Суббота, 05:27 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Конкурсы 2013-2016 » Конкурс эссе ко дню учителя "Моя профессия учитель!"

Эссе "Моя профессия - учитель"
29.09.2013, 19:12
[size=14]
Косовских Яна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №27» города Перми

Моя профессия - учитель


Скажите, кто из Вас не мечтал о счастье? Путь к нему ищут люди многих поколений. Не случайно слагаются легенды и притчи об этих поисках. Часто слышу высказывания: «Я счастливый человек, потому что работаю учителем», «Моя профессия учителя приносит мне счастье», «Не мыслю себя вне профессии учителя, ибо безгранично счастлива». Но счастье ли это быть учителем? Давайте разберемся!
Никто не будет спорить, что учитель должен быть хорошим специалистом, а потому ему необходимо регулярно посещать курсы повышения квалификации, знакомиться с новой литературой по предмету, участвовать в семинарах, конференциях и многое-многое другое. Обычно это бывает нелегко, ведь количество часов у многих учителей намного превышает положенную ставку. Мне все же удается найти время на эту деятельность. С целью самосовершенствования и формирования педагогических компетентностей обучаюсь на курсах повышения квалификации. В 2013 году приняла участие в конкурсе, организованном издательством «Дрофа». Одержав победу, смогла участвовать в Лаборатории педагогического мастерства (г. Москва) по теме «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ».
Свой опыт представляю педагогической общественности. Например, участвовала в организации и проведении муниципального семинара-практикума для учителей русского языка и литературы «Анализ текста на уроках русского языка и литературы в рамках преемственности 1 и 2 ступеней обучения»; выступала с докладом на всероссийском семинаре «Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ»».
Трудность работы учителя заключается еще и в том, что он должен следить за появлением инноваций в педагогике, осваивать новые технологии, применять новое на практике. Таким мне видится современный учитель, а потому уже в первые годы своей педагогической деятельности я упорно искала свой особый подход к детям, пыталась создать и реализовать свою педагогическую концепцию. В процессе деятельности заметила, что при традиционном обучении проявляется в большой степени активность учителя, раскрывается его индивидуальность, развиваются творческие особенности педагога, потому что многое возложено именно на его плечи: постановка цели, объяснение материала, контроль, оценивание деятельности ученика – все идет от учителя. Ребенок же при этом чаще пассивен, его индивидуальность или не проявляется, или подавлена, таланты остаются нераскрытыми, роль его - выслушать учителя, запомнить материал, зазубрить открытую кем-то истину – скучная работа. Каковы последствия? Снижение мотивации к учебе, успеваемости, качества знаний, поиск интересов за пределами школы и как следствие – формирование отрицательных качеств при общении с сомнительными компаниями или пустом времяпрепровождении. Как видим, проблемы серьезные. Выход? Есть! Использовать иной подход к ребенку в педагогической практике. Современные технологии (развивающего, проблемного обучения, проектной технологии, ИКТ и др.) дают возможность это сделать.
Без сомнений, учитель должен «дружить» с компьютером, искусно применять возможности, которые предоставляет нам интернет, ИКТ. Информационно-коммуникационная технология позволяет мне реализовать собственные творческие способности через создание презентаций, тестов для контроля знаний учащихся, «тестовых биографий» учеников 5-11 классов. Интересной эта работа кажется и учащимся, потому что многие школьники способны создать свой учебный материал, представить результаты своего труда, ведь язык компьютера близок и понятен современным детям.
Учитель должен находить в себе силы обобщать свой педагогический опыт: разрабатывать уроки, внеклассные мероприятия, писать статьи, исследовательские работы - затем размещать их в средствах массовой информации. Сама регулярно публикую свой педагогический материал в СМИ, по качеству и содержательности публикаций была приглашена в редакторский совет международной «Педагогической газеты». Эта работа дает возможность повышения профессионального мастерства через сотрудничество с коллегами.
Учитель должен стремиться внести что-то новое в процесс обучения, сказать свое слово, не сказанное до него. Поэтому я разрабатываю авторские программы, подаю их для рецензии, реализую. Мною разработаны и внедрены авторские программы: программа по русскому языку для среднего звена «Учимся пользоваться словом» (7-9 классы); программы элективных курсов по русскому языку «Публицистический текст: жанр, композиция, технология создания» (10 класс), «Культура устной и письменной речи журналиста» (11 класс) и др.
Сложность профессии педагога заключается еще и в том, что учитель должен найти подход к каждому ребенку как на уроке, так и во внеурочной деятельности. И если говорить об учителе средней и старшей школы, то это примерно 100-150 человек. Легко? Безусловно, нет! Как же мне это удается? Цель моей педагогической деятельности – создание условий для максимальной реализации потенциала каждого ребенка. Она (эта цель) и является для меня ориентиром. Русский язык – живая, развивающаяся система, сложная, гармоничная, беспредельно глубокая. Поэтому и уроки русского языка и литературы для меня - раскрытие детьми тайн языка, а не набор скучных тем и параграфов по ним. Этот взгляд на учебные предметы помогает решить проблемы снижения качества знаний, успеваемости, снижения интереса к школе. Главной задачей становится повышение мотивации к учебе, то есть пробуждение желания учиться. Каким образом? Предоставить ребенку самостоятельно идти по пути поиска истины. Ведь стремление к познанию, «любовь к познанию» – залог успеха как учителя, так и ученика. В этом смысле мне близко высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило».
Работа по формированию самостоятельности, активности в поиске истины у ребенка веду системно как в урочной, так и внеурочной деятельности. На уроке этого добиться позволяют структура занятия, нестандартные формы уроков (уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-диспуты и др.), разнообразные виды деятельности.
Еще одна сложность: учитель в роли классного руководителя должен разнообразить досуг детей, сделать их мир увлекательным, разнообразным. Чтобы добиться этой цели работаю с учащимися по направлениям: Я – Личность, Я и мое Здоровье, Я и моя Семья, Я и моя Школа, Я и Природа, Я и Россия, Я и Мир. А потому наша с детьми жизнь интересна и занимательна.
Настоящий учитель должен найти общий язык с родителями, привлечь их к учебно-воспитательному процессу. В моем классе с 2007 года работает родительский клуб «Семейный очаг», целью которого является объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Наши родители всегда с нами: совместно мы учимся, трудимся, отдыхаем. Традиционными стали походы на природу, вечера-праздники, экскурсионные поездки, участие в конкурсах различного уровня. Родители – наша поддержка и опора.
За последние годы мы часто вместе принимаем участие в социально значимых акциях, среди последних - районные «Новый год – волшебный праздник», «Осенний марафон: спешим помогать!».
Наш класс выступил с собственными социальными инициативами. Одна из таких – акция «Сохраним реки чистыми». Она ориентирована на формирование у молодого поколения бережного отношения к миру природы, укрепление нравственных ориентиров учащихся.
В связи с требованиями ФГОС наиболее актуальной становится учебно-исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Работа по проектированию и исследованию указала мне путь к самосовершенствованию, так как она выдвигает новые требования и к учителю, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным, ведь роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Совместно с родителями разрабатываем и внедряем проекты.
Частыми сегодня, к сожалению, оказываются новости об осквернении памятников: о них разбивают бутылки, на них делают надписи, пытаются разрушить. Бездумные и преступные действия подростков, безусловно, можно предупредить. Актуализировать эти злободневные проблемы помог проект «Бородино глазами юного поколения».
Меня волновал вопрос: как сохранить связь между поколениями, заложить в сознание школьников важность и ценность культурного наследия, величия подвига героев Отечественной войны 1812 года? Работая над этим проектом, учащиеся вновь обретенные знания, мысли и переживания выразили в газете, стихах-загадках (их было создано более 30), детских эссе. Одна из работ заняла призовое место на Всероссийском конкурсе: (Иванова Марина, исследовательская работа «Письмо с Бородинского поля», Диплом 3 степени).
Учитель непременно должен отслеживать успехи своих учеников, наблюдать за тем, какие качества формирует его деятельность у детей. Как учитель и как классный руководитель анализирую достижения своих учеников. Традиционным в нашем классе стало оформление портфолио по результатам достижений учащихся. В 2012 году в 9 А классе 16 учащимся были засчитаны экзамены по результатам портфолио, в том числе 8 - по двум предметам. По итогам деятельности несколько учениц получили премию «Юные таланты»: Стацура Е. (2011), Ведерникова Е. (2012), Ходырева Юлия (2013), Пигасова Элина (2013). Успешность учащихся видна и через те баллы, которые они получают на ЕГЭ. Средний балл моих учащихся по ЕГЭ в 2011 году составлял – 69 %, в 2012 – 70 %, в 2013 – 75%.
Какие же качества я формирую у школьников? Самостоятельность, активность, коммуникабельность, целеустремленность, гражданственность, уважительное отношение к родному языку, родной литературе. Это и есть, в моем понимании, качества Личности, способной создать лучшее будущее.
Таким образом, в своей деятельности педагог преодолевает множество сложностей и преград. Путь его по школьной жизни нельзя назвать легким, беспроблемным. Но учитель, который сумел преодолеть все эти трудности, может назвать себя счастливым человеком, ибо в этой работе закалился его характер, сформировались лучшие педагогические и человеческие качества, жизнь наполнилась смыслом и приобрела нравственную цель.
Я, безусловно, счастливый человек, потому что люблю детей, а они нуждаются во мне как в личности, и как в учителе. С уверенностью могу сказать, что вне педагогической деятельности не мыслю себя. Это и есть приобретенное мною счастье!
[/size]
Категория: Конкурс эссе ко дню учителя "Моя профессия учитель!" | Добавил: филолог
Просмотров: 1454 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА