Среда, 03:39 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Дистанционные курсы для педагогов и учащихся » Мастер-класс по тестопластике

Изготовление изделия "Подкова на счастье"
05.02.2013, 05:48
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №2»

Мастер - класс

Работа с соленым тестом
изготовление изделия «Подкова на счастье»

Творческое объединение « Мастер»

Педагог дополнительного образования
Фраш Нелла Михайловна

Мариинск 2012

Техника: работа с соленым тестом

Содержание

Из истории о соленом тесте
Техника тестопластики
Материалы и инструменты тестопластики
Этапы изготовления изделий
Занятия тестопластикой в развитии личности ребенка
Практическая часть
Итог

Цели:

Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства – тестопластика. Ознакомить коллег с техникой тестопластики.

Методическое оснащение мастер - класса:

 Плакаты
 Технологические карты
 Образцы работ в данной технике

Оборудование и инструменты:
Образец работы педагога «Подкова на счастье», технологическая карта, шаблон изделия, цветное соленое тесто, скалка, стек, кисти, стакан с водой (для склеивания элементов изделия)

Методы обучения:

 Рассказ
 Демонстрация готовых работ
 Беседа с объяснением нового материала
 Показ трудовых приемов
 Самостоятельная работа

Из истории о соленом тесте
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Техника тестопластики
«Разминание» — надавливание руками и пальцами на кусочек теста
«Отщипывание» — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
«Сплющивание» — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста
1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.
2. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.
3. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана.
4. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).
5. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.
6. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.
7. ИНСТРУМЕНТЫ.
-деревянная скалка или резиновый валик
-стеки, вилка, расческа
-формочки для выпечки печенья или из игр
-чеснокодавилка
- ситечко
-зубочистки
- кисточки
- пробки с резьбой
-стакан с водой (для склеивания деталей между собой)
- пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы

Этапы изготовления изделий

1. ЗАМЕШИВАНИЕ ТЕСТА
2. ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
4. СУШКА ИЗДЕЛИЙ
5. РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
6. ЛАКИРОВАНИЕ
ЗАМЕШИВАНИЕ ТЕСТА
Замешивать тесто, необходимо строго соблюдая рецепт. По одному из рецептов, тщательно соблюдая все пропорции, замешивается тесто. Оно должно быть однородным, эластичным и тугим, т. к. в детских руках оно очень быстро становится слабым.

РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА
РЕЦЕПТ № 1
2 стакана муки, 1 стакан соли, 3/4 стакана воды
РЕЦЕПТ № 2
1, 5 стакана муки, 0, 5 стакана крахмала, 1 стакан соли, 3/4 стакана воды
РЕЦЕПТ № 3
2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан клейстера
РЕЦЕПТ № 4
2 стакана муки, 1 стакан соли,100 г клея ПВА, 80 г стакана воды
РЕЦЕПТ № 5
2 стакана муки,1 стакан соли, 3/4 стакана воды,2 ст. ложки сухого обойного клея


ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Чтобы добиться нужного оттенка, следует исходить из следующих расчетов:
•для голубого теста: 2 капли голубого красителя – на 100 г теста;
•для розового теста: 5 капель красного красителя – на 100 г теста;
•для желтого теста: 2 капли желтого красителя – на 100 г теста;
•для зеленого теста: 2 капли зеленого красителя – на 100 г теста;
•для лилового теста: 3 капли красного красителя и 1 капля голубого – на 100 г теста.
В тех случаях, когда хотят придать тесту более интенсивный теплый естественный оттенок, используют натуральные красители, например какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

СПОСОБЫ СУШКИ
Изделия из теста сушат либо в духовке, либо на воздухе.
•Воздушная сушка: этот способ сушки самый экономичный, но и самый длительный. За 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Зимой на батарею изделия ни в коем случае класть нельзя!
•Комбинированная сушка: она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделие несколько дней выдерживают на солнце, затем досушивают в духовке.

РАСКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
Изделия из белого соленого теста раскрашивают. Делают это водорастворимыми красками – гуашью или акварельными красками.
Приступая к окрашиванию, надо подумать, какие цвета будут использоваться. Неудачно раскрашенное изделие теряет свою оригинальность. А иногда неудачные сочетания цветов создают неприятное впечатление. Поэтому очень важно заранее продумать цветовое решение. Существует целая наука под названием «Цветоведение». Самое интересное, что цвета, расположенные определенным образом по отношению друг к другу, способны влиять на нас, вызывать у нас определенные эмоции.

Сочетание цветов, их влияние на психику человека.

Цветовое сочетание Эмоции человека

Красный и желтый Приятное ощущение тепла и радости
Красный и синий Отталкивающее впечатление
Красный и золотой Роскошь и значительность.

Красный и черный
Оранжевый и голубой
Оранжевый и светло-зеленый
Оранжевый и фиолетовый
Оранжевый и черный
Светло-зеленый и розовый
Оранжевый и желтый Чувство опасности и подавленности.
Выявляет накопленную внутреннюю силу и энергию.
Производит впечатление мягкой обволакивающей теплоты.
Воздействует оглушающее и опьяняюще
Негативное, отталкивающее впечатление.
Наиболее нежное и приятное сочетание.
Вызывает ощущение напряжения и движения
одновременно

ЛАКИРОВАНИЕ
После того, как изделие уже полностью готово, его покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, он предохраняет его от воздействия влаги и крошения. Для лакирования изделий используют прозрачный лак. Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

Занятия лепкой в развитии личности ребенка
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.
В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения.
Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков теста от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Практическая часть

Эмоциональный настрой коллег:
Чтоб работа закипела,
Приготовим все для дела
Будем мы лепить, творить –
Все должно в порядке быть
Чтобы парту сохранить
Клеенку надо постелить
Муку и краски, соль и клей
Клади на место поскорей
И стек и скалка
На столе чтоб тоже были.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник нам.

Педагог проводит беседу:
Какие виды счастья существуют?........................................................ Ответы коллег
Как вы думаете подкова – это оберег для тех, кто хочет:………… .Ответы коллег
(Привлечь удачу и успех; Запастись благословением высших сил; Исполнить свое самое заветное желание; Достигнуть процветания; Стать обладателем всевозможных земных и неземных богатств; Установить мир и согласие во взаимоотношениях; Здоровье; Успех в азартных играх; Привлечь любовь (не показывать подковку на свидании); Получить магические сновидения.)
Как надо использовать подкову? ……………………………………..Ответы коллег
Предположим если вам подарили подковку, настало время ее применить. Есть несколько способов применения:
1. Прибить подковку вверх рожками. Подобное расположение привлечет в ваш дом благополучие и достаток.
2. Прибейте концом вниз, ваш дом будет защищен от всевозможных зол.
3. Положить подкову в землю на северо-западной стороне дома и сможете без усилий найти помощь и поддержку.
4. Положить подкову рядом с цветами и им сулит бурный рост.

Сегодня мы будем изготавливать изделие «Подкова на счастье» в технике тестопластика.

Выполнение работы по технологической карте. (Приложение1)


Итог мастер-класса

1. Демонстрация работ.
2. Заключительное слово педагога. Вот и подошёл к концу наш необычный мастер - класс. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Вы узнали немного о технике работы с соленым тестом. Я считаю, цели, поставленные в начале мастер - класса, были достигнуты.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях, но и в жизни.
Категория: Мастер-класс по тестопластике | Добавил: dek-prikl
Просмотров: 3543 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА