Пятница, 12:41 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства "Доминанта"

Формы и методы проведения занятий при использовании эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
19.09.2015, 19:43

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №8"

Формы и методы проведения занятий при использовании эффективных и передовых технологий и дидактических средств.

Автор: Лазарева Лариса Александровна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
номинация: статья

г. Нижневартовск
Перечень представляемых материалов:
1.методическая разработка

Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения урока, как правило, нестандартные:
игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения урока, как правило, интерактивные:
мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т .д .
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.
Учитель, работая с младшими школьниками по обучению исследовательско- проектной деятельности, выбирает для работы особые дидактические средства, которые значительным образом отличаются от традиционных. Например: обучающий для учащихся сайт «Учимся проектировать и исследовать», к которому в процессе самостоятельной работы над проектом могут обращаться учащиеся, а родители заглядывают на его страницы, чтобы оказать нужную помощь своим детям. На этом сайте, как правило, помещаются электронные дидактические пособия разного типа. Так, например, осуществляя работу над первым этапом, учащиеся могут активно пользоваться двумя дидактическими пособиями: «Лист планирования» и «Помогалка».
Содержание такого «Листа планирования» может быть следующим:
- указание на то, что должно стать объектом обсуждения детей;
-«намеки» на то, как организовать свою деятельность;
-информация о том, где можно найти ответы в случае затруднений при обсуждении процедуры исследования и даются конкретные ссылки на
« Помогалку».
В «Помогалке» изложена информация, недостающая в опыте младших школьников, но так необходимая им для проведения исследования и проектирования. Для осмысления получаемой информации составлены задания и вопросы. В «Помогалке» могут быть выделены следующие разделы:
- об исследовании и проекте;
- придумываем название проекту;
- высказываем предположения (гипотезы);
-обдумываем продукт проектирования.
-обдумываем предмет и объект исследования;
-как люди исследуют, методы исследования;
- этапы работы проекта и их содержание;
-как составить план исследования и др.
По мере работы с учащимися над тем или иным видом проекта или исследовательской работы и в результате поступления от учащихся вопросов о ходе первого этапа проектирования и исследования, учитель добавляет материалы в существующие разделы или формирует новые.
При работе над вторым этапом работы над проектом (этапом практического воплощения) учащиеся обращаются ко второму разделу сайта «Учимся проектировать и исследовать», представленному такими, например, электронными пособиями и справочными материалами, как «Электронная библиотека», «Электронный архив», «Электронный музей». Назначение этих пособий - помочь детям накопить рабочие материалы к проекту.
Такие же разделы сайта, как «Исследовательская лаборатория», «Мастерская слова», « Электронная мастерская», «Творческая мастерская» помогают учащимся осваивать способы обработки и оформления накопленной информации.
Так, веб - страница «Исследовательская лаборатория» предназначена для того, чтобы помочь ребенку научиться создавать анкету, составлять план наблюдения, разрабатывать программу эксперимента.
На веб - странице «Мастерская слова» предусмотрен материал, направленный на обучение жанров оформления своих результатов исследований и проектирования: электронной презентации, электронной публикации в ее разновидностях ( информационный бюллетень, коллаж, буклет, рекламные листы, календари и т.д.
Веб - страница «Творческая мастерская» направлена на оказание и поддержку в оформлении материалов проекта с точки зрения дизайна.
Выполнив проект, учащиеся переходят к последнему, третьему этапу, где организуется защита выполненных проектов. На обучающем сайте предусмотрена специальная веб - страничка, которая становится местом презентации всех созданных детьми проектов. Эта страничка организуется по типу форума, где дети могут не только увидеть созданные одноклассниками проекты, но и высказать свое мнение о них в письменной форме.
Несомненно, этот обучающий сайт должен быть направлен на оказание помощи детям, учитывая их возраст: сайт для учащихся 1 класса, для 2 класса, для 3 класса и для 4 класса. Такой сайт должен стать своеобразным электронным учебником по основам проектно- исследовательской деятельности младших школьников ( 1-4 классы). Такой сайт может иметь как постоянный материал, так и сменный, сменный материал учитель готовит до работы учащихся над проектом, во время работы по запросам школьников и после завершения в результате корректировки работы школьников над проектом.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли « носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах проектно- исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:
-проектировщик проектирует основные вехи проектно- исследовательской деятельности учащихся, вплоть до ее выполнения.
-фасилитатор- консультант побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы исследовательского типа. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
На других этапах исследования и проектирования, где учащемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):
-эмоциональные позиции (позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции (герой - вдохновитель, заказчик, спорщик);
-рефлексивные позиции ( Я-дерево, я- птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)
Именно в особой методике преподавания и создании особого электронного пособия - учебника для осуществления проектно- исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов и особой роли учителя в процессе обучения и заключается новизна программы.

Литература:
1. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
2. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
3. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
4. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
5. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
6. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
7. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г
8. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. №2.
9. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
10. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г

Категория: Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства "Доминанта" | Добавил: lazarevsever2000
Просмотров: 273 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 дилетант   (17.10.2015 23:49)
Статья является актуальной, полезна не только для начинающих педагогов, но и для преподавателей со стажем. Развитие навыков проектной деятельности, формирование учебной самостоятельности - основа успешного обучения. Автор статьи приводит конкретные примеры активизации учебной деятельности, создания условий успешного обучения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА