Среда, 12:47 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

«ЗАНАВЕС ОПУСКАЕТСЯ» (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ПЬЕСЕ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»)
05.01.2014, 15:07

 

 

«ЗАНАВЕС ОПУСКАЕТСЯ»

(ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ПЬЕСЕ

Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»)

 

 

Мельникова Наталья Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ г. Улан-Удэ СОШ №35

 

 

 

 

2014

«Занавес опускается»

(Заключительный урок по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

 

  1. Организационный этап

 

II. Постановка цели и задач урока.

Цель: систематизация знаний по теме «Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор”»

Задачи:

  • образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу;

  • развивающая – развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать устную речь; развивать сценические способности; развитие коммуникативных навыков, умения работы в группе;

  • воспитательная – воспитание интереса к предмету.

Методы: проблемный метод, метод творческого чтения.

Оборудование: «умы» (для «Интеллектуального казино»); эпиграфы к уроку: «На зеркало неча пенять, /Коли рожа крива» (Пословица), «Ошибаются те, которые думают, что эта комедия смешит и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи; но внутри это горе-гореваньеце, языком подломано, мочалами испутано» (Н.И. Надеждин); видеофрагмент «Немая сцена»

Формировать УУД:

- личностные УУД: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; познавательный интерес; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным

Планируемые результаты:

- предметные – сформированность следующих умений: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных высказываниях;

- личностные – формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

 

III. Актуализация знаний.

Китайский философ Конфуций как-то сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?!». Давайте и мы повторим. Что же происходило в комедии. А для этого я вас приглашаю в «Интеллектуальное казино», в котором в течение 5 минут вы можете разбогатеть или же, наоборот, стать банкротом. У каждого из вас лежит банкнота достоинством «Один ум», обналичивается которая отметкой в журнале. Ответив на вопрос, вы получаете еще один «ум» и право задать вопрос или же лишаетесь своей валюты за неправильный ответ. Итак, первый вопрос: Фамилия городничего?

(«Казино» работает в течение 5 минут)

 

IV. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Хотя «казино» и закрылось, давайте ответим на вопрос: «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?». Для этого ответим на несколько вопросов:

  • Было ли чиновникам чего опасаться? Почему они бояться ревизии? Считают ли они себч действительно виновными в чем-либо?

  • Почему Хлестаков после рассказа о Петербурге становится в их глазах почти героем? Искренно ли их почтение к нему?

  • Как относятся чиновники к неожиданному возвышению городничего и к его падению?

  • Как оправдывают чиновники те фамилии, которыми их наделил автор?

  1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Как известно, в комедии лишних героев не бывает. Говоря о чиновниках, мы забываем о других действующих лицах, которые помогли городничему принять Хлестакова за городничего.

Инсценирование (3 явление 3 действие) (домашнее задание первой группы)

- Почему же Анна Андреевна и Марья Антоновна так ожесточенно спорят о платьях?

Критик Н. Бродский отмечает, что «… быстрый переход героя от одного ухаживания к другому встречался в водевилях современников Гоголя; соперничество матери-щеголихи с дочерью имело место в пьесе Сумарокова "Мать – совместница дочери”». Посмотрим, какой же оборот принимает этот сюжет в «Ревизоре».

Инсценирование (13, 14 явления 4 действие) (домашнее задание второй группы)

  1. Воспроизведение на новом уровне. А теперь, после рассказа о гоголевском городе, который мы сейчас услышим, нам нужно будет сделать вывод о том, почему же чиновники приняли Хлестакова за ревизора.

Индивидуальное сообщение «Город в комедии "Ревизор” Н.В. Гоголя».

- Можно ли город Гоголя соотнести с современным городом и с современной жизнью?

 

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Конфуций как-то сказал словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природное дарование». Поэтому и мы поупражняемся. Работать вы будете в группах (по рядам). В течение трех минут нужно выполнить следующее задание.

1 группа: Найдите в речи Анны Андреевны и Марьи Антоновны предложения, в которых начало фразы никак логически не связано с ее концом;

2 группа: Подберите примеры из речи Хлестакова, в которых соседство противоположных по смыслу фраз выдает ложь;

3 группа: Замените иностранные слова в речи Анны Андреевны русскими: как изменится характер ее речи?

2. Прежде чем мы раскроем идейный смысл комедии, послушаем слова К.С. Станиславского: «Почему в хорошей пьесе и при хорошем исполнении, как бы ничтожны и мелки ни были изображаемые люди, они близки, нужны, интересны и значительны для нас и нашей жизни. Почему они нередко становятся символами? Почему, смотря «Ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?».

- Раскройте смысл гоголевского эпиграфа.

- Попытайтесь сделать вывод о значении комедии.

3. Н.В. Гоголь утверждал, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям, то тем самым он показал положительный идеал. «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости, не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?»

Драматург горячо защищал право писателя критиковать жизнь, смеяться над пороками и «кривыми душами» людей, над уродливыми явлениями действительности, не изменяя правде, во имя добра и справедливости.

- Но только ли смеется Гоголь?

- Чем вызвано это чувство?

Послушайте слова самого автора: «В "Ревизоре” я решился собрать все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда еще не появлялся во мне в такой силе, читатель услышал грусть. Я сам почувствовал, что уже смех мой не тот, какой был прежде, что уже не могу в сочинениях моих тем, что было дотоле, и что самая потребность развлекать себя невинными, беззаботными сценами окончилась вместе с молодыми моими летами».

- Как вы думаете, почему «комическое одушевление» в «Ревизоре», по словам В.Г. Белинского, побеждается «глубоким чувством грусти»?

- Раскройте смысл второго эпиграфа.

4. А теперь давайте поговорим о композиции комедии:

- с чего начинается действие?

- чем оно заканчивается?

Итак, роковые слова: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице», - произнесены.

Видеофрагмент.

5. Комедия закончена, занавес опускается. Но вспомните, мы с вами говорили о внесценических персонажах и внесценическом действии, поэтому подумайте, что же произойдет далее, после приезда настоящего ревизора?..

 

VII. Итог урока.

Дифференцированные задания (по выбору учеников):

1 уровень: О чем мы узнаем из финала «Ревизора»?

2 уровень: Зачем, на ваш взгляд, нужна немая сцена в комедии?

3 уровень: Какая реплика предшествует «немой сцене»? Сравните две редакции этой реплики: «Приехавший чиновник требует Городничего и всех чиновников к себе» (первая черновая редакция) – «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе» (окончательная редакция). Как вы понимаете изменения, которые Гоголь внес в эту реплику?

 

VIII. Рефлексия.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Подведение итогов (При выставлении отметок учитываем и количество полученных «умов»)

 

IX. Домашнее задание. Сочинение по выбранной в учебнике теме.

 

 

Источники:

http://kschool1.ru/index.php/science/liberal-arts-department/20-science

http://tinyurl.com/qb5s5re

http://tinyurl.com/pddhywf

Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. /Ю.В. Манн, Е.И. Самородницкая. – М.: «ВАКО», 2007. – 366с.

Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. 2 /Автор-составитель Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 365 с.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: natdvz
Просмотров: 2207 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА