Воскресенье, 06:05 
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Конкурс эссе ко дню учителя "Моя профессия учитель!"

Профессиональный алфавит
02.10.2013, 19:54

Конечно каждый педагог, если не читал сам, то уж слышал или цитировал, «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, в которой представлен опыт и суть педагогической системы выдающегося учителя. Надеюсь, моя педагогическая поэма (она же завершенная, целостная концепция обучения школьников биологии) тоже когда-нибудь родится, а пока у меня для нее только школьный алфавит из набросков, мыслей, наблюдений, ошибок и удач.

Активная жизненная позиция. Под лежачий камень вода не течет. Это аксиома. И в такой профессии как педагог, это особенно актуально. Нельзя научить детей тому, чего не умеешь сам. Постоянно стремлюсь расширять свои профессиональные и творческие горизонты, чтобы своим примером донести это до учеников. Если небольшими шагами двигаться, в идеале к намеченной цели, а при ее отсутствии, хотя бы просто вперед, можно достичь очень много. Считаю, что без этого просто невозможно работать с детьми!

Биология. Никогда не мечтала в детстве связать свою жизнь с биологией, и в старших классах тоже. Но на моем пути встретился (я только сейчас это понимаю!) талантливый педагог по биологии, который сумел приложить мои способности к разного рода конкурсам, олимпиадам, и как-то само собой пошло-поехало. Может быть, если бы на его месте оказался талантливый учитель истории, я бы не участвовала в конкурсе на соискание этого гранта. Позже биология возникла в моей жизни именно как академическая наука, но это уже другая буква.

Дети. Даже не знаю с чего начать: они все такие разные и каждый день с ними проходит по-разному! Один работает быстро, другой медленно, кто-то слушает, кто-то в облаках летает, этому все интересно, тот «видал я вашу биологию!..» А подход нужно найти к каждому. Как это сделать? На этот вопрос ищу ответ каждый день! Планируя урок, выбираю разные формы работы, в которых могут проявить себя учащиеся с разными склонностями, темпом работы, уровнем подготовки. Объясняя новый материал, выбираю методы, воздействующие на разные каналы восприятия информации (очень помогает ИКТ!) Домашнее задание почти всегда содержит вариативную часть, в которой могут проявить себя учащиеся с разными способностями (подготовка сообщения, презентации, рисунка, агитационного плаката, инструкции, стихов и проч.) Поощряю инициативу учащихся, когда они выступают с предложением подготовить что-либо к уроку, веду работу с отстающими ребятами во внеурочное время. Для одаренных детей организую подготовку и участие в конкурсах разного характера: интеллектуальных (конкурсы исследовательских работ, олимпиады, интеллектуальные марафоны), творческих (конкурсы видеофильмов, рисунков, стихов, публицистических материалов), прикладных (конкурс экологических мероприятий, эколого-туристические и экологически слеты). Чтобы ориентироваться, куда направить ребенка в соответствии с его задатками, провожу анкетирование, тестирование совместно со школьным психологом.

Информационно-коммуникационные технологии. Уже не новинка, а логичная, неотъемлемая часть современного учебно-воспитательного процесса. Использование мультимедийного оборудования, обучающих мультимедийных продуктов, ресурсов сети Интернет делает образовательный процесс более насыщенным, ярким, разнообразным, облегчает самостоятельную подготовку учеников. Информационно-коммуникационные технологии использую примерно на 50 - 60%  уроков в разных формах (мультимедийные презентации, видеофильмы, работа с ресурсами Интернет и проч.), больше считаю в рамках своего предмета нецелесообразным. Основным плюсом информатизации школы я считаю появление свободного доступа в сеть Интернет, который компенсирует крайнюю бедность библиотечного фонда школы.

Однако, я считаю, что нельзя возводить информатизацию образования в ранг панацеи, как это сейчас популярно среди учителей. Да простят меня IT-специалисты и многие мои коллеги, но без грамотного преподнесения со стороны учителя все это эффективно не более чем бумажный плакат и кинопроектор. Нужно помнить, что это всего лишь средство, которое в чем-то облегчает учение, а в чем-то его осложняет (например, с точки зрения здоровьесбережения детей).

 «Зелёная планета» - это наш маленький школьный экологический клуб. Наше научно-творческое сообщество, в котором создаются исследовательские проекты: некоторые гибнут на стадии целеполагания, а другие успешно существуют и развиваются уже не один год. Здесь возникают стенгазеты, экологические спектакли и частушки для творческих конкурсов, рождаются занимательные экскурсии по живому уголку. К нам приходят, уходят и опять возвращаются… От нас уходят почти навсегда (пока еще заходят в гости!) во взрослую жизнь, но уносят с собой туда опыт свободного творчества, опыт общения с товарищами, взаимопомощи, опыт участия в конкурсах, где случаются и победы, и поражения. Это сложно дать на уроке (все-таки это «обязаловка»), а в поездке на экологический слет, на экскурсии кружка, на индивидуальном занятии - пожалуйста, все получается легко, почти само собой, ребенок ведь сам этого захотел! А с такой мотивацией можно горы свернуть!

Я стараюсь создать для детей максимальные возможности для раскрытия своих способностей, расширить то образовательное поле, на котором ребенок может себя проявить.  Когда мы начали «творить» свои первые исследовательские работы, кода не было опыта ни у меня, ни у детей, участвовать в мероприятиях регионального уровня было страшновато, боялась отбить у детей интерес к работе, если нас там признают аутсайдерами. Из этих размышлений родилась идея создания районного конкурса исследовательских работ учащихся в области биологии, валеологии и экологии «Живи, сверяя каждый шаг с природой!». Конкурс поддержали преподаватели ГОУ ВПО «Бийский государственный педагогический университет им. В.М. Шукшина», они осуществляют рецензирование и оценку работ (абсолютно бесплатно!) Конкурс проводится с 2007 года и собирает около 20 учащихся нашего района. Я считаю, что мы создали хорошую стартовую площадку для представления исследовательских работ, после участия в этом конкурсе авторы могут устранить отмеченные недостатки, развить свою работу в соответствии с рекомендациями и претендовать на участие в конкурсах более высокого уровня.

Мои ребята любят участвовать в конкурсах, олимпиадах. Ведь это шанс показать, реализовать себя. Иногда и работа начинается под действием внешнего мотива: просто нравится куда-то ездить. А потом входят во вкус, сравнивают себя с другими, понимают, что просто ездить не интересно, хочется побеждать, отсюда возникает стремление совершенствовать свое исследование. Увы, в условиях ограниченного финансирования, приходится отдавать предпочтение заочным конкурсам, олимпиадам, но мы надеемся на лучшее! 

Наука. Мне повезло, учась в университете, я работала под руководством не просто преподавателей, а настоящих ученых, которые действительно вносят вклад в развитие фундаментальной науки. После окончания университета, были планы о поступлении в аспирантуру, стажировка в одном из ведущих НИИ страны, но так сложилось, что пока эти планы не реализованы. Однако, есть ценный опыт общения с настоящими учеными, опыт грамотной организации научного исследования, который я активно использую в работе с детьми. Кроме того, есть устойчивое понимание, что наука - это не жесткая неизменная конструкция, а, простите биологу такую метафору, живой, развивающийся организм. На своих уроках, во внеклассной работе я, конечно, использую сведения о новейших достижениях науки, яркие факты - для повышения интереса к предмету, иллюстрации роли биологии в жизни человека, какие-то сведения для корректировки или расширения содержания учебного материала. Но при этом считаю, что если ученик не знает и не понимает основ, то сообщенные ему сведения, останутся воспринятыми либо на уровне сенсации из желтой прессы, либо вообще не будут осознаны. Поэтому стараюсь не перегружать ими учебный процесс. Для, учащихся интересующихся новейшими достижениями науки, мною подготовлен список адресов официальных сайтов НИИ, научных изданий, научных обществ, которые я считаю достоверными, используя их, дети могут расширять свой кругозор и информированность, а значит, у них будет формироваться такое важное на сегодняшний день качество личности как информационная компетенция. 

Опыт. Биология такая дисциплина, в которой можно все изложить в сухой теории и отбить интерес к предмету где-нибудь на уровне природоведения, а можно показать, дать подержать в руках и увлечь человека на всю жизнь. И где же, как ни на практических и лабораторных работах дать волю живому интересу учеников? Многие учителя не любят такие уроки: оборудования нет, лаборанта нет, реактивов нет, времени нет… Я думаю, желания просто нет. У нас маленькая школа, и тоже мало, что есть. Но минимум, он на то и минимум, чтобы быть обязательным и поэтому, по принципу «голь на выдумки хитра», изворачиваемся и с оборудованием и со всем прочим, ведь мир не без добрых людей! И я испытываю чувство радости и гордости, когда приходят после уроков мои пятиклашки и говорят: «А можно мы в телескоп, ой, микроскоп посмотрим?» Что-то они там увидят?..

Учебник - это отражение авторской программы, концепции, которая в свою очередь является преломлением существующего стандарта образования.

Ах, как я люблю старые учебники! Там все продумано до мелочей, каждая буковка выверена много раз, каждая мысль логична и уместна, изложена суть явлений без лишних деталей, иллюстрации облегчают понимание. Те учебники, по которым я учу, лишены этих достоинств, зато в них с избытком авторской концепции и сложной (и не всегда новейшей!) биологической теории и рисунков, в которых проще запутаться, чем разобраться... Впрочем, у любой медали 2 стороны и сказанное не значит, что этот учебник безнадежно плох, просто он «не мой».

Сейчас я нахожусь в поиске «своего» автора, «своей» программы, поэтому проанализировала все основные авторские линии по биологии. Недостатком многих современных авторских программ по биологии, я считаю их «недоработанность» (порой встречаются и фактические, и орфографические, и оформительские ошибки, а ведь это учебник!), перекосы в область, интересную автору, но делающую учебник дисгармоничным. В тоже время разнообразие подходов к изложению  содержания государственного стандарта позволяет учителю учитывать особенности своего стиля преподавания, школы и проч., что делает образовательную систему более гибкой

 Мне крупно повезло, после размышлений и рассуждений я остановилась на авторской линии под редакцией Д.И.Трайтака, и эту же линию мне предложило апробировать в нашем регионе издательство «Мнемозина»! Считаю, что не ошиблась с выбором авторской программы и учебника. Он понятен мне, я вижу, как компенсировать его недостатки за счет достоинств, удобен для детей, соответствует государственному стандарту, имеет варианты на разное количество часов, хорошо оформлен и много еще имеет плюсов. Кроме того, сами книги предоставляются школе бесплатно!

Цель. С нее все начинается. На осознание этой простой истины я потратила достаточно много времени. И, увы, дошла до нее путем проб и ошибок, когда-то полезных, но в целом замедляющих движение вперед. Цель помогает отбросить лишнее и сосредоточится на главном. В работе с детьми стремлюсь научить их видеть и осознавать красоту, гармонию и ценность жизни во всех ее проявлениях, ее хрупкость и в то же время стойкость, осознавать себя как часть этой жизни, и тогда не возникнет вопроса ни у меня, ни у моих учеников: «зачем это учить?», как же можно не знать самое себя? И пусть мелкими шагами, петляя и путаясь, но я иду к этой цели!

 

В моем школьном алфавите еще не все буквы, но они обязательно появятся и составят мою педагогическую поэму!

Категория: Конкурс эссе ко дню учителя "Моя профессия учитель!" | Добавил: Slavyana_Nikolaeva
Просмотров: 1436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА