Среда, 09:16 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Педагогические таланты -2014

Музыкальные способности. Одаренность. Приемы воспитания культуры звучания в игре на скрипке.
16.02.2014, 13:55
ГОУ Гимназия №587

Токмакова Ирина Анатольевна

Преподаватель по классу скрипки

Музыкальные способности. Одаренность.
Приемы воспитания культуры звучания в игре на скрипке.

СПб, 2014 г.

Содержание

Введение 3

Общие специальные способности 4

Детская музыкальная одаренность 10

Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности 12

Заключение 16

Литература 17


Введение

Вопрос, рассматриваемый в работе один из самых значительных и важных в педагогике сегодня. Это вопрос о развитии музыкальных способностей человека и о различных уровнях их проявления. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает целенаправленное развитие творческого потенциала ребенка, каким образом развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно влиять на эффективное формирование процессов мышления.
Если проследить историю человеческой цивилизации, то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательно одаренные люди очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там. Такое произошло в золотой век Древних Афин. Буквально одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий, создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон.
Перенесемся в Италию тринадцатого века. Торговцы и ремесленники Флоренции, добившись в тринадцатом веке отмены крепостного права, создали тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку. Не следует забывать, что люди еженедельно проводили много часов в храмах.
В церкви горожане сначала «глазели», потом глядели, а затем разглядывал скульптурные и художественные произведения; сначала «хлопали» ушами, не слушая музыку, а потом начали её слушать и даже понимать.
Как при этом не наступить Возрождению?
Эпоха Возрождения - эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству; массовой потребности в живописи и живописцах.
В итоге напрашивается вывод: везде, где бы ни появились идеальные или даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, обязательно этот спрос выносит на свет большое число особо одаренных или даже гениальных людей.

Общие и специальные способности

Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто «способности», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.
Б.М.Тепловым сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. «Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических
способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности».
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
«Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения». Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться не одинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Поэтому можно говорить только о системном развитии компонентов музыкальной одаренности, которым эти свойства должны быть присущи. Моторность, слух, ритм - только лишь свойства. Способности же - это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их. Развитие каждой из способностей обусловлено специальными задатками и требует формирования адекватных функциональных систем, что должно быть осмысленно в теории, и учтено практикой.
Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин музыкальный слух вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений. Многие исследователи различают
звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический.
Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим сдухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки, мы относим это к тембровому слуху.
Музыка - явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух - это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом.
Все это говорит о том, что музыкальный слух - это сложная функциональная многосоставная система.
Звуковысотный, тембровый и динамический слух очень важны для полноценной музыкальной деятельности во всех её видах. Однако звуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота.
Особое внимание педагогов и музыкантов почти постоянно привлекает способность, названная абсолютным слухом. Абсолютным слухом называет способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием звук.
Все попытки выработать абсолютный слух у детей и взрослых показали, что как только тренировка заканчивалась, точность узнавания и сама эта способность угасали. В отличие от этого, врожденные виды абсолютного слуха проявившись, остаются у человека на всю жизнь.
В отличие от абсолютного слуха относительным музыкальным слухом мы будем называть способность определять высоту звуков по отношению к известному или реально звучащему звуку. Кроме абсолютного слуха, все проявления звуковысотного слуха являются функцией относительного слуха.
Наиболее важен мелодический и гармонический слух. Мелодический слух - это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха заключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношениях друг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою и их общем стремлении к тонике. Это переживание отношений между звуками называют «ладовым чувством». Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.
Музыкальный ритм. Обычно под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии. Ритмическими поэтому можно назвать смену времен года, смену дня и ночи, поэзию и музыку и т.д.
В музыкальной практике под чувством ритма обычно разумеется способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке. В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеет место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра. Темп - это основная скорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения. Он настраивает на восприятие всего музыкального произведения. Ритмом музыкального произведения называют временную организацию музыкального движения, образующего форму данного сочинения. Ритм помогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром - соотношением опорных и равных не опорных длительностей, создающих равномерную пульсацию всего движения.
Таким образом, музыкально-ритмическое чувство - это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке.
Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей.
Выделим три основные музыкальные способности.
Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.
Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Психомоторика. Придавая исключительное значение двигательной активности человека, многие ученые выделили психомоторные способности, отметив их самостоятельность. Можно говорить о том, что психомоторные способности в единстве с интеллектуальной одаренностью и музыкальностью составляют профессиональный портрет личности музыканта. Формирование психомоторных способностей осуществляется в музыкальной деятельности в процессе работы над умениями и навыками.
Музыкальная память. Музыкальная память - самостоятельная музыкальная способность.
Б.М.Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения».
Музыкальная память - это сложный процесс преобразования материала, полученного органами чувств. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие. Память человека - это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.
По времени и характеру мнемических процессов в музыкальной памяти различают временные системы памяти.
Кратковременная память - отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обеспечивает запоминание не отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое значение - мотивов, фраз, мелодий.
Оперативная память - использует как материал непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное её содержание - обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности - представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.
Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоминаются исполнительские движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. Признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастерство («золотые руки»). Большое значение она имеет для исполнителя. Облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.
Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной памяти. Хорошая образная память, слуховая - облегчает формирование внутреннего слуха, зрительная - легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.
Словесно-логическая память - проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов - формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.
Хорошую память связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры исполнительской памяти у выдающихся людей.
Феноменальной памятью обладали композиторы В.Моцарт, А.Глазунов, С.Рахманинов, дирижер А.Тосканини.
Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности.
Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражение некоторого содержания. Абсолютная не музыкальность (если такая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, решительно ничего не вызывающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять, поэтому как бы центр музыкальности. Она является особым и наиболее значимым признаком музыкально одаренной личности. Никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики.
В работе «Психология музыкальных способностей» Теплов убедительно показал, что понятие «способность» есть понятие динамическое и способность существует только в движении и развитии. Сложность определения музыкальности заключается в особом, индивидуально- психологическом сочетании способностей, которые развиваются на основе природных предпосылок. Поэтому её еще меньше, чем отдельную способность, можно считать врожденной. В процессе осуществления музыкальной деятельности группа способностей или одна из них, например, ладовое чувство, может опережать другие или отставать в своем развитии, оказывая стимулирующее или тормозящее влияние на весь комплекс одаренности.
Как показали исследования биографий вундеркиндов, отрицательные стороны этого явления проявляются в тех случаях, когда совпадают следующие факторы в их воспитании:
1. непомерная эксплуатация ранних достижений ребенка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы;
2. привыкание и эмоциональное притупление от однообразного репертуара и механической тренировки;
3. отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порожденные увлечением взрослых ранним успехам, которые достигнуты без особого труда;
4. неумение трудится и получать от этого удовольствие.
Серьезно отражается на нормальном развитии ребенка отсутствие постоянного общения со своими сверстниками. Пагубно влияет и односторонняя направленность взрослых на однобокое, главным образом исполнительское развитие способностей ребенка. При этом интенсивное развитие одной способности неизбежно идет за счет общего гармонического развития личности, которое в конце концов приводит к увяданию и специальных способностей.
При стечении неблагоприятных условий, которые ребенок не в состоянии преодолеть сам, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.
Основными признаками музыкальности в раннем возрасте, до обучения, следует считать, в первую очередь, проявление музыкальной впечатлительности и активности. Можно легко заметить различные формы проявления музыкальной активности: избирательное отношение к музыке, выражающееся в предпочтении одних музыкальных произведений другим; некоторые дети охотно поют, активно двигаются под музыку, пытаются
подбирать по слуху, другие выражают свои впечатления и переживания в импровизациях и музыкальных сочинениях.

Детская музыкальная одаренность

Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает, особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготбвке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.
Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.
Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью.
Проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста, - как по «форме», так и по «содержанию». В каком-то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском - обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.
Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это ни парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей.
Итак, понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного.
Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Караян начал учится игре на фортепиано с трех лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. П.Сарасате в пять лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в восемь дал первый публичный концерт, а в десять лет его игра производила ошеломляющее впечатление.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.
Итак, феномен музыкальной одаренности представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое - системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта.

Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
НА СКРИПКЕ
Природные данные (слух, звуковые данные струнника, природная координация, мягкость, эластичность, гибкость рук), как известно, определяются его музыкальной одаренностью.
Музыкальная одаренность, то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.
Слушание музыки.
Исполнение музыки.
Сочинение.
Музыкальная одаренность не сводится только к эмоциональной одаренности, это, кроме того, и сила, богатство духовной одаренности, вдохновения. Вдохновение - умение эмоционально погружаться в захватившее музыканта содержание и концентрация всех духовных сил. Психологическая природа вдохновения связана с проблемой внимания - умение отвлекаться от помех и умение возвращаться к творческому процессу после вынужденного отрыва от него. Нужно учитывать волевые особенности личности: дисциплинированность, организованность, волю.
Основной признак музыкальности - переживание музыки, как выражение определенного содержания.
Центр музыкальности - способность сопереживать определенное содержание. Всем людям свойственна определенная музыкальность, котораязависит от врожденных индивидуальных задатков, но она является и результатом развйтия, воспитания, обучения.
Выделяют типы и формы музыкальности по Теплову В.А.:
1. Интеллектуальная музыкальность:
а) чувство ритма;
б) музыкальный слух (определения высоты звука, тембра, интенсивности); в) музыкальная память.
2. Эмоциональная музыкальность:
а) любовь к музыке;
б) восприимчивость определенного музыкального содержания.
3. Творческая музыкальность:
а) творческая фантазия;
б) воображение.
Однако все это зависит и от технической одаренности учащихся. Но, если блестящим достижением кажется преодолением труднейших пассажей, то бесконечно выше стоит достоинство, заключающееся в обладании красивым
тоном и способности играть певуче, при этом звучание благороднейшего из всех инструментов, приближающегося к человеческому голосу, остается непреложным примером и образцом каждого музыканта.
Одной из важнейших проблем обучения музыканта является воспитание культуры тона, звука, которая зависит от хорошо сформированного критерия и освоения правильных приемов звукоизвлечения.
Необходимо, чтобы ученик внутренне предслышал звук, представил силу, интенсивность, характер звучания.
Качество звука, в основном, зависит от правой руки скрипача:
• скорость ведения;
• направление;
• нажима на струну;
• смена и распределение смычка;
• ровность.
Чтобы овладеть звуком, штрихами следует держать смычок без напряжения, свободно ощущать упругость струны, положить вес руки на трость. Ученику необходимо уметь управлять мышечными ощущениями: напряжения и расслабления. Важно при этом освоение естественными приемами игры. Это рациональное овладение приемами техники в искусственных положениях организма при наименьших затратах сил.
Естественная игра - следствие нормальных сокращений и расслаблений мышц, а не следствие внезапных толчков и напряжения, вызываемых судороги и вялость. Мышцы состоят из большого количества мышечных волокон и густо пронизанных кровоснабжающими капиллярами, соединяющие мышцы с центральной нервной системой. Работой мышц называется попеременное сокращение и расслабление мышечных волокон. Мышцы обладают тремя свойствами: эластичностью; сокращаемостью; напрягаемостью.
Эластичность - способность мышц восстанавливать свое естественное состояние после прекращения воздействия внешних сил. Сокращаемость и напрягаемость - разные свойства. При свободном сгибании руки в локтевом суставе, мышцы плеча сокращаются, но не напрягаются. Но, если сгибать руку с целью показа силы, то мышцы сильно напрягаются. Следовательно, напряжение - это такое состояние, которое является противодействием на испытываемую нагрузку. Важно, чтобы ученик, приступая к овладению двигательными игровыми навыками, должен выработать в себе правильные действия аналогичные образцу не простым восприятием чужих действий, а активно анализируя и наблюдая за своими навыками. При этом особенно важен слуховой контроль. Для того чтобы уверенно владеть и управлять смычком, звуковыми красками, динамикой можно вести смычок в очень медленном темпе вверх и вниз над струной на расстоянии примерно 1 см.
Большую пользу в работе над звуком дают занятия гаммами. Здесь нужно обращать внимание на плотность ведения смычка, чистоту, плавность и ровность звукоизвлечения. Очень важно место прикосновения смычка к струне, наклон, параллельное ведение смычка по отношению к подставке. При этом струна должна звучать мягко, сочно. Для более свободного движения смычка у колодки, можно взять смычок не у колодки, а отступить на 10 см.
Изменение качества звука часто обнаруживается при смене смычка. Это вызвано сильной фиксацией пальцев на трости, отсутствием кистевых и пальцевых движений. Огромную роль при этом играет большой палец. От его свободы и гибкости зависит свобода и гибкость остальных пальцев. Также важен и указательный палец, положение которого постоянно меняется в зависимости от движения смычка у колодки. Нужно следить, чтобы смена смычка была плавной, незаметной, добиваться ощущения непрерывности звучания.
Не менее важны переходы со струны на струну. Основой переходов - смены плоскости ведения смычка - является рулевое движение плеча. Нужно добиваться плавности переходов, приближая постепенно смычок к соседней струне. Рука и смычок должны составлять одну плоскость. Для ощущения плоскости можно у становить смычок на струне в одном месте и переводить его беззвучно с одной струны на другую при помощи рулевого движения смычка.
В работе над качеством культуры звука нужно исходить из вокальной природы инструмента, сравнивая звук с человеческим голосом, добиваться мягкости, ровности, теплоты звучания в нюансе pianissimo. Чувствовать сцепление, сближение, контакт со струной на протяжении всей длины смычка, штриха или одной фразы.
Распространенным недостатком звука является сдавленность, жесткий прижатый звук. Все это следствие плохой организации движения правой руки. Нередко при исполнении нот с короткой длительностью, звуки (особенно приходящиеся на движение смычка вверх) не продеваются, а продергиваются. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо предложить ученику сыграть несколько тактов в медленном темпе широким смычком и дослушать каждую ноту. Также ведение смычка с небольшим наклоном трости в сторону грифа способствует мягкости звукоизвлечения.
Воспитание техники правой руки и навыков звукоизвлечения практически неотделимо от интонации техники переходов, беглости пальцев, вибрации.
Неотъемлемым качеством скрипичного звука является вибрато. Вибрация - один из существенных элементов смычкового исполнителя. Умелое владение вибрацией это большое искусство. Вибрация должна быть разнообразной в зависимости от исполнения и характера музыки. Постоянная однообразная вибрация вносит монотонность в исполнение музыки. Для овладения вибрацией необходимо наличие технических навыков, потребность (художественная, эстетическая) к живому звуку.
Существует ряд упражнений, позволяющие сформировать навыки качественной вибрации: встряхивание, раскачивание суставов пальцев левой руки; передача вибрации от пальца к пальцу; ощущение пружины в пальцах.
Главный недостаток в освоении вибрации идет от зажатости плеча от спины до суставов пальцев.
Тембровая сторона выразительности звучания во многом зависит от того, на какой струне исполняется данный музьпсальный отрывок. Очень часто игра на одной струне позволяет избежать тембровой пестроты звучания и обогащает ее выразительностью в тех случаях, когда удается сохранить единую тембровую окраску. Это обстоятельство следует учитывать при выборе аппликатуры. Нейгауз: “Наилучшая аппликатура эта та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой, то есть, отражающей стиль, дух и характер музыкального произведения”.
Важным средством музыкальной выразительности является интонация. Под чистотой интонации следует подразумевать не только чистоту интервалов, но и чистоту целых звуковых построений. Шпор: “ Если ухо учащегося испытывает потребность в хорошем звуке, то оно лучше всякой теории преподаст ему те механические способы ведения смычка, какие требуются для получения такого звука”.
Основная педагогическая трудность в воспитании навыков культуры скрипичного тона это работа над правильной координацией движений ученика, связь слуховых восприятий с двигательными.
Педагог должен улавливать в зародыше малейшие отклонения от правильной линии развития, нужно развивать и укреплять исполнительские качества ребенка на уроке. И только проводя урок со своим инструментом можно создать у ученика представление о хорошем звуке и тем самым способствовать обогащению его внутреннего мира и осмыслению необходимости правильных движений.

Заключение

Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.
В своей работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых уже говорилось, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо, все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию.
Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. На мой взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 5-6 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы.
В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.
Выбор темы обусловлен тем, что я рассматриваю профессию педагога- музыканта в широком социальном контексте. И считаю, что текущий момент придает этой профессии особую социальную значимость, не только, как специалиста узкого профиля, но и как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов. В связи с этим, изучение передового общечеловеческого педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления людей, от которых в 21 веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем отечестве.


Литература

1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. - М., 1983. - 200 с. - С. 26- 44.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - 328 с.
3. JI. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке», М., 1965г.
4. И.А. Лесман. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Гос.муз.издат. Москва, 1964 г.
5. В. Стеценко. Методика навчатя гpi на скрипцi. Музична Украiна. KieB,1974r.
Категория: Педагогические таланты -2014 | Добавил: tokmak
Просмотров: 954 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА