Пятница, 12:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Военные походы фараонов», 5 класс, история Древнего мира.
07.10.2015, 12:55

Одинцова Екатерина Викторовна, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ № 2 «Образовательный Центр», с. Кинель-Черкассы, Самарской области.

Конкурс «Мой лучший урок».

Урок: «Военные походы фараонов», 5 класс, история Древнего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Военные походы фараонов.

Цель:

Изучить состав египетского войска, структуру египетского войска, показать войско в походе, рассмотреть основные направления походов фараона, охарактеризовать их значение.

Посредством решения учебных ситуаций продолжить формирование понятийного аппарата у учащихся, развивать картографические умения; систематизировать новый материал (в виде таблицы); вырабатывать умения анализировать, доказывать, подтверждать, делать выводы.

Формирование у учащихся потребности в активном обучении, развитие интереса и уважения к истории других стран и народов, вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

 

ПЛАН:

1.​ Состав египетского войска.

2.​ Войско в походе

3.​ Завоевания египетских фараонов.

 

 

Оборудование:

Интерактивная доска, иллюстрации, карта, атлас

 

 

Участники: учащиеся 5-х классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: Имеют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии народ, культур и религий, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувства других людей и сопереживание им; формирование отрицательного отношения к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. Понимают значение исполнения хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные, разрешают моральные противоречия, решают проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов; получат возможность самостоятельно находить на исторической карте объекту.

Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, составляют алгоритм действий, адекватно воспринимают критику и оценку учителей и товарищей, удерживают цель деятельности до получения результата, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяю информацию, находят дополнительную, используя доп. Литературу, выявляют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения, осуществляют рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное сотрудничество, проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач, четко формулируя возникающие затруднения, предлагая помощь и сотрудничество, планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнера, согласовывают с ним действия, работают с книгой, используют вербальные средства общения, работают коллективно, аргументируют свою позицию.

 

 

 

 

Список литературы:

1.​ Вигасин, Годер, Свенцицкая: История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС.2015 г.

2.​ Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. ФГОС. Сорокина Е.Н.2015 г.

 

3.​ Древний мир. Э. Миллард. Москва, 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Викторовна, сегодня я проведу у Вас урок истории.

И начать свой урок я хотела бы с высказывания одного исторической личности, который жил и правил самой сильной в то время страной.

«Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов.

Да сокрушим врага внезапным нападением. И только так мы станем сильными» - высказывание фараона Тутмоса III, перед походом с войском в Азию. (слайд № 1)

Затем классу задаются наводящие вопросы:

Давайте подумаем, на Ваш взгляд:

Какую страну мы будем изучать?

Египет

Вспомните, Кто стоял во главе Египта?

Фараон.

А, Что входило в обязанности фараона?

(военнокомандуцющий)

Как вы думаете, а что нужно было фараону, чтобы оставаться сильным и могущественным?

(армия, войско)

Но ещё для того чтобы оставаться сильным и могущественным, богатым, фараону нужно было вести завоевательные походы.

А кто помогал фараону, без кого бы он не смог захватить новые земли?

(без войска).

А оно было у фараона хорошо обученным и очень большим. Каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы. Из них формировались отряды воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия.

Многие из Вас уже догадались о чем сегодня пойдет речь. Правильно о военных походах фараона. (слайд № 2)

Мы вернемся еще в конце урока к этому эпиграфу. А пока я хотела бы Вам напомнить, что во время урока все ваши ответы, дополнения, будут оцениваться. Каждый отвечающий будет получать вот такую золотую медаль. У древних египтян был особый знак, которым отмечалась доблесть военачальников. Он назывался «Золотая похвала». Так что «Золотую похвалу» можно считать самым старым военным орденом. Поэтому самые активные ребята получившие во время урока ордена, будут оценены положительной оценкой.

Сегодня на уроке мы изучим: ПЛАН (ЗАЧИТЫВАЮ). (слайд№3)

У каждого из Вас на партах есть рабочие листы, с которыми вы будете работать на протяжении всего урока, будьте внимательны.

Начнем мы с Вами с…

1.​ Состава египетского войска.

ПОСМОТРИТЕ НА ИЛЛЮСТРАЦИЮ.(СЛАЙД№4)

Итак, кто войско возглавлял?

Фараон.

Запишите себе в рабочих листах в задании №1.

(ТАМ ГДЕ НАПИСАНО ЕГИПЕТское войско возглавлял)

Карточка – иллюстрация. На экране.

Правильно ребята, именно фараон был главным военнокомандующим и возглавлял войско во время военных походов

Фараоны брали обычно одного воина с каждых 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек.

СЛАЙД №5 Вопросы:

1.​ Скажите, к какому роду войск относятся следующие изображенные воины? – Пехотинец или конный? ПРАВИЛЬНО РЕБЯТА ЗАПИШИТЕ В СВОИХ РАБОЧИХ ЛИСТАХ Итак, основу египетского войска составляли пехотинцы. Записали.

2.​ Скажите, пожалуйста, каким оружием они вооружены? (длинные копья, боевые топорики, кинжалы, наконечники копий, лезвия топориков изготавливались из бронзы – сплава олова и меди, бронза тверже меди, и использование такого оружия давало преимущества над противниками. Бронза не очень твердый материал. Приходилось заботиться о том, чтобы клинок при ударе не согнулся, его делали коротким и массивным).

Для учителя:

 

(булава с каменным наконечником, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником, боевой кинжал из камня или меди. В более ранний период широко применялся бумеранг. Основным оружием служили лук и боевой топор).

Слайд№ 6

3.​ А чем защищались пехотинцы в бою, как вы думаете? (небольшими щитами, удобными в рукопашном сражении).

В качестве защитного вооружения воины имели деревянный щит, обтянутый кожей.

 

Вывод: пехотинцы первыми шли в бой (рукопашный) и на них возглавлялась главная задача дать отпор противнику.

Войско состояло из отрядов. Дошедшие до нас источники говорят о том, что воины занимались боевой подготовкой, которой ведал специальный начальник военного обучения. Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели однообразное оружие.

 

А на этой иллюстрации?

1.​ К какому роду войск относятся изображенные воины? Пехотинец или конный воин? (пехотинец, но их называли лучники. Запишите. На доске иллюстрация(слайд№7).

2.​ Чем лучники вооружены? (стрелы и лук)

3.​ Как называется приспособление для стрел? (колчан). На доске.(слайд №8)

4.​ Как вы думаете, для защиты или нападения удобен лук? (для нападения)

5.​ Почему?

6.​ Как вы думаете, из какого сословия набирали в пехоту? Их крестьян, рабов, или рабовладельцев, или ремесленников?

7.​ Обратите внимание на одежду пехотинце, опишите? (шлемы, которые раздавал фараон, воины в простых набедренных повязках с треугольным передником)

Прицельный выстрел из лука был эффективен на дистанции 150—180 метров; наилучшая меткость бумеранга и метательного копья достигалась на дистанции 50 метров. Щит, обитый кожей, высотой в половину человеческого роста продолжал оставаться единственным защитным снаряжением.

Давайте сейчас поиграем с вами в такую игру «Закончи фразу». Я начинаю, вы продолжаете, не выкрикиваем с места, а поднимаем руку.

Основу египетского войска составляла…….пехота.

Пехотинцы были вооружены…………….лук, стрелы и поэтому назывались……………………….лучники.

Лук неудобен в открытом бою для………..защиты, поэтому использовался для атаки и наступления.

Хорошо, давайте продолжим изучение египетского войска.

 

В середине 2 тысяч до н.э. египтяне стали использовать боевые колесницы. Доска. БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ.(слайд №9)

Посмотрите на иллюстрацию.

Вопросы:

1.​ Из скольких человек состоит экипаж колесницы? (из 2-х_: возницы и воина).

2.​ Что делает каждый из них? выполняет свою роль. Какую роль выполняет возниц? (держит в руках хлыст, который и сам иногда являлся предметом роскоши).

3.​ Чем вооружен воин? (луком и стрелами в колчане и десятком дротиков в футляре у бедра).

4.​ Опишите саму колесницу? (она опиралась прямо на ось, опрокинуться могли в любой момент на каменистых дорогах), но возница успевал соскочить (почему?), потому что колесница была открыта сзади. А когда ее разбивало, возница и воин спешили выпрячь лошадей и спасаться верхом.

5.​ как вы думаете колесничьи были бедными или богатыми? Почему? (Слайд № 10)

6.​  А какое обмундирование колесничего? (кольчуга – кожаная куртка с нашитыми на нее металлическими пластиками (защита). Как украшены колесницы и лошади? (украшения на колеснице – пальметки, звери, спиральные завитки, у фараона колесница украшена золотой чеканкой металлическими прятки. Но они не должны были мешать коням, сбруя состояла из намордника с 2 поводками, соединялся узлом из налобника, удил и наглазников, голову защищал чепец со страусовыми перьями или искусственными цветами, к уделам привязывались вожжи, настоящие или декоративные, широкий ремень охватывал шею лошади, второй, поуже довольно свободно висел под ее животом и третий охватил грудь. Все тело коня оставалось свободным. Привязанные ленты тут и там развивались по ветру. На ремнях золотые диски).

Вывод: колесница была главной силой фараона и представляла собой грозную силу для врагов в военных походах.

 

2. Войско в походе.(слайд № 11)

На доске. Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно высылалась разведка. При остановках египтяне устраивали укрепленный лагерь из щитов.

ИМЕННО При завоевательных походах египетское войско становилось в специальном порядке. Я буду рассказывать вам боевой порядок войска, а вы должны по ходу рассказа составить из предложенных вам войск в правильном порядке схему

Работаем в группах, ребята поворачиваются к ребятам, позади них. Я раздаю вам листы со словами и клей. Каждый выберет в своей группе учащегося, который будет клеть слова в предложенном остальными порядке. Выбрали?

Отлично, теперь Ваша задача внимательно слушать и походу моего рассказа расставлять правильный порядок войска. Первая группа справившаяся с заданием, которая наклеет правильно порядок предложенных слов, поднимает руку.

Я начинаю свой рассказ.

 

Итак, боевой порядок егип. войска.

Колоннами по 7-8 человек полк пехотинцев шел первым, за ними сразу вслед идут трубачи, с серебренными или медными трубами длиной не больше локтя. Замыкают трубачей командиры, назначенные в охрану фараона и тут же вступает 1ая колесница, за которой вновь следуют военоначальники. Но на этом строй не заканчивался. Далее шал 2 колесница фараона, которой он сам управлял (рядом с конями шел лев, без поводка). Ну а за фараоном шла вся армия, пехотинцы всех родов войск, колесницы.

 

Итак, проверяем. У кого все правильно? Получает «5» за внимательность, правильность.

Ребята, какой можно сделать вывод по данному расположению войска?

Какое стратегическое значение имел данный порядок войск?

 

 

 

Полк пехотинцев

 

Трубачи

 

командиры

 

1 колесница

 

военоначальники

 

2 колесница и фараон

 

вся армия (пехотинцы, колесницы)

 

 

В египетском войске можно видеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещении на поле боя колесниц, отрядов лучников, копейщиков и других. Бой завязывали боевые колесницы, за которыми двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, являясь боевой поддержкой.

Так боевая практика постепенно вырабатывала определенные правила ведения войны и давала большие успехи при боевых действиях.

 

3. Военные походы фараона.

Для чего фараон совершал походы?

СЛАЙД№12

В 1750 году до н.э.

Египет подвергся нападению кочевников, но египетская армия разбила противника и защитила страну.

Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.

К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Синайский полуостров, Ливию, Нубию, Финикию.

 

Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Фараоны начинают завоевательные походы в другие страны. Какие страны они завоюют, и что станет их основной добычей мы сейчас с вами и выясним.

Обратите внимание на рабочий лист зад 3

Откройте карту на с.

Мы будем с вами параллельно смотреть на карту, чтобы видеть завоеванные страны фараоном, но это не все у каждого из вас еще и таблица мы ее будем заполнять по ходу получения новой информации.

УЧЕНИК ЧИТАЕТ

Приготовились.

Начинаем Египетские фараоны, посылали свои войска на юг, на запад, на северо-восток. Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. СТОП.

Итак, посмотрите на карту, где находится Нубия? Какую добычу могли получить фараоны в Нубии?

Запишите себе в таблицу, где Страна Нубия. Добыча - золотые рудники.

Продолжаем. К западу от Египта жили племена ливийцев. После удачного похода египтяне пригоняли из Ливии отнятый у местных жителей скот – коров, коз, овец. СТОП.

Какая страну стала второй по счету завоеванная фараонами? ПОСМОТРИТЕ НА КАРТУ, НПЙДИТЕ ЛИВИЮ. Запишите себе в таблицу напротив Ливии - скот.

Слайд 13-14

Следующее направление. Читаем.

На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. СТОП.

Чем мог привлечь фараонов этот полуостров. Добыча – медная руда. НАЙДИТЕ НА КАРТЕ СИНАЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ. Заполните таблицу.

И последнее. ЧИТАЕМ

Далее на север располагались Палестина – залежи медной руды, Сирия - рабы, Финикия шерстяные ткани, сосуды, украшения, серебро.

НАЙДИТЕ НА КАРТЕ ЭТИ СТРАНЫ.

Заполните в таблицу.

Богатства этих стран издавна прельщали египетских фараонов, войска возвращались с обильной добычей. Именно при фараоне Тутмосе (НА ДОСКЕ) Египетское царство включала в себя владения в Азии до р. Евфрат, Африки, до 4 порога Нила. Посмотрите на карте.

 

Сейчас вы попробуете оживить нашу карту новыми обозначениями. Это страны завоеванные фараоном и их трофеи. Вам поможет карта. Первая страна.

Выходят к доске показывают и прикрепляют.

 

Ну что ж теперь наша карта приобрела совершенно другой вид и мы имеем представление какие огромные по своим размерам территории присоединили фараоны. Так вот что из себя представляло Египетское царство в древности.

Оно было самым могущественным, влиятельным и сильном в тот период времени.

 

Давайте подведем итог, помните мы с вами начали урок с высказывания фараона Тутмоса 3 при которым было наибольшее количество завоеванных территорий (СЛАЙД 15)

«Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным нападением. И только так мы станем сильными.»

Какуюже роль играла на ваш взгляд армия в древнем Египте? Защита Сила и могущество Поддержание порядка Завоевательные походы

Добыча, трофеи, земли

 

,что нового вы узнали на уроке?

Оценивание. Раздаются учащимся золотые ордена (из египетской казны в течении урока за правильные ответы у кого более трех оценка 5, 3 ордена – 4)

 

Слайд№ 16

Домашнее задание.

На 3 знать основные понятия, конспект урока.

 

На 4 выписать результаты походов

Что получали?

Фараон-----------------------------------------------------

Военоначальники----------------------------------------

Рядовые воины-------------------------------------------

На 5. Напишите эссе: «Поход египетского войска в ___________________». От лица простого воина. Или фараона, или вельможи, или жителя страны завоевания. Тебе предоставляется право выбора, во-первых, страны завоевания, во-вторых, участника событи. Попробуй высказать свое отношение к описываемому событию.

Раздаю.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: одинка
Просмотров: 1437 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 fraudumchenko   (28.10.2016 14:34)
Хорошая попытка создать методическую разработку урока по стандартам ФГОС. И хотя в начале разработки четко прописаны планируемые УУД, вряд ли цели по их достижению будут реализованы. Урок показался мне скучным, дети выступают в роли простых потребителей информации. Совершенно не учитывается, что в данном возрасте (5 класс) основным видом деятельности для школьников является общение и игра. Если добавить элемент работы в парах или группах, и сразу в начале урока поставить игровую учебную задачу (ту, что перенесена в домашнее задание) урок пройдет гораздо интереснее, и наверняка эффективнее

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА