Вторник, 14:44 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Международный (Всероссийский) конкурс "О той весне..."

«Оккупация. Всё, что случилось с нами… Места памяти»
24.04.2015, 08:24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брасовского района Локотская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Н. Ф. Струченкова

242301 Брянская область, Брасовский район, п. Локоть


 

«Оккупация. Всё, что случилось с нами…

Места памяти»


 

Выполнила: Клевцова Тамара

Николаевна учитель истории и

обществознания МБОУ ЛСОШ №2

Н.Ф.Струченкова 242301

Брянская обл., Брасовский район

п.Локоть

 

 


Мужеству, стойкости, верности всех жителей Брасовского района, вставших на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны посвящается передвижная выставка и урок – экскурсия: «Оккупация. Всё, что случилось с нами… Места памяти».

Год 2015 год. Страна, победившая нацизм, готовится отметить Великий светлый праздник - 70-летие Победы.

Мысль по организации передвижной выставки (места памяти), а затем и урока – экскурсии возникла в контексте подготовки ряда мероприятий, посвящённых 70-летию Победы. У старшеклассников, которые инициировали и ведут работу по созданию Книги Памяти, Аллеи Памяти жертвам фашизма, возникла мысль исследовать не только героическую, но и трагическую историю нашего края в период оккупации. Определили, что есть также и тёмное пятно в истории района названного периода. Понимали, что задача непростая: следует разобраться, где подлинные исторические факты, а где чьё-то мнение, вступающее с ним в противоречие.

На этапе подготовки выставки старшеклассники получают заранее задание:

1. Сделать поиск в Интернете материала, используя понятия: «оккупация», «оккупационный режим», «новый порядок», «партизанское движение», «коллаборационизм»; собрать материал мест массового уничтожения мирных жителей (фото, цифры). Закачать информацию в компьютерный планшет. 2.Собрать, сгруппировать информационный материал по сюжетам (проблемам – 4), распечатать и озаглавить: №1. Оккупация. «Судьба» мирного население. Уничтожение. Ужас. №2.Оккупация. Сопротивление. Партизаны и подпольщики. Герои. №3.Оккупация. Коллаборационисты. Предательство. Совесть. №4.Пространство памяти. Места памяти. Символы памяти. 3. Определиться в 3 группы и продолжить сбор информации, по выбранному сюжету, анализируя и обдумывая его. 4. Оформление выставочных планшетов (4). 5. При подготовке к уроку, старшеклассники делают пометки в тетрадях, а также готовят краткие информационные сообщения по сюжету.6.На 4-ом экспозиционном планшете ученики размещают свои творческие работы (эссе, стихотворения, фото, рисунки), материалы из газет.

7. Обязательным условием является пополнение информационным материалом выставочных планшетов. 8.Отбор фрагментов документов для так называемых «информационных пакетов данных» по проблеме для каждой группы совместно с лидерами групп (экскурсоводами). Учитель дополняет «пакет данных» вопросами для дискуссий и тестами на поведение в заданной ситуации. Главная тема выставки - оккупация и связанный с ней выбор человека в условиях войны, его совесть. Экспозиционное решение выставки – цепь сюжетов, последовательно сменяющих друг друга, расположенных на 4-ёх планшетах. Каждый сюжет реализуется как «места памяти», «точки памяти» в общем пространстве темы. Материалы помещаются на экспозиционной площадке 3-го этажа и могут быть использованы учителями для проведения уроков и классными руководителями для проведения мероприятий.

Основная цель выставки: передать опыт по сохранению памяти о реалиях того времени в период оккупации через сюжеты как места памяти. Главная задача выставки: выработка своей позиции, а уже на уроке - её открытое предъявление и отстаивание.

Тема урока: Оккупация. Всё, что случилось с нами…Места памяти.

Целевая аудитория: 11 класс Место проведения: кабинет истории Время проведения: спаренный урокФорма урока: проблемно-тематическая экскурсия с элементами ролевой игры. Формы работы: индивидуальная и групповая самостоятельная работа. Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование, выставочные планшеты (4), компьютерные планшеты обучающихся, информационные «пакеты данных» (3), символы памяти: ящик Пандоры (зло), сундучок (хранилище, реликвии и ценности семьи – письмо, икона, награды).Главная цель: целостное развитие личности ребёнка через осознание своей принадлежности к пространству памяти (семья и я в контексте истории), связи прошлого и настоящего. Содержательная цель: учить понимать ценности человеческой жизни и не только своей; учить осознавать зависимость людей друг от друга, необходимость регулирования отношений; показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима.

Цели урока: погрузиться в утраченные и вновь обретённые глубины долго умалчиваемой темы, восстановит добрую славу, залечить «раны» родной брасовской земли, дать справедливую оценку преступлений фашизма на оккупированных территориях Задачи: образовательные: на основе архивных документов воссоздать картину оккупационного режима, выявить его особенности, осознать его последствия развивающие: учить эффективно работать в режиме ограниченного времени; формировать умения находить причинно-следственные связи, проводить анализ и делать выводы; развивать навыки социальной восприимчивости и доверия; умений выслушать другого и способность к сочувствию и сопереживанию воспитательные: воспитывать стремление противостоять насилию и жестокости в мире, учить давать нравственную оценку жестокости и насилию, воспитывать толерантное сознание, формировать позицию осознанного выбора, столкнуть разные «миры памяти» старшеклассников и определить степень их согласованности в пространстве памяти

Этапы урока: 1.Орг. момент 2.Актуализация знаний 3.Введение в тему. Работа с понятиями 4.Прблемное задание 5. Поиск истины и решение проблемы 6. Рефлексия 7. Итоги. Для проведения урока экспозиционные планшеты размещаются в кабинете истории.

Ход урока

1. Организационный момент. Организация пространства урока 2.Актуализация знаний. Задание: Взять карточку со стола. По заданным в ней понятиям (молниеносная война, внезапность нападения, полный разгром, захват территории до Урала), ответить на вопросы:

1.Как думаете, о чём речь? (план «Барбаросса») 2.Когда подписан? (18 .12.40) 3. Срок реализации (1,5 – 2 месяца) 4.Когда Германия приступила к его реализации? (22.06.41). 5. Частью какого плана являлся этот план? («Ост») 6. Вам известны политические цели Германии против СССР? (уничтожение соц. строя, превращение в колонию) 7.Назовите стратегические цели (уничтожение армии, захват территорий).

3. Введение в тему. Работа с понятиями. Лидеры групп (экскурсоводы) записывают понятия на доске в столбик. Задание: Определите основное понятие («оккупация»). (Дальше каждая группа будет давать определения понятий по ходу урока)

4. Постановка проблемного задания.

Учитель: Оккупация. Новый порядок. Сопротивление. Коллаборационизм. Это всё случилось с нами… Зачем вы захотели вернуться в то время? Посмотрите на символ – сундучок. Вопросы: Для чего предназначен? Что там хранят? Какая человеческая способность ассоциируется с сундучком? (память - хранилище). И память нам покоя не даёт… . Вы хотите знать всё, что случилось с нами…?

Учитель: демонстрирует «ящик Пандоры»: Мифическая греческая богиня Пандора, созданная богом огня Гефестом, вопреки строжайшим законам мужа открыла в его доме ящик, наполненный одними бедствиями, заставила страдать всё человечество. Крышка этого ящика захлопнулась лишь тогда, когда на дне осталась одна надежда. Вопросы: Как вы оцениваете действия богини?Можно охарактеризовать их как «преступление против человечества»? Почему? (заставила страдать…)

(Учитель подводит к постановке проблемы). Проблемная ситуация:22 ноября 2004 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Дни памяти и примирения 8-9 мая, которые посвящены памяти жертвам Второй мировой войны. Статистика Второй мировой ужасает. Человеческие потери катастрофически. Известны данным комиссии Г.Ф. Кривошеева: общие людские потери СССР – 26.6 млн., немцев – 12 млн. человек, общие потери составляют до 55 млн. Нам известны героизм и мужество нашего народа, отстоявшего независимость своей Родины. Но в то же время мы знаем и факты предательства, перехода на сторону врага.

Вспомните канун войны. Проводится компания массовых репрессий, Наблюдалось недовольство людей советской властью. Основания для этого – несоответствие реальной жизни и провозглашённых в документах ценностей, идеалов, подавление свободы. Вопрос: Какое противоречие вы наблюдаете? Формулируем вместе: Вопросов много, но главный – почему одни советские люди, у которых были причины ненавидеть Сталина и его систему, объединились и встали на защиту родной земли, а другие - помогали врагу?

Постановка проблемы. Давайте определим, «где кончается то, что можно оправдать (освободительная война), и начинается то, что оправдать нельзя (пособничество фашизму)1.

Учитель: А какое самое страшно слово для человека? (война) (Слайды о войне – на фоне песни «Ах, война, что ты сделала подлая…» ) Учитель: Год 1941. 22 июня.4 часа утра. Война.

Экскурсовод 1. Начало оккупации (сообщение). Гитлер обозначил: «Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить славянские народы…» 2

Экскурсовод 2. План «Барбаросса» в действии (сообщение). За 10 дней немцы продвинулись вглубь страны на 350-600 км, захватив часть Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии. В середине августа 1941 года фашисты были на территории Брянщины, в октябре её оккупировали. В посёлок Локоть фашистские войска вступили 4 октября. С первых дней вторжения, по приказу Гитлера, вся полнота власти на оккупированной территории была передана командующим войсками вермахта. Начались долгие месяцы оккупации, жизнь в условиях «нового порядка». Учитель: (формулирует тему урока, записывает на доске) Учитель: Немецко-фашистский оккупационный режим, установившийся на территории Брянщины с октября 1941 года, коренным образом изменил жизнь людей, оказавшихся на временно занятой врагом территории. Гитлер определил направления новой оккупационной политики: «Перед нами стоит задача разрезать территорию этого громадного пирога так, как это нам нужно, чтобы суметь, во-первых, господствовать над ней, во-вторых, управлять ею, в-третьих, эксплуатировать её».3Учитель: Возьмите информационные «пакеты данных» - №1, №2, №3, откройте, ознакомьтесь с заданиями. Работаем по алгоритму.

5. Поиск истины и решение проблемы Алгоритм работы на этом этапе: 1.Обучающиеся знакомятся с содержанием своего пакета данных, определяют общую тему (сюжет), ставят задачу для своей группы, помня главную проблему.

1Дюков А. Р. «DieAktionKaminskiy»: Локотское «самоуправление» и создание бригады РОНА//Мифы Великой Отечественной. М: ЭКСМО; Яуза, 2008 С. 161-163 2Дандыкин Т.К. Во имя павших и живых. Брянск, 20003Крашенинников В.В. «Сороковые, роковые…», ст. в Учительской газете, №1,2012

2.Обучающиеся выдвигают лидера, который представит результаты (итоги исследования, дискуссии). 3. Лидеры озвучивают тему и задачу. 4. Непосредственно работают с пакетами данных. 5. Сообщение о результатах работы (лидер). Обсуждение вопросов (участвовать могут все обучающиеся). Озвучивание результатов ситуативного теста. 6. Формулируют решение проблемы, возвращаясь к главному вопросу урока.

1 группа работает с информационным «пакетом данных» №1 «Оккупация. «Судьба» мирного население. Уничтожение. Ужас». 1-ый уровень: Дискуссия. 1.Оъясните понятия «оккупация», «оккупационный режим», «новый порядок», «преступление против человечества» 2. Вы ознакомились с фрагментами документов, текстов, свидетельствами.

«Приказом немецкой комендатуры п. Локоть гражданскому населению запрещалось выходить на улицу от18часов до 5 часов утра. За появление на улицах в запрещённое время – расстрел. Угрозами и насилием оккупанты стремились устрашить советских людей, поставить на колени, парализовать их действия, оборвать связи с партизанами».1 Ответьте на вопросы: 1. Кто подлежал истреблению? 2.Какие методы насилия использовали нацисты относительно мирных граждан 3.Мне стало известно в ходе исследований… 4.Я не могу молчать… 5. Как могли такое допустить? Почему стало возможным жестокое и безжалостное уничтожение мирных жителей? 6.Как бы я поступил, если бы… 7.У меня сводит скулы при мысли, что… 8. О чём мне рассказали цифры? 9.Что помогло выжить, остаться человеком? Приведите примеры.

2-ый уровень. Тест на поведение в задуманной ситуации: Допустим, тебе обещают, что через год твоя жизнь заметно улучшиться. Однако в течение этого года тебе придётся оказаться от привычных удовольствий, твои права и свободы будут ограничены. Как ты поступишь: 1.Согласишься, ради грядущего благополучия можно и потерпеть

1Соколов Б.В. Оккупация: правда и мифы. Брянск, 2002

2.Попробуешь выторговать для себя некоторые льготы 3. Решительно откажешься 3-ий уровень: Итоги дискуссии. Итоги анализа документов (экскурсовод)

2 группа работает с информационным пакетом данных №2 «Оккупация. Сопротивление. Партизаны и подпольщики. Герои».

1-ый уровень: Дискуссия.1.Определите понятия «партизанское движение», «подпольные организации» 2.Вы ознакомились с фрагментами документов, текстов, свидетельствами. -Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «на занятых врагом территориях создавать партизанские отряды и диверсионные группы..»1«Партизанская война, -заявил Гитлер на совещании 16 июля 1941 г.,- имеет и свои преимущества: она даёт нам возможность истреблять всё. Что восстаёт против нас».Инструкция о борьбе с партизанами от 11ноября 1942 г. «…расстреливать и вешать всех мужчин и женщин, захваченных в плен при карательных операциях».3

Ответьте на вопросы: 1.Какова роль партизанских отрядов, подпольщиков? 2.Тебе известны методы их борьбы? 3.Какие чувства вы испытывали, знакомясь с документами? 4.Мне стало известно в ходе исследований… 5.Я хочу рассказать… 6.Как бы я поступил, если бы мне довелось… 7. Нужно ли современному поколению знать, что пережили люди в суровые года оккупации? 8. Я поражён… 9.Что помогло выжить, остаться человеком? Приведите примеры.

2-ой уровень. Тесты на поведение в задуманной ситуации:Предположим, что у тебя есть идея, которую ты мечтаешь реализовать. Но есть люди, которые эту идею не разделяют и противятся её осуществлению. Как ты поступишь: 1.Заставишь их подчиняться твоей воле, не тратя времени на болтовню 2.Попытаешься переубедить их, а если не выйдет, сделаешь по-своему 3.Попробуешь прийти к компромиссу, а если не получится, отложишь


 

1Крашенинников В.В. «Сороковые, роковые…», ст. в Учительской газете, №1,2012 2Афонин В. Эстафете детей войны детям войны .Брянск, ГУП «Бр. обл. полиграф. объед-е»2005 3Дандыкин Т.К. Во имя павших и живых. Брянск, 2000

реализацию своей идеи3-ий уровень: Итоги дискуссии. Итоги анализа документов (экскурсовод)

3 группа работает с информационным «пакетом данных» №2 «Оккупация. Коллаборационисты. Предательство. Совесть». 1-ый уровень: Дискуссия. 1.Оъясните понятие «коллаборационизм» 2.Вы ознакомились с фрагментами документов, текстов, свидетельствами. «Предатели предают прежде всего себя» (Плутарх) «За время оккупации на территории Брасовского района Брянской области с 4 октября 1941года по 5 сентября 1943 года уничтожено мирных жителей - 5397 человек, в их числе: в полях конезавода -2000 чел., п. Воронов Лог, д.Городище – 800 чел., в противотанковых рвах с. Холмецкий Хутор – 95 чел., в лесу Погребские Дачи -2500 чел. Угнано в немецкое рабство – 6965 человек».1Ответьте на вопросы: 1.Кто мог стать коллаборационистом? 2.Мне стало известно в ходе исследований…3.Они сделали свой выбор… 4. Можно ли оправдать измену? 5.Как бы я поступил, если бы… 6.У меня сводит скулы при мысли, что… 7. Что заставило их стать предателем? 8. Зачем ворошить прошлое, может просто его забыть? 9. Всё, что случилось с нами…

2-ой уровень. Тесты на поведение в задуманной ситуации: Если бы где-то произошла катастрофа, унёсшая много человеческих жизней, то я предпочёл бы: 1.Знать о ней всю правду, какой бы страшной она не была. 2.Как можно меньше знать об обстоятельствах трагедии, чтобы спать спокойно. 3.Ничего не знать о случившемся, поскольку подобная информация должна быть доступна только людям, отвечающим за нашу безопасность.

3-ий уровень: Итоги дискуссии. Итоги анализа документов (экскурсовод)


 

1 Акт Брасовской районной комиссии от 27 сентября1945 г. п. Локоть.Акт областной комиссии по учёту злодеяний немецко-фашистскихзахватчиков в годы Вов (194101945 гг.) от 22 октября 1945 г. Основание: ф.6 оп.1, д.54, ч.1, л.17-18


 

Информационный «пакет данных» №4«Места памяти» включает творческие проекты, задания, выполненные старшеклассниками. Примеры: 1.Моему дедушке, Задееву Фёдору Павловичу и землякам-брасовцам, посвящается (эссе, Задеев Ф.)2. «Иванова Лужа» - место памяти (эссе, Новикова А.) 3.Рисунки «Я рисую войну» (Гарбузова Е., Образцова А.)

Игра «Коридор совести».

Ученики выстраиваются, образуя коридор. Ученик проходит по нему и каждый предлагает свой вопрос, а проходящий как бы примеряет « пиджак истории» на себя.

Примеры вопросов: 1.Как бы ты поступил, находясь на оккупированной врагом территории, будучи на месте… (того или иного героя)? 2.Ты можешь пойти в партизаны, т.к. защищать Родину – долг каждого честного человека, но ты можешь погибнуть. Как ты поступишь? Каждый ученик проходит «коридор совести» и делает свой выбор. Потом учитель всем адресует вопросы: 1.Что чувствовали в предложенной ситуации? 2. Расскажи о своих ощущениях, переживаниях (вывод, к которому пришли можно не сообщать) Рефлексия: Определите своё отношение к проблеме Учебная рефлексия: написать краткое эссе (3-5 предложений) на одну из тем: «Мужество – это…», «Трусость – это…», «Предательство – это…», «Равнодушие – это…» (записывают в тетради) Личностная рефлексия: Мы, третье поколение, обсуждаем Великую Отечественную войну. Какие чувства вы испытали? Продолжите фразу: Я испытал (а)…(записывают в тетради)

Итоги: Возвращаемся в начало урока. 2 символа сегодняшнего урока («ящик Пандоры» и сундучок). Вам публично предлагается сделать выбор здесь и сейчас: уходя с урока, вы можете взять с собой только один из 2-ух символов, а другой уничтожить. Выбор необходимо обосновать. Учитель: Вы сделали свой выбор. Предлагаю надежду взять с собой, она поможет нам бороться со злом. Память – это действующее лицо. Она созидает. Делает добро и помогает выстоять в трудную минуту. (Демонстрация слайдов о святых праздниках для ветеранов, на фоне песни «И снова память нам покоя не даёт…») Учитель: Всё, что случилось с нами…, имело место быть. Калейдоскоп событий пробудил гнев и скорбь, в то же время – вызвал чувства единства и сопричастности к жизни своей земли. Как когда-то наши земляки встали на защиту родной земли и выстояли, так и мы сегодня объединились, чтобы помнить о них и бросить вызов насилию и смерти.

С этого урока я уйду с надеждой, что вы, новое поколение, не только сохраните память о жертвах фашизма, но и продолжите непримиримую борьбу с громко заявляющей о себе фашистской идеологией сегодня. Хочу, чтобы вы запомнили слова режиссёра В. Каня «Человеческая память и проклятья должны жить не для мести, а для справедливости».

Литература и источники:

1.Афонин В. Эстафете детей войны детям войны. Брянск, ГУП «Брянская обл. полиграф.объед-е»2005 2.Акт Брасовской районной комиссии от 27 сентября1945 г. п. Локоть. Акт областной комиссии по учёту злодеяний немецко-фашистских захватчиков в годы Вов (1941-1945 гг.) от 22 октября 1945 г. Основание: ф.6 оп.1, д.54, ч.1, л.17-18 3.Дюков А. Р. «DieAktionKaminskiy» Локотское «самоуправление» и создание бригады РОНА/Мифы Великой Отечественной. М: ЭКСМО; Яуза, 2008 С. 161-163 4.Дандыкин Т.К. Во имя павших и живых. Брянск, 2000 5.Крашенинников В.В. «Сороковые, роковые…», ст. в Учительской газете, №1,2012 7.Соколов Б.В. Оккупация: правда и мифы. Брянск, 2002


 

Категория: Международный (Всероссийский) конкурс "О той весне..." | Добавил: Администратор
Просмотров: 359 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА