Воскресенье, 04:52 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Всероссийский интернет-конкурс "Лучший конспект занятия"

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
31.05.2016, 20:40

Дидактические игры по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Никитина Ольга Геннадьевна воспитатель высшей кв. категории Куликова Анастасия Сергеевна воспитатель высшей кв. категории
***
«Футбол» Цель: Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Ход игры: Двум детям по очереди, а потом одновременно предлагаем задуть ватный шарик в ворота. У кого это получится первым, тот выигрывает. Вдох делаем через нос, а выдох через рот. При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох.
Игру можно усложнить, используя трубочку, дуть на ватный шарик через трубочку.
***
«Буря в стакане» Цель: Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Ход игры: Детям предлагается сначала одному, затем нескольким человек дуть в трубочку, тем самым создавать бурю. Чем сильнее струя воздуха, тем сильнее буря.
***
«Угостите мышку сыром» Цель: Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Ход игры: Детям предлагается задуть ватный шарик в рот мышки. Вдох делаем через нос, а выдох через рот. При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох.
Игру можно усложнить, используя трубочку, дуть на ватный шарик через трубочку.
***
«Бабочки» Цель: Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Ход игры: Детям предлагается дуть на бабочки через рот, делая вдох через нос. Струя воздуха должна попасть строго на бабочку. При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох.
***
«Поварята» Цель: Развивать умение детей классифицировать предметы по группам. Развивать монологическую речь.
Ход игры: Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
***
«Холодильник» Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать память, пространственные представления.
Ход игры: Варианты игры
1.Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
2.Взрослый просит убрать продукт на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
3.Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
Примечание: некоторые картинки не содержат звуки С, Ш, Р, Л. Они используются с целью дифференциации звуков.
***
«Назови одним словом» Цель: Формировать умение классифицировать предметы, называть их одним словом. Развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление.
Ход игры: 1.Детям показывается карточка с картинками, дети должны назвать одним словом, что изображено на ней.
1. Перед детьми выкладываются карточки по одной теме, дети должны назвать все предметы одним словом.
2. Перемешиваем карточки разной темы, предлагаем ребенку отобрать и назвать предметы, изображенные на них одним словом.
Берем две карточки (сначала из одной группы, потом можно из разных). Задача, найти, что объединяет животных. Найти чем они отличаются.
***
«Что лишнее?» Цель: Развивать логическое мышление, внимание, развивать речь детей, умение отвечать полным предложением.
Ход игры: Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать лишнюю картинку и объяснить, почему она «лишняя».
***
«Почтальон» Цель: формировать навык у детей употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.
Ход игры: Кон¬верты с изображением животного или птицы, означают адре¬сата (того,кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).
Например: Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке отулитки.
Логопед. Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар¬тинки и говорить, кому оно и от кого.
При затруднении логопед оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».
***
«Из каких частей состоит предмет?» Цель: Обогащать активный и пассивный словарь детей, закрепить знание о частях предмета. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Ход игры: Дети рассматривая картинку, должны назвать части предмета.
***
«Предлоги» Цель: Формировать умение детей правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Ход игры: Ребенок должен глядя на картинку составить правильно предложение, где находится бабочка(правильно употребить предлог).
***
«Скажи правильно» Цель: Формировать умение детей правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Ход игры: Предложить детям расположить предметы правильно.
***
«Кто, где живет?» Цель: Развивать речь детей, умение составлять рассказы о местах обитания животных. Ход игры: Надо детям назвать дома животных и разложить, кто , где живет.
***
«Огород» Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, месту произрастания. Закрепить умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, дифференциация сходных понятий.
Ход игры: Детям предлагается собрать урожай в огороде, называя овощи, с какой грядки собрали, в какую корзину сложили урожай.
***
«Веселая Улитка» Цель: Развивать речь детей через многофункциональное панно. Развивать логическое мышление, воображение.
Ход игры: В цент улитки вставляют карточку с заданием, например: символ глагола летают, дети должны подобрать к символу картинки. Так же, классифицировать предметы по разным признакам.
***
«Волшебные кубики» Цель: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно – образовательной деятельности.
Ход игры: Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, которое выпадет на верхней грани.
***
«Пирожки» Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Ребенок должен правильно сказать, какая у пирожков начинка (грибная, вишневая …).
***
«Узелки» Цель: автоматизировать поставленные звуки в слогах и словах, упражнять в согласовании числительных с существительными, развивать мелкую моторику.
Ход игры:
1.Д.и. «Сосчитай»
-Один узелок, два узелка… (автоматизация звука Л).
2.Правильно повторить цепочку слогов и развязать один узелок.
3.Ребенку разрешается развязать узелок, если он правильно придумает слово с заданным звуком.
***
«Веселый поваренок» Цель: Активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания». Закрепить навыки образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Ход игры:
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.
Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .
***
«Разрезные картинки» Цель: Закрепить знания детей о буквах русского алфавита, их внешний вид количество и расположение элементов. Закрепить умение соотносить звук и букву, умение называть первый звук в слове, называть слова на заданный звук. Упражнять в составлении целого из частей.
Ход игры: Дети собирают пазлы(буквы).
***
«Найди свой домик» Цель: Закрепить знание детей о гласных и согласных звуках. Формировать умение детей различать согласные звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Формировать умение определять место звука в слове: начало, середина, конец, соотносить со схемой слова. Упражнять в умении соотносить звук и его символ. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Дети выполняют задание по схеме, под руководством педагога.
***
«Волшебные часы» Цель: Закрепить знание детей о гласных и согласных звуках. Составлять слоги из звуков. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Дети складывают слоги, а потом и слова.
***
«Гласные звуки» Цель: Закрепить знание звуков, особенности их артикуляции, умение их правильно произносить. Формировать умение детей определять место звука в слове.
Ход игры: Детям необходимо подобрать к заданному звуку, слово, которое начинается на этот звук, звук, находится в середине, в конце слова, и разложить картинки.
***
«Паровозик» Цель: Формирование умения делить слова на слоги. Упражнение детей в воспроизведении слов разного слогового состава. В процессе самопроверки или взаимопроверки развитие внимания, формирование адекватной самооценки. Закрепление умения согласовывать существительные разной слоговой структуры с числительными. Автоматизация и дифференциация звуков.
Ход игры: . На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т". И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?
***
«Морское путешествие» Цель: Формирование умения делить слова на слоги. Упражнение детей в воспроизведении слов разного слогового состава. В процессе самопроверки или взаимопроверки развитие внимания, формирование адекватной самооценки. Закрепление умения согласовывать существительные разной слоговой структуры с числительными. Автоматизация и дифференциация звуков.
Оборудование:
модели корабликов, шаблоны для проверки заданий, цифры (1 2 3 4 5), фишки (лица пассажиров, шарики, флажки)
Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Использовать пособие можно для индивидуальной работы и для работы с подгруппой.
Ход игры:
1 Детям раздаются модели кораблей и предлагается найти слова с нужным количеством слогов (от 1 до 4). На найденную картинку положить фишку с пассажиром – это его место на корабле (можно положить шарики или флажки – это груз) После того как ребёнок выполнит задание, он накладывает шаблон для проверки правильности выполнения. Если в прорезанном иллюминаторе нет пассажира (груза) надо проверить свою работу или доказать свой выбор логопеду.
2 Положить на каждую картинку на корабле такую цифру, сколько слогов в слове (для подготовительного возраста сосчитать гласные звуки).
3 Сделать всё как предлагается в 1 варианте игры. Выделенные фишками слова произнести, а потом придумать с ним 1-2 предложения.
4 Перед кораблём выложить цифру. Предложить ребятам назвать, сколько груза везёт корабль (согласовать существительное и числительное в роде, числе и падеже) Например, ребёнок говорит: « Корабль везёт 5 арбузов, 5 тигров, 5 слонов и.т.д.»
***
«Паук» Цель: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, развивать фонематический
слух.
Ход игры:
1. Чтобы узнать, кто запутался в паутине, нужно составить слова из букв.
2. Детям не умеющим читать, предлагаем спасти насекомых (используется картинка без букв), которые запутались в паутине. Для этого нужно правильно повторить цепочку слогов за взрослым (или выполнить другое задание взрослого).
3. Составляя слова из букв дети должны показать мягкие, глухие, звонкие, твердые звуки, то есть подобрать по цвету.
***
«Бусы» Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление.
Ход игры: Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки.
Их соберём в коробочку,
Наденем на верёвочку.
1.Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки).
2.Педагог заранее надевает на шнурок несколько бусин в определенной последовательности. Ребенок должен продолжить надевать бусины, не нарушая последовательности.
***
«Мнемосхемы» Цель: Формировать умение детей составлять по схеме описательные рассказы на разные лексические темы, развивать речь, умение выслушивать детей. Развивать связную речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям составить рассказ, опираясь на схему
«Расскажи сказку» Цель: Формировать умение детей составлять сказки по схеме, развивать связную речь, умение выслушивать детей.
Ход игры: Ребенок бросает кубик и рассказывает сказку, которая выпадет на верхней грани.

***
«В гостях у сказки» Цель: Формировать умение детей придумывать и составлять рассказы, сказки самостоятельно или при помощи героев. Развивать речь, фантазию. Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему. Развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства). Развивать интонационную выразительность.
Ход игры: Детям предлагается набор игрушек и просят составить с ними сказку или рассказ, о том, что произошло с ними.
***
«Веселые превращения» Цель: Развивать речь детей, умение правильно составлять предложения, развивать силу голоса, тембр.
Ход игры: Предлагается детям придумать новую историю, сказку о герои в кого превратится.
***
«Составляем рассказ» Цель: Учить детей отвечать на вопрос Что он (она) делает?Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.
Ход игры: Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Что делает девочка (мальчик)?», при помощи картинок-символов действий.
***
«Пальчиковые игры» Цель: Развивать мелкую моторику рук, развивать речь.
Ход игры: Вспомнить пальчиковую игру, сказку и ее рассказать используя атрибутику.
Цель: Формировать умение отгадывать загадки, проговаривать чистоговорки, запоминать стихи.

Категория: Всероссийский интернет-конкурс "Лучший конспект занятия" | Добавил: nasta
Просмотров: 148 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА