Среда, 00:05 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Педагогические таланты -2014

Музейное занятие: «Как рубашка в поле выросла» на базе образовательного этнографического музея мастерской «Потомки». ГБОУ ЦДОД, г. Москва
05.04.2014, 01:36
Музейное занятие: «Как рубашка в поле выросла» на базе образовательного этнографического музея мастерской «Потомки». ГБОУ ЦДОД, г. Москва
Педагог-организатор, руководитель музея Маркова Елена Анатольевна

Пояснительная записка
Выбор возрастной группы «начальная школа» обусловлен тем, что дети разных соседних школ 2-4 класса приходят к нам в музей по абонементу (1 раз в месяц) и течение 2 лет идёт плановое знакомство с бытом русского народа, с его ремёслами, обрядами и обычаями.
Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях достаточно широка, так как эта тема обзорно даётся на уроке «Окружающий мир» и у детей может создаться впечатление о лёгкости данного труда. На примере музейного занятия, с использованием музейных предметов, тема раскрывается глубже, и ребята проникаются уважением к женской работе. Так же эта тема может быть полезной для детей 5-х классов (девочек) в дополнение к урокам технологии (к теме «Материаловедение»).
Цель: Показать детям процесс создания одежды от льняного семечка до рубашки.
Задачи:
Образовательные:
1. Рассказать о каждом этапе женской работы со льном
2. Рассмотреть с детьми промежуточные стадии обработанного льна и фрагментов ткани
3. Объяснить разницу между бранным и закладным ткачеством на образцах тканей
4. Показать работу ткацкого стана
Воспитательные:
1. Воспитать внимание и умение принимать новую информацию
2. Воспитать уважение к женской работе
Развивающие:
1. Развивать любознательность
2. Развивать интерес к народным ремёслам

Форма работы – экскурсия по абонементу, то есть, ребята приходят в музей не в первый раз (поэтому нет общей информации, где они находятся) и информация о музейных предметах ограничена конкретной темой.
Методы подачи темы: показ музейных предметов и вспомогательных элементов во время лекции; тактильное общение с отдельными вещами;
наглядный показ работы ткацкого станка.

Необходимое материально-техническое обеспечение:
1. Семена льна
2. Метёлки льна с коробочками и без
3. Мялка для льна (можно использовать иллюстрацию – как мнут лён)
4. Трепало
5. Кудель (можно заменить «сан техническим» льном)
6. Веретёна
7. Фрагмент небелёного льна
8. Фрагменты домотканой ткани с бранным и закладным ткачеством
9. Фрагменты рубахи, которые могли переставляться с одной на другую – рукава, подставы.
10. Полотно собранное из учебных фрагментов (ткачества, рвзличной вышивки, вязания)
11. Готовая рубашка
12. Вспомогательные материалы: рисунки (фотографии) этапов, которые нельзя показать вживую, игрушки.

Конспект занятия
В начале, вопрос – может ли рубашка вырасти? (обычно мнения делятся) – прошу обосновать ответы и своё мнение. В общих рассуждениях приходим к выводу, что расти может растительный материал, из которого получают волокно и нитки для создания ткани (лён, хлопок, конопля, крапива). Попутно вспоминаем сказку «Дикие лебеди» Андерсена. Ребята обычно хихикают по-поводу конопли и крапивы, но объясняю, что в северных приморских районах лён не всегда давал хороший урожай, а крапива была всегда и везде. По волокнистости она уступает льну, но из крапивного волокна делали ткань на паруса, которая выдерживала и шквалистый ветер и морскую воду, а также плели сети. Из более грубых очесов веревки и канаты, без которых тоже нельзя обходиться морякам и рыболовам. Интересный факт: оказывается, что из 4 кг сырой крапивы получают 50 грамм готовых ниток. Конопля лучше росла в южных регионах и делилась на мужские и женские особи.
Но основная тема - это обработка льна.
Первое, это знакомство с семенами. Каждый может их потрогать (в большой миске), ощутить их шелковистость и масленичность (прилипание к рукам).
Оказывается, что от посева, до пошива льном занимались только женщины (мужчины могли помочь вспахать поле). Ехать к полю старались длинной дорогой – чтобы лен был «долгим» (длинным). Если поле находилось близко от деревни, могли объехать его 2-3 раза вокруг. По дороге пели песни, восхваляя будущий урожай. Обряд посева проводили в разных регионах немного по-разному. Где-то сеяли босиком, где-то в одной нижней рубашке. Иногда женщины, у которых было много детей, перед посевом катались по полю, делясь своим плодородием с землёй.
В период, когда лен зацветал, поле издалека напоминало озеро с колыхающейся (от ветра) поверхностью. А когда в коробочках созревали семена, то над полем стоял теплый шелест. Вот послушайте (показываю небольшой снопик созревшего льна и трясу его – он издает приятный треск). А ведь это маленький пучок, и можно представить, как звало целое поле.
Во время сбора урожая лен выдергивали с корнем (в них продолжаются волокна), обмолачивали порой сразу на поле. Для этого укладывали на землю широкую холстину (из двух, трех полотен), поверх ставили деревянный «гребень» (вертикальную доску на подставке с выпиленными глубокими треугольниками). Стоя с одной стороны от гребня, укладывали пучки льна сверху верхушками от себя и сквозь эти пропилы протаскивали, чтобы с обратной стороны гребня осыпались коробочки с семенами. После этого связывали в небольшие снопы и укладывали в водоем (желательно в проточный, но за неимением реки могли использовать пруд или озеро). Поверх снопов клали груз и помечали место (шестом со своим знаком – тряпочкой, кусочком ленты, веревки и т.д.) и выдерживали до трех недель.
Затем лен начинали мять специальными мялками (показываю на картинке и саму мялку). Иногда для этих целей использовали ступу с пестом для зерна. Этот процесс необходим для того, чтобы максимально разломать внешнюю оболочку стволиков льна - костру. Часть её отваливалась на этом первом этапе, остальные кусочки вычесывали различными «щетями» (щетками и гребенками сначала редкими, потом все более частыми – показываю на картинке и наглядный ряд реальных предметов). Под конец остается длинная ровная и чистая кудель (из каждого пучка отдельная пасма). Пасмы сворачивали винтом и укладывали в сундук между вещами (до начала прядения).
Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки.
Задаю вопрос: во сколько начинается вечер? Вариантов порой много, но подвожу к мысли, что вечер начинался с заходом солнца или даже чуть раньше (ведь в избе освещение было лучинное или масленое и полумрак был постоянным).
Зачем так много ниток? Во-первых, каждую спряденную нить свивали вдвое для прочности.
Показываю на примере. Вытягиваю часть волокон из кудели и скручиваю ее в нитку, после этого дергаю в разные стороны – нить рвется. Повторяем опыт, но прежде чем дернуть, свиваем нить вдвое. Результат – нить звенит и не рвется. Можно изначально выбрать двух желающих и провести опыт параллельно.
Во-вторых, проводим расчет количества ткани на одну рубашку.
На стран (от плеч до щиколотки) необходимо 4 длины (1 длина 1м 50 см) + на рукава 3 длины (1 длина 1м). Итого 9м на одну рубаху + 1 м расходных нитей (показываю на ткацком стане) – это минимальная заправка. Но на одну рубаху никогда не заправляли (минимум на 3 шт) + 1 м расходных нитей. Поэтому длина ниток (двойных) должна быть минимум 28 м. При ширине стана 45 см (на примере нашего) в бердо для получения ткани необходимо вставить 400 пар (двойных ниток) длиной 28 м. Получаем 11200м. И это только долевые нитки. Количество уточных ниток рассчитать достаточно сложно, так как все зависит от плотности ткачества. И это только на 3 рубахи, а нужны были и полотенца, и простыни, и ткань на порты, на поневы или сарафаны, на верхнюю одежду. Правда на последние предметы необходима была шерсть, но ее тоже нужно было начесать, спрясть, свить, соткать и т.д. Поэтому повторюсь: Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки. И если в семье было мало женщин, то и мальчики и юноши могли привлекаться к этому процессу.
1 марта собирали ткацкие станы и до 1 мая ткали. За эти два месяца необходимо было переткать все, что напряли. В богатых семьях было минимум 2 стана (для шерсти и для льна).
Но ткать все равно начинали со льна, потому что ткань изначально получалась серого цвета и первые холсты выкладывали на снег, чтобы весеннее солнце выбелило их. После схода снега выкладывать начинали с вечера на молодую траву, чтобы на ткань выпала роса и утреннее солнце так же помогало «выбеливанию». Но не только солнце использовали для этих целей. Выдерживали в бочках с щелоком (разведенной в воде золе). Но в первый год шить было некогда (работа в огороде и поле отнимала много времени). «Летом день год кормит» – говорили в старину. Ведь надо было и посеять, и вырастить, и сохранить, а еще и для животных корма на косить на пол года – дел хватало.
И только следующей зимой (параллельно с новой порцией прядения льна) начинали кроить, вышивать отдельные детали, и после этого шить рубаху.
Особо рукодельные девушки могли заранее (в процессе ткачества) заткать орнамент на стане (полосы при помощи цветных нитей, иногда совмещая лен и шерсть), повторяя его 4 раза. Из широких полос выполнялась «подстава» - часть рубахи выступающая из-под поневы или сарафана. Хорошо сохранившиеся могли переставляться с одной рубахи на другую. Узкие полоски использовались как тесьма и могли использоваться и по вороту, и на рукавах, и для отделки других деталей костюма.
Показываю различные варианты подстав и затканной тесьмы в полотне.
Существовало несколько видов узорного ткачества – бранное, закладное, много ремизное. Иногда, чтобы понять, какое ткачество было использовано, необходимо было взглянуть на изнанку – бранное имеет другой вид с изнанки, а закладное выглядит, так же как и на лицевой стороне. И к тому же, если посмотреть на просвет, вокруг каждого вытканного элемента, в местах смены цвета есть маленькие дырочки – это не брак, а технологический приём.
Еще одной роскошью и доказательством высокого мастерства были «красные рукава» особенно целиком вытканные. Их так же могли переставлять с одной рубахи на другую.
Показываю различные варианты рукавов - целиком вытканных и с нашивной отделкой.
Лен конечно прочная ткань, но и у него есть свои пределы. Человеческий пот от постоянной физической нагрузки разъедал ткань и поэтому отдельные детали заменялись чаще других.
Например: за летний сезон мужская рубаха «спревала», то есть ткань становилась как решето. Недаром на спину рубахи (с изнанки) подшивали «подоплеку» - подкладку, которая чаще менялась, продлевая жизнь самой рубахе. Так же частой замене подлежали «ластовицы» - квадратные вставки под рукавами для свободы движения.
Но девушки не сразу садились шить рубаху. Сначала они постигали азы рукоделия на небольших образцах. Показываю ряд образцов собранных в одну полосу, состоящий из тканого фрагмента, различных вышивок, вязания.
Если группа детей была внимательной и активной (в ответах на вопросы), то предлагаю померить готовую рубаху одной, двум девочкам (самым активным).
Заключительным этапом является показ процесса ткачества на ткацком стане (по группам).
Небольшой группе ребят (5-7 человек) рассказываю, как меняются местами нитки в процессе тканья, показываю, за счет чего и прокладываю 2-3 утка. Группа ребят меняется. Если класс не очень большой и есть дети, которые активно отвечали на попутные вопросы во время лекции, то их можно поощрить, разрешив самим попробовать проложить 2-3 утка. Это стимулирует активность на следующих встречах.
Приложение
Категория: Педагогические таланты -2014 | Добавил: alenamarkova
Просмотров: 691 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА