Воскресенье, 19:46 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Жизнь и загадки пресного водоёма
12.05.2014, 19:13

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

 

 

 

 

Жизнь и загадки пресного водоёма
 


 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Ветлугаева Я.С.

педагог дополнительного образования

«ЦДОД им. В. Волошиной»

 

 

 

 

КЕМЕРОВО, 2014

Жизнь и загадки пресного водоёма

Занятие по теме "Жизнь и загадки пресного водоёма" разработано для обучающихся 2 классов по дополнительной образовательной программе "Земля - наш общий дом". На занятии учащиеся познакомятся с новым для них природным сообществом - пресным водоёмом, с многообразием растений и животных водоёмов, и их защитой. А презентация сделает занятие более ярким, интересным и запоминающимся! Ссылка на презентацию http://files.mail.ru/154D4EECB2EC47E986558B68D1BC4E0C#cln9082

Цель: знакомство с природным сообществом – пресным водоёмом, с многообразием животного и растительного мира водоёмов и их защитой.

Задачи:

  1. повторить материал об искусственных и естественных водоёмах и их использовании человеком;

  2. формировать у детей новые представления о пресном водоёме как природном сообществе;

  3. расширить знания учащихся о растениях и животных, обитающих в водоёме;

  4. развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

  5. способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным растениям и животным водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, умение слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов.

Регулятивные: умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные: умение определить понятие «сообщество», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения типов водоёмов, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип занятия: комбинированное.

Формы и методы:

  • установочная беседа;

  • объяснительно-иллюстрированный;

  • письменного контроля и самоконтроля (проверочные задания);

  • индивидуальная работа;

  • работа с ТСО (ноутбук, слайд-проектор);

  • работа с тетрадью;

  • обобщающая беседа.

Оборудование:

  • слайд-проектор, ноутбук;

  • карточки с изображением водоёмов (река, озеро, болото, пруд, канал);

  • иллюстрации «Растения и животные пресных водоёмов»;

  • карточки со словами РАСТЕНИЕ, КАРАСЬ, УЛИТКА, АИСТ, ЩУКА, ЦАПЛЯ;

  • кроссворд «Рыбы пресного водоёма».

План занятия:

  1. Вступительная беседа;

  2. Виды пресных водоёмов и их образование;

  3. Растения водоёмов;

  4. Животные водоёмов;

  5. Беседа с демонстрацией «Цепи питания»;

  6. Закрепление;

  7. Охрана водоёмов;

  8. Заключение.

 

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже познакомились с одним природным сообществом, вспомните, с каким? (лес).

- А что же такое природное сообщество? (дают определение)

- Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с ещё одним природным сообществом. А вот с каким, вы мне скажите сами, если правильно отгадаете загадки:

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)

 

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе, 
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)

 

Посреди поля лежит зеркало, 
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

 

- Ребята, скажите, как называются одним словом все названия, которые вы отгадали? Что это такое? (водоём). Правильно, конечно же «водоём», а водоём – это тоже природное сообщество. Запишите в тетради тему занятия «Жизнь и загадки пресного водоёма». (Слайд 1).

 

  1. Виды пресных водоёмов и их образование

- Сегодня на занятии мы будем говорить о пресном водоёме. Мы с вами узнаем, почему водоём – это природное сообщество, какие обитают в пресном водоёме растения и животные, чем они интересны и необычны, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.

- Ребята, как вы думаете, что такое водоём и как он образуется? (В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоём).

- Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, болото, канал, водохранилище).

- На какие две группы их можно разделить и почему? (Естественные водоёмы – это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека. Искусственные водоёмы – это водоёмы, которые создал человек). (Слайд 3).

- Ребята, приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и скажите, как они образуются. (Если понижение закрыто со всех сторон, и воде некуда деться, образуется озеро – естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы – пруды). (Слайд 4, 5, 6).

- Итак, водоём – это природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные.

 

  1. Растения водоёмов

- А сейчас мы с вами посмотрим, какие растут растения в водоёме. Запишите в тетради заголовок «Растения водоёма». (Слайд 7).

- На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А также есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания.

- Растения в водоёмах распределены  группами, в зависимости от глубины воды. На самом берегу растут прибрежные растения: гусиная лапка, незабудки и другие травы.

- По самому берегу у линии воды растут преимущественно растения болотного типа, нижняя часть которых погружена в воду, а верхняя возвышается над ней. Это растения мелководья. Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими, торчащими вверх листьями. (Слайд 8). Здесь растет стрелолист. Как вы думаете, почему он получил такое название (у него верхние листья похожи на стрелы). (Слайд 9).

- Чуть дальше мы можем увидеть растения, высоко поднимающие над водой свои стебли с узкими, перегнутыми книзу листьями. Растение с листьями длиной до трех метров и тёмными бархатными початочками наверху стебля мы все знаем и называем его….камыш. Но на самом деле это рогоз. А камыш имеет крупную, часто отогнутую метёлку и выглядит вот так. (Слайд 10). Запомните, ребята.

-  Следующая группа растений – это плавающие на поверхности водяные растения. Вот мы с вами попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше – жёлтые цветки. Что это за растения? (белая кувшинка, желтая кубышка). (Слайд 11).

- Среди других растений видны плавающие на поверхности мелкие пластинки. Это ряска. (Слайд 12). Послушайте, ребята, рассказ об этом интересном растении: это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда.

- А если мы заглянем вглубь воды, то увидим различные зелёные водоросли. Именно они придают зеленый оттенок воде. (Слайд 13).

- Ребята, что объединяет все эти растения? (Жизнь всех этих растений тесно связана с водой). Предположите, что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег? (Оно погибнет).

- Растений водоёма так много, а какую роль в жизни водоёма они играют? (выделяют кислород, служат пищей многим животным, подводные заросли служат убежищем для животных).

- А как они приспособились к жизни в воде?

  • у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;

  • в листьях и стеблях находятся воздухоносные каналы;

  • мощные корневища;

  • среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;

  • водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению.

 

  1. Животные водоёмов

- Без чего ещё мы не можем представить себе водоём? Совершенно верно, без животных. Запишите в тетрадь заголовок «Животные водоёма». (Слайд 14).

- Животных мы также встретим в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, на дне и на водных растениях. Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны.

- Сейчас на слайдах я вам покажу изображения животных водоёма. А их названия вы записывайте в тетрадь (педагог показывает животных в презентации, дети записывают их названия в тетрадь).

- По поверхности воды бегают длинноногие клопыводомерки. Их ножки покрыты жиром, поэтому водомерки не тонут. Они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. (Слайд 15).

- В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, они поедают всё, что ни попадётся: комаров, головастиков и даже своих собратьев. Они часто нападают и на мелких рыбок. (Слайд 15).

- Паук-серебрянка – это единственный в мире паук, способный жить под водой, он дышит воздухом, который содержится в пузырьках на его брюшке. Пузырьки воздуха под водой серебристые, отсюда и название паучка. (Слайд 16).

- Многими этими насекомыми питаются разнообразные рыбы. Как хорошо вы знаете рыб водоёма, сейчас проверим. Приглашаю вас на рыбалку. В этом прямоугольнике спрятаны названия десяти рыб, обитающих в пресных водоёмах, найдите их названия и запишите в тетрадь. (Слайд 17).

 

«РЫБОЛОВ»

К

К

А

Р

П

С

О

М

А

Щ

П

С

А

З

А

Н

Р

У

Л

С

У

Д

А

Л

А

К

О

О

К

У

К

Е

С

А

Т

В

А

Н

Ь

Щ

Ь

П

Е

С

К

А

Р

Ь

 

( Ответы: карась, щука, сазан, судак, плотва, пескарь, окунь, сом, лещ, карп). Давайте проверим, как вы справились с этим заданием, а заодно посмотрим, как выглядят рыбы, которых вы «поймали». (Слайд 18, 19, 20).

- Среди «пойманных» вами рыб есть мирные, например карась. Карась питается растениями и личинками насекомых. А есть и хищники – щука, окунь, которые едят мелких рыбок и лягушек. Тело рыб приспособлено к жизни в воде. Оно вытянуто и покрыто слизью. Это помогает рыбам легко двигаться. Хвостовой плавник служит хорошим рулем, а другие плавники поддерживают равновесие рыбы.

- Ребята, а вот, что я нашла на берегу. Это раковины моллюсков. На дне водоёма мы можем увидеть двустворчатых моллюсков, мягкое тело которых спрятано в раковину из двух половинок, створок. А на водных растениях живут растительноядные улитки прудовик и катушка. Раковины у них закручены, не имеют створок. (Слайд 21).

- А каких ещё обитателей водоёма вы знаете?

- В водоёме можно встретить зелёную лягушку и её головастиков. Лягушки  – очень полезные животные. Они поедают много вредных насекомых, например, жуков-плавунцов, которые истребляют мальков и небольших рыбок. (Слайд 22). Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, погибшими рыбами, улитками. (Слайд 23).  

- Живут в водоёме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобр. (Слайд 24). Бобра называют замечательным пловцом и четвероногим инженером, искусным строителем за его сооружения – хатки, плотины, каналы. У него красивая темно-коричневая шкурка, веслообразный хвост, лапы с перепонками. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью.

- Из птиц в водоёме можно встретить уток, цапель, куликов, аистов, так как их жизнь тоже связана с водоёмами. (Слайд 25, 26).

 

  1. Беседа с демонстрацией «Цепи питания»

- Мы с вами познакомились с растениями и животными водоёма. А как вы думаете, связаны ли между собой обитатели водоёма? (ответы детей). Чем? (Питанием).

- Как называются эти связи? (цепи питания).

- Кто является первым звеном в цепи питания? (растения).

- Правильно, растения. А почему? (потому что они производят пищу для животных) (на доске крепится карточка со словом «РАСТЕНИЕ»).

- Кто будет следующий в нашей цепи питания? (травоядные животные).

- А каких травоядных животных, обитающих в водоёме, вы знаете? (улитка, карась) (на доску крепятся карточки со словами «УЛИТКА», «КАРАСЬ»).

- Следующее звено цепи питания – это хищники. Какие? (хищные рыбы, аист, цапля) (на доску крепятся карточки со словами «ЩУКА», «АИСТ», «ЦАПЛЯ»).

- Таким образом, в основании цепи питания водоёма находятся растения и водоросли. Ими питаются растительноядные водные обитатели: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. (Слайд 27).

 

  1. Закрепление пройденного материала

- Теперь, ребята, давайте выполним несложные задания и проверим, как вы запомнили обитателей водоема.

  1. «Четвёртый лишний». Внимательно рассмотрите картинки растений и животных, подумайте, что их объединяет, и найдете лишнюю картинку (ромашка, заяц, дельфин). (Слайд 29, 30, 31).

  2. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются: (Слайд 32).
    а). Люди;

б). Цапли;

в). Бобры.

3. Хищниками пресных водоёмов являются: (Слайд 33).

  1. Прудовик, карась.

  2. Жук-плавунец, водомерка;

  3. Речной рак, утка.

4. Соедините точки между собой по порядку, и у вас получатся обитатели водоёмов (лягушка, улитка, аист). (Слайд 34).

 

  1. Охрана водоёмов

- Что же может произойти с нашими водоёмами, если мы не будем их беречь (они погибнут)?

- Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? (Слайд 36).

  1. предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба; (Слайд 37)

  2. навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу; (Слайд 38)

  3. мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. (Слайд 39). Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть;

  4. когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает; (Слайд 40).

 

- Наша природа – настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. В мире 97 процентов водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования. Водоёмов с пресной водой на Земле мало, и охранять их просто необходимо.

- Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе?

  • Нельзя рвать растения, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают, люди могут любоваться красотой водных растений и в водоёме; (слайд 42).

  • Нельзя в водоёмы спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое, и жизнь в водоёмах прекращается; (слайд 43).

  • В водоёмы не должны попадать ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор; (слайд 44).

  • Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. (Слайд 45).

 

  1. Заключение

- Ребята, что вы узнали на занятии нового? Давайте еще раз вспомним, почему водоём называют природным сообществом? (в водоёме обитают разнообразные живые существа, растут растения, все они связаны между собой).

- Водоёмы – это не только украшение земли. Они имеют огромное значение для человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоёмов в природе также очень велико. Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом.

Поэтому, ребята, постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе!

Человек не должен причинять вред природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Водоём – это украшение окружающего нас мира. Водоём – это природное сообщество, которое надо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас! (слайд 46, 47).

Занятие закончено. До свидания!

 

 

Список использованной литературы:

  1. Дмитриева О.И., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Москва «ВАКО», 2009.

  2. Интернет ресурс: http://ekol-ush.narod.ru/08.htm

  3. Интернет ресурс: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4256/

  4. Интернет ресурс: http://www.ebio.ru/eko02.html

  5. Интернет ресурс: http://www.ecologylife.ru/

  6. Интернет ресурс: http://www.moi-universitet.ru

  7. Экология, здоровье и природопользование в России / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: ЯнаВ
Просмотров: 2884 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА