», а также в разделе «Опыт художественно-творческой деятельности».

Практическая значимость программы

Занятия организованы таким образом, чтобы дети могли получать новые знания и умения соответствующие их возрастным особенностям и возможностям. Созданы условия для максимального личностного самовыражения обучающихся: творчества, таланта, раскрытия способностей.
При составлении данной программы руководитель коллектива опирается не только на опыт своей работы, но и на опыт других руководителей коллективов, которые владеют технологией преподавания детям театральной деятельности.
Особенность набора обучающихся в коллектив только одна – наличие желания ребенка заниматься данным видом творчества.
Программа предусматривает обучение детей младшего школьного возраста. Их психологические особенности таковы.

Возрастные психологические особенности детей 8 – 10 лет

В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная, волевая. Специфика деятельности, связанная с усвоением знаний, навыков, формировании культурных привычек, традиций, все в игровой деятельности. Самосознание собственного «Я», восприятие в контексте социума, усвоение норм ценностей. Творческое воображение является содержанием индивидуальности ребенка. Мышление более конкретное.
Младший школьный возраст благоприятен для развития деликатности, чуткости, великодушия, такта. Дети учатся воспринимать, беречь и осознавать красоту природы, необходимость доводить до конца начатое дело, никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня; переделывать некачественно выполненную работу; не пытаться уйти от трудностей, а преодолевать их.
Основным видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, но на занятиях в объединениях прикладного творчества педагог обязательно должен использовать игровые моменты, включать в ход занятий динамические паузы.
Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:
• высокий уровень активности;
• процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;
• эмоциональная непосредственность;
• повышенная работоспособность, но, в то же время, высокая утомляемость, вследствие чего необходим отдых в течение дня;
• Высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;
• Предпочтение к шумным коллективным играм;
• Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;
• Сознание различий пола;
• Становление независимости;
• Развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;
• Нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих);
• Желание проигрывать позитивные социальные роли;
• Желание быть полезным;
• Становление чувства ответственности;
• Стремление научиться общаться с людьми вне семьи.

Количество обучающихся в коллективе

Год
обучения Количество
обучающихся в группе Количество
часов в неделю Количество
часов в год
1 12-15 6 216
2 10-12 4 144
3 10 6 216

В результате занятий по программе у детей должны быть сформированы следующие личностные качества: творчество, сценичность, коммуникабельность, трудолюбие, ответственность.
В результате освоения программы обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

К концу первого года обучения обучающиеся должны

знать и понимать:

• основные правила артикуляции и дикции;
• основные правила сценического движения;
• что такое сценическое действие, предлагаемые обстоятельства, оценка факта.
• типы дыхания;
• артикуляционную гимнастику;
• понятия ритма, темпа, музыкального размера.

Уметь:

• произносить текст;
• тренировать память и внимание;
• владеть полным типом дыхания;
• найти центр звучания голоса;
• владеть своей психотехникой;
• держать себя на сцене.

К концу второго года обучения обучающиеся должны

знать и понимать:

• понятие литературный и сказочный образ;
• строение речевого аппарата;
• что такое дикция;
• понятия пластики, мимики, жеста;
• упражнения, разогревающие мышцы тела.

Уметь:

• проводить речеголосовой тренинг;
• показывать этюды по опорным словам;
• развивать свою фантазию и воображение;
• развивать объём, силу, звучность голоса;
• тренировать чистоту дикции, подвижность артикуляционного аппарата;
• владеть пластикой тела, мимикой, жестами.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны

знать и понимать:

• правила орфоэпии;
• упражнения на совершенствование речедвигательной координации;
• что такое осанка, походка, сценическая расхлябанность, сценический зажим;
• понятие «художественный текст».

Уметь:

• выполнять основные упражнения по сценической речи;
• заучивать большое количество текста;
• создавать пластический образ сценического персонажа;
• владеть сценическим действием;
• владеть чистотой произношения, культурой речи;
• импровизировать во время представления.

Основные формы контроля: контрольные занятия, мониторинг ЗУНов, мониторинг уровня воспитанности (два раза в год), участие в театральном представлении, викторина - игры, показы, практические занятия, репетиция, выступления, участие в досуговых мероприятиях, спектакли.

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема Общее количество часов в том числе Уровень освоения содержания образования
теоре-тичес-кие (час) прак-тиче-ские (час)
1. Введение. Знакомство с воспитанниками. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 репродуктивный
2. Беседы о театре. 4 4 эвристический
3. Игры на выявление творческих способностей 10 10 креативный
4. Первичные знания о театральном искусстве 20 10 10 эвристический
5. Основы актерского мастерства. 30 10 20 репродуктивный
6. Сценическая речь и сценическое движение. 30 30 эвристический
7. Основы ритмики. 20 2 18 репродуктивный
8. Репетиции, прогоны, генеральные репетиции. 30 10 20 эвристический
9. Внутриколлективные мероприятия. 10 10 репродуктивный
10. Организация и проведение массовых мероприятий в каникулярное время 10 10 креативный
11. Повторение пройденного материала 6 6 репродуктивный
12. Итоговое занятие 8 8 креативный
Итого: 180 38 142

2 год обучения на 2010-2011г.

Тема Общее количество часов в том числе Уровень освоения содержания образования
теоре-тичес-кие (час) прак-тиче-ские (час)
1. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 репродуктивный
2. Беседы о театре. 3 3 эвристический
3. Элементы сценической грамоты и основы актерского мастерства. 25 7 18 репродуктивный
4. Кукловождение. 7 1 6 репродуктивный
5. Репетиции в выгородках. Прогоны. Генеральные репетиции 30 10 20 креативный
6. Сценическая речь и сценическое движение. 30 10 20 эвристический
7. Основы ритмики 15 1 14 репродуктивный
8. Театральный костюм 8 2 6 репродуктивный
9. Внутриколлективные мероприятия. 8 8 репродуктивный
10. Организация и проведение массовых мероприятий в каникулярное время 5 5 креативный
11. Повторение пройденного материала 5 5 репродуктивный
12. Итоговое занятие 6 6 креативный
Итого: 144 36 108

3-ий год обучения

Тема Общее количество часов в том числе Уровень освоения содержания образования
теоре-тичес-кие (час) прак-тиче-ские (час)
1. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. 8 8 репродуктивный
2. Беседы о театре. 10 10 эвристический
3. Элементы сценической грамоты и основы актерского мастерства. 25 10 15 репродуктивный
4. Кукловождение. 5 2 3 репродуктивный
5. Застольные репетиции. Этюды. Репетиции в выгородках. Прогоны. Генеральные репетиции 50 15 35 креативный
6. Сценическая речь и сценическое движение. 35 35 эвристический
7. Ритмика 20 3 17 репродуктивный
8. Пантомима 10 2 8 репродуктивный
9. Импровизация 15 2 13 креативный
10. Театральный костюм 5 2 3 репродуктивный
11. Внутриколлективные мероприятия. 8 8 репродуктивный
12. Организация и проведение массовых мероприятий в каникулярное время 10 10 креативный
13. Повторение пройденного материала 5 5 репродуктивный
14. Итоговое занятие
10 креативный
Итого: 216 54 162

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения

Тема 1 Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности.
Теория
Проведение игр на знакомство.
Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе.
Беседа о правилах дорожного движения, соблюдения мер противопожарной и антитеррористической безопасности, а также по охране здоровья и жизни детей.
Техника безопасности во время занятий и выступлений в театральном классе, на сцене, выездных выступлениях, на открытом воздухе. Поведение во время репетиций и представлений.

Тема 2. Беседы о театре.
Теория
Театр – искусство синтетическое (включающее в себя несколько видов искусств) коллективное.
Виды театров: драматический, кукольный (театр марионетки, верховые, петрушки, напольной куклы, теневой, на воде и т. д.), театр эстрады, театр пантомимы, театр массовых зрелищ и площадной театр.
Театр- искусство сиюминутное, происходящее здесь, сейчас, на наших глазах.

Тема 3. Игры на выявление творческих способностей.
Практика
Работа по поиску одарённых детей среди детей и молодёжи города.
Приглашение на занятия в коллектив. Собеседование, игры на знакомство.
Игры на выявление творческих способностей:

Тема 4. Первичные знания о театральном искусстве.
Теория
Слово и изображение (снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера).
Слово и действие (снятие мышечных зажимов тела, работа над пластикой тела, сценическое движение). Актер и зритель. Беседа о профессии актера. Участие зрителя в спектакле (пассивное, активное).
Практика
Ключевые упражнения «Мячик и насос», «Уставший мячик и измученный насос», «Орган» – упражнение на освобождение голоса. «Пятачок», «Улыбочка». Упражнение на сценическое движение. Игра в «прятки», «Кидаем мячи», «Диалог со стеной».

Тема 5. Основы актёрского мастерства.
Теория
Отличительные особенности работы актёра драматического, кукольного театра, театра массовых зрелищ. Система К.С. Станиславского. Элементы системы. Сценическое действие.
Практика
Игры и упражнения на развитие сценического внимания, сценического общения, воображения, фантазии, подлинности сценического действия.
Игры и упражнения на развитие фантазии («фантастический предмет», «фантастическая сказка» и т.д.), воображения («вопрос-ответ», «рисунок на воздушной стене» и т.д.), памяти («собери предметы» и т.д.) наблюдательности («найди предмет» и т. д.).

Тема 6. Сценическая речь и сценическое движение.
Практика
Разбор и анализ показываемых сценических событий.
Работа над историей героя, характером, взаимоотношениями с другими персонажами и окружающим миром, пластическими и речевыми особенностями персонажа. Работа над сценическим словом и движением т. д. Поиск сверхзадачи актёра, приспособлений.

Тема 7. Основы ритмики.
Теория:
Что такое ритмика? Влияние ритма на нашу жизнь, на деятельность актера.
Практика:
Элементарные физические упражнения под счет.
Отстукивание различных комбинаций (детские песни, стихотворения).

Тема 8. Репетиции. Прогоны. Генеральные репетиции.
Теория
Читка и разбор литературного, драматургического, сценарного материала (тема, идея, конфликт и т. д.).
Просмотр и разработка пантомимы, эстрадного номера (либретто, тема, идея, конфликт, сверхзадача и т. д.).
Практика
Работа над созданием сценического действия в виде отдельных эпизодов, событий. Передача сквозного действия, взаимоотношений героев через сценическое взаимодействие и т.д. Анализ проделанной актёрами работы. Соединение эпизодов, полные прогоны пьесы, представления, номера. Прогоны в костюмах, с музыкой и сценическим светом. Генеральные репетиции.

Тема 9. Внутриколлективные мероприятия.
Практика
Организация и проведение чаепитий после окончания показа и обсуждения своих творческих работ.
Проведение следующих мероприятий: «День именинников», «23 февраля», «8 марта», «Новогодняя вечеринка», «Подведение итогов за год». Самостоятельное распределение между участниками коллектива творческих обязанностей и заданий.

Тема 10. Организация и проведение массовых мероприятий в каникулярное время. Практика
Участие в мероприятиях, экскурсии, походы и т.п.

Тема 11. Повторение пройденного материала.
Практика
Повторение пройденного в первом году обучения практического материала.

Тема 12. Итоговое занятие.
Практика
Подведение итогов работы за год. Организация и проведение мероприятия. Планирование работы на следующий год.

Второй год обучения

Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Теория
Введение в программу. Ознакомление с программой.
Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе.
Беседа о правилах дорожного движения, соблюдения мер противопожарной и антитеррористической безопасности, а также по охране здоровья и жизни детей.
Техника безопасности во время занятий и выступлений в театральном классе, на сцене, выездных выступлениях, на открытом воздухе. Поведение во время репетиций и представлений.

Тема 2. Беседы о театре.
Теория
Народные истоки театра. Общественное назначение театра.
“Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь….. Это такая кафедра, с которой много можно сказать миру добра” (Н.В. Гоголь). Виды театрального искусства (драматический театр, опера, балет, театр кукол и др.).
Отличие театра от других видов искусства. Особенности драматического искусства. Действие, как язык театра. Коллективность искусства театра. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюмы, свет и др.) Особенности творческого труда актера, режиссера, художника театра, композитора.

Тема 3. Элементы сценической грамоты и основы актёрского мастерства.
Теория
Отличительные особенности работы актёра драматического, кукольного театра, театра массовых зрелищ. Система К.С. Станиславского. Элементы системы. Сценическое действие.
Сценическая речь как выразительное средство актёра. Строение речевого аппарата.
Сценическое движение, пластика актёра.
Практика
Игры и упражнения на развитие сценического внимания, сценического общения, воображения, фантазии, подлинности сценического действия.
Постановка дыхания в речи. Работа над использованием полного дыхания.
Работа над использованием резонаторов звука. Читка скороговорок. Чёткое, ясное произношение заданного текста. Работа над подтекстом. Ритм текста, разная скорость, разная громкость. Низкий и высокий звук голоса. Смысловые паузы, перспектива и т.д.
Игры и упражнения на развитие фантазии («фантастический предмет», «фантастическая сказка» и т.д.), воображения («вопрос-ответ», «рисунок на воздушной стене» и т.д.), памяти («собери предметы» и т.д.) наблюдательности («найди предмет» и т. д.).

Тема 4. Кукловождение.
Теория
Кукольный театр, виды кукол.
Практика:
Разыгрывание сценок куклами.

Тема 5. Репетиции в выгонках. Прогоны. Генеральные репетиции.
Теория
Читка и разбор литературного, драматургического, сценарного материала (тема, идея, конфликт и т. д.).
Просмотр и разработка пантомимы, эстрадного номера (либретто, тема, идея, конфликт, сверхзадача и т. д.).
Практика
Работа над созданием сценического действия в виде отдельных эпизодов, событий. Передача сквозного действия, взаимоотношений героев через сценическое взаимодействие и т.д. Анализ проделанной актёрами работы. Соединение эпизодов, полные прогоны пьесы, представления, номера. Прогоны в костюмах, с музыкой и сценическим светом. Генеральные репетиции.

Тема 6. Сценическая речь и сценическое движение.
Теория
Работа над речью, виды дыхания, разбор текста: паузы, многоточия и т.д.
Практика
Разбор и анализ показываемых сценических событий.
Работа над историей героя, характером, взаимоотношениями с другими персонажами и окружающим миром, пластическими и речевыми особенностями персонажа. Работа над сценическим словом и движением т. д. Поиск сверхзадачи актёра, приспособлений.

Тема 7. Основы ритмики.
Теория:
Виды ритмических упражнений.
Практика:
Физические упражнения под счет и под музыку.
Отстукивание различных комбинаций (детские песни, стихотворения).

Тема 8. Театральный костюм.
Теория
Понятие о театральном костюме как о рабочей сценической одежде. Уход за театральным костюмом. Костюм – театральный образ.
Практика
Сценическое движение в театральном костюме. Первичные навыки изготовления и ремонта театрального костюма.

Тема 9. Внутриколлективные мероприятия.
Практика
Организация и проведение чаепитий после окончания показа и обсуждения своих творческих работ.
Проведение следующих мероприятий: «День именинников», «23 февраля», «8 марта», «Новогодняя вечеринка», «Подведение итогов за год». Самостоятельное распределение между участниками коллектива творческих обязанностей и заданий.

Тема 10. Организация и проведение массовых мероприятий в каникулярное время. Практика
Участие в мероприятиях, экскурсии, походы и т.п.

Тема 11. Повторение пройденного материала.
Практика
Повторение пройденного в первом году обучения практического материала.

Тема 12. Итоговое занятие.
Практика
Подведение итогов работы за год. Организация и проведение мероприятия. Планирование работы на следующий год.

Третий год обучения

Тема 1 Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Теория
Объяснение целей и задач в новом учебном году.
Беседа о правилах дорожного движения, соблюдения мер противопожарной и антитеррористической безопасности, а также по охране здоровья и жизни детей.
Повторение техники безопасности во время занятий и выступлений в театральном классе, на сцене, выездных выступлениях, на открытом воздухе. Поведение во время репетиций и представлений. Проведение игр.

Тема 2. Беседы о театре.
Теория
Беседы о театре на материале просмотренных кружковцами спектаклей.
Страницы истории театра. Федор Волков и русский театр его времени. Мольер и его комедии. Детство и юность М.С. Щепкина; Щепкин и Гоголь. М.Н. Ермолова – “героическая симфония русского театра”. Прославленные мастера советской сцены: Н. Черкасов, Б. Чирков – на сцене и в кино и др.
Театр и музыка; театр и изобразительное искусство; театр и кино.
Герой-сверстник на современной сцене (в пьесах В. Розова, С. Михалкова, Л. Кассиля, А. Алексина, Н. Томина, Р. Погодина и др.).

Тема 3. Элементы сценической грамоты и основы актёрского мастерства.
Теория
Отличительные особенности работы актёра драматического, кукольного театра, театра массовых зрелищ. Система К.С. Станиславского. Элементы системы. Сценическое действие.
Сценическая речь как выразительное средство актёра. Строение речевого аппарата.
Правила орфоэпии. Виды дыхания: верхнее, среднее, нижнее, полное. Сценическое движение, пластика актёра. Пантомима.
Практика
Игры и упражнения на развитие сценического внимания, сценического общения, воображения, фантазии, подлинности сценического действия.
Постановка дыхания в речи. Работа над использованием полного дыхания.
Работа над использованием резонаторов звука. Читка скороговорок. Чёткое, ясное произношение заданного текста. Работа над подтекстом. Ритм текста, разная скорость, разная громкость. Низкий и высокий звук голоса. Смысловые паузы, перспектива и т.д.
Упражнения по сценическому движению на исправление физических зажимов и расхлябанности. Пластические упражнения. Пантомимические упражнения: «стена», «дверь», «куб», «шар», «точка», «тяжёлый предмет» и т.д. Упражнения по работе с театральной куклой: «походка», «речь», «пластический образ»
Игры и упражнения на развитие фантазии («фантастический предмет», «фантастическая сказка» и т.д.), воображения («вопрос-ответ», «рисунок на воздушной стене» и т.д.), памяти («собери предметы» и т.д.) наблюдательности («найди предмет» и т. д.).

Тема 4. Кукловождение.
Теория
Кукольный театр, виды кукол.
Практика:
Постановка отрывков из кукольных спектаклей.

Тема 5.Застольные репетиции. Репетиции в выгонках. Прогоны. Этюды. Генеральные репетиции.
Теория
Читка и разбор литературного, драматургического, сценарного материала (тема, идея, конфликт и т. д.).
Просмотр и разработка пантомимы, эстрадного номера (либретто, тема, идея, конфликт, сверхзадача и т. д.).
Практика
Работа над созданием сценического действия в виде отдельных эпизодов, событий. Передача сквозного действия, взаимоотношений героев через сценическое взаимодействие и т.д. Анализ проделанной актёрами работы. Соединение эпизодов, полные прогоны пьесы, представления, номера. Прогоны в костюмах, с музыкой и сценическим светом. Генеральные репетиции. Этюды-импровизации на тему репетируемого эпизода.

Тема 6. Сценическая речь и сценическое движение.
Практика
Разбор и анализ показываемых сценических событий.
Работа над историей героя, характером, взаимоотношениями с другими персонажами и окружающим миром, пластическими и речевыми особенностями персонажа. Работа над сценическим словом и движением т. д. Поиск сверхзадачи актёра, приспособлений.

Тема 7. Ритмика.
Теория:
Влияние ритма на нашу жизнь, на деятельность актера.
Практика:
Физические упражнения под музыку.
Отстукивание различных сложных комбинаций (детские песни, стихотворения). Действия с мячом.
Тема 8. Пантомима.
Теория
Определение пантомимы. Виды данного искусства.
Практика
Упражнения на развитие двигательных навыков, на развитие мимики.

Тема 9. Импровизация.
Теория
Что такое импровизация? Импровизация в жизни актера.
Практика
Внедрение импровизации в театральную деятельность обучающихся. Упражнения на развитие воображения.

Тема 10. Театральный костюм.
Теория
Знакомство с историей театрального костюма.
Практика
Сценическое движение в театральном костюме. Изготовление и ремонт театрального костюма.

Тема 11. Внутриколлективные мероприятия.
Практика
Организация и проведение чаепитий после окончания показа и обсуждения своих творческих работ.
Проведение следующих мероприятий: «День именинников», «23 февраля», «8 марта», «Новогодняя вечеринка», «Подведение итогов за год». Самостоятельное распределение между участниками коллектива творческих обязанностей и заданий.

Тема 12. Организация и проведение массовых мероприятий в каникулярное время. Практика
Участие в мероприятиях, экскурсии, походы и т.п.

Тема 13. Повторение пройденного материала.
Практика
Повторение пройденного в первом году обучения практического материала.

Тема 14. Итоговое занятие
Практика
Подведение итогов работы за год. Организация и проведение мероприятия. Планирование работы на следующий год.

РАЗДЕЛ IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Управление реализацией программы

а) Кадровое обеспечение выполнения программы

Для обеспечения выполнения программы коллективу необходим педагог дополнительного образования – руководитель самодеятельного театрального коллектива.

б) Методическое обеспечение выполнения программы

Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Обучаемым даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.
Обучение идёт по двум равноценным направлениям:
1) единая базовая программа;
2) творческая деятельность.
Программа предусматривает блочно-параллельную систему обучения, которая основана на внутри- и межпредметных связях. Вместо последовательности разделов и тем объединяются узловые вопросы, которые вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путём выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок.
Большое внимание уделяется выявлению, учёту и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
На занятиях используются различные методы обучения:
- словесные (педагог объясняет детям новый материал и термины; технологию выполнения речевого или пластического упражнения; проводятся беседы);
- наглядные (показ задания, техники выполнения);
- практические (записывание необходимых терминов и зарисовка схем и рисунков в тетради; практическое выполнение творческих заданий).
В зависимости от образовательной задачи формы проведения занятий могут быть разными: групповыми, мелкогрупповыми и индивидуальными.

Описание основных способов и форм работы с детьми

Основные формы работы: рассказ, беседа, практическое занятие, экскурсия, самообучение (внутри групповой или межвозрастной обмен знаниями), самостоятельная работа, свободная форма, репетиция, спектакль.
Рассказ.
Рассказ - одна из наиболее ярких и запоминающихся ученикам форм занятий. Рассказ уместен на занятиях в том случае, когда следует выучить наизусть какое-либо правило, или для создания запоминающегося образца, поддерживающего образовательный процесс.

Беседа.
Беседа, наряду с практическим занятием, наиболее распространенная форма работы педагога. Однако беседа, построенная по типу «вопрос-ответ», как форма занятий, должна быть сведена к минимуму. Это самый лёгкий способ работы и для педагога, и для обучающегося. Он заранее ставит ребёнка в «подчиненное» положение по отношению к носителю знаний, и одновременно снижает его ответственность за результат обучения. Беседа должна выстраиваться педагогом таким образом, чтобы путь познания, путь совершенствования учитель и ученик проходили вместе. Иными словами - «Я скажу тебе, как делать правильно», должен быть заменен другим - «Давай научимся вместе».

Практическое занятие. Показ.
Народная педагогика накопила гигантский опыт в этой области, который предписывает: обучать ученика ремеслу с малолетства, поручать ученику задание, соответствующие его силам, не допускать ученика к выполнению последующей операции, если он не усвоил предыдущую. Это самый распространенный способ педагогической работы. С древнейших времен совместная работа учителя и ученика и есть главный приём обучения ремеслу, в том числе и театральному. Такая тактика народной педагогики позволяла, во-первых, закреплять в памяти учеников технологию не на вербальном, а на подсознательном уровне. Это значительно прочнее и, следовательно, имеет определяющее значение. Во-вторых, вела обучение не на уровне абстрактных понятий и правил, а на уровне самого целевого продукта, что полностью отвечает способу восприятия детей обучаемого возраста.
Дети приучается «думать вслух», формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи. Во многих случаях могут оказаться полезными учебные видеофильмы, демонстрация которых требует наличия соответствующей проекционной аппаратуры.
В зависимости от образовательной задачи формы проведения занятий могут быть разными: групповыми, мелкогрупповыми и индивидуальными.
В работе театрального коллектива обучающиеся получают знания в комплексе пересекающие несколько ветвей театрального действа, являющиеся разными направлениями и имеющие особенную присущую только им специфику:
 Театр драматический, как форма классического русского театра.
 Театр кукол. Особенности и мастерство кукловождения.
 Театральное массовое зрелище и его особенности. Площадной театр.
 Особенности массовых театрализованных представлений и игровых программ.
 Искусство эстрады и эстрадного номера.

Экскурсия, поход.
Походы и экскурсии, в том числе и посещение театров, важны тем, что, неся существенную образовательную нагрузку, дают детям дополнительные эмоциональные впечатления. Следует шире применять эту форму обучения.
Поход - форма особенно важная на начальной и конечной стадиях обучения. Поход- форма особенно важная на начальной и конечной стадиях обучения.

Самообучение.
Самообучение особенно интенсивно в разновозрастном коллективе, распространенная форма работы педагога.
Внутри групповой или межвозрастной обмен знаниями, то есть самообучение, проходящее, как самопроизвольный процесс в любом коллективе наряду с показом - древнейший способ обучения. Правильная организация самообучения может значительно облегчить и разнообразить труд педагога.

Самостоятельная работа.
Степень «самостоятельности» выбирается педагогом индивидуально, в зависимости от психофизических свойств обучающегося, его возраста, уровня знаний, навыков.

Свободная форма.
Время от времени необходимо позволить обучающимся делать всё, что они хотят.
Свободная форма занятий незаменима для вырабатывания правильных взаимоотношений учителя с учениками и построения эффективного педагогического процесса.

Репетиция.
Специфическая форма работы театрального коллектива - репетиция. Её цель - подготовить спектакль для показа зрителю. Репетиция - специфическая форма работы, свойственная лишь тем видам искусства, в которых творчество совершается публично, на глазах зрителя. И потому репетиция - кропотливая, всесторонняя, длительная подготовка к публичному выступлению. Это главная форма обучения по данной программе.

Спектакль.
Театральному делу присуща особенная форма работы – спектакль. Спектакль - видимая цель деятельности, итог его работы.

в) Материально-техническое обеспечение программы:

-Сцена с одеждой сцены, комплектом звукоусилительной аппаратуры и сценическим освещением,
-Микрофоны и радиомикрофоны (не менее 4 шт.),
-Ноутбук - 1 шт.
-Видепроектор –1шт.
-Экран для видеопроектора- 4 шт.
-Микшер- 1 шт.
-Колонки – 2 шт.
-Гримировальные наборы – 15 шт.
-Косметический вазелин-15 шт.
-Бинт медицинский широкий- 15 шт.
-Набор салфеток влажных – 5 уп. (по 100 шт.)
-Набор сценических костюмов и разных париков.
-Настил на полу репетиционного класса
-Трюмо с подсветкой– 3 шт.

4.2. Библиография

а) литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: Современник, 1998.

2. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., 1969

3. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвящение, 1968.

4. Гиацинтова С.В. Жизнь театра. – М., 1963 (серия «В мире прекрасного»)

5. Ершов П. Режиссура как практическая психология. - М., 1976

6. Завадский Ю. Об искусстве театра. - М., 1973

7. Кадрос Крис, Локко Чайлдс. Детские праздники: Раскрашиваем лицо. Театральный грим. – М.: Росмэн, 1998.

8. Кнебель М.И Слово о творчестве актёра.-М., 1970

9. Кнебель М.И. Поэзия педагогики. – М., 1973

10. Кох И.Э. Основы сценического движения. – М., 1973

11. Немирович – Данченко В.И. О творчестве актёра. Хрестоматия. – М., 1973

12. Немировский А.Б. Пластическая выразительность актёра. – М., 1968

13. Паламишев А.М. Мастерство режессуры: действенный анализ пьесы. – М.: Просвящение, 1982.

14. Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. – М., 1974

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 1998.

16. Слижикова Л. На подступах к образности. – М., 1969

17. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Работа над ролью. – М., 1963
18. Стуль М.П. Творческие игры и театральные упражнения в школьном классе. – М., 1974

19. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. – М., 1967

20. Хрулев Н. За школьным занавесом. – М., 1970

21. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: Просвещение, 1986.

22. Яхонтов В. Театр одного актёра. – М., 1958

б) литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе

1. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968.

2. Ивашев В.И. Артист по призванию. – М.: Советская Россия, 1989.

3. Народный театр. Сост. А.Ф. Некрылова, Савушкина. – М.: Сов. Россия, 1991.

4. Образцов С.В. По ступенькам памяти. – М.: Советский писатель, 1987.

5. Островский А.Н. О литературе и театре. – М.: Современник, 1986.

6. Рассказы о русских актерах. – М.: Искусство, 1989.

7. Седых М.Д. Рассказы о русских актерах. – М.: Искусство, 1962.

8. Славский Г.Е. Искусство пантомимы. – М.: Искусство, 1962.

9. Станиславский К.С. Работа над ролью. – М.: Искусство, 1991.
Категория: Педагогические таланты -2014 | Добавил: Ksandra87
Просмотров: 552 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА