Понедельник, 14:51 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!». Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.
10.03.2017, 07:02

учитель начальных классов

МБОУ «Бакланская средняя общеобразовательная школа»

с.Баклань,Почепский район, Брянская область

 

 

 

 

Внеклассное чтение:

«Что за прелесть эти сказки!».

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей; принимать правильное решение в коллективе; отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Планируемые результаты:

предметные: выявление специфических особенностей сказки; метапредметные : умение анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их, планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в группах; личностные: проявление интереса к творчеству А.С.Пушкина, его биографии.

 

Оформление:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

  • Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.

-Кто такая была Арина Родионовна?

-Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

 

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 

…Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды. Предложение выбрать название команд

«Золотая рыбка»

«Лукоморье»

Золотой петушок»

Нашу игру судит компетентное жюри

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый. 1. «Биография А.С. Пушкина»

  1. Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)
  2. Когда он родился? (6 июня 1799 года)
  3. Каким был А.С. Пушкин в раннем детстве? (толстенький, увалень)
  4. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна)
  5. Какая фамилия была у Арины Родионовны? (Яковлева)
  6. Как ласково называла его няня? (Мой свет, ясно солнышко, милый ангел)
  7. Что говорила няня укладывая спать (спи глазок, спи другой, о хорошем думай)
  8. Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал)
  9. Как звали бабушку А.С. Пушкина? (Мария Александровна)
  10. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкина? (Царский лицей)

 

Конкурс второй– Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане»)
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс третий – Какое из выражений не принадлежит сказкам А.С. Пушкина?

Укажите правильный ответ.

  1. Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?
  2. Жил старик со своей старухой
    У самого синего моря.
  3. Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок.
  4. А сама то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.
  5. Жил-был поп,
    Толоконный лоб,
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
  6. В долгом времени аль вскоре
    Приключилось им горе:
    Кто-то в поле стал ходить
    И пшеницу шевелить.

Конкурс четвёртый – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше.

Конкурс пятый – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Физминутка:

Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы хлопните в ладоши. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присядете.

Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская царица, Чебурашка, Черномор, Иван-царевич, Балда, Кот в сапогах, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Красная Шапочка, Семеро козлят, Золотая рыбка, Барби, Чародей, зеркальце.

 

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий шестой конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь седьмой конкурс

Задание: найти спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться горизонтально, вертикально.

а

п

р

г

у

в

л

а

д

ы

ч

и

ц

а

н

р

ы

б

к

а

о

ч

р

о

г

а

я

п

о

а

м

т

ь

о

л

д

в

о

р

я

н

к

а

м

т

с

о

н

ы

и

а

ы

п

т

ф

й

м

л

у

ф

я

м

е

т

т

з

к

ь

р

а

т

о

х

з

э

н

е

в

о

д

у

й

я

о

ц

а

р

и

ц

а

д

б

ю

з

х

м

н

ж

щ

ы

к

е

т

о

ц

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Сколько лет жил старик со старухой? (30 лет и 3 года)

Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал рыбку? (3 раза)

Что просила старуха? (новое корыто, избу)

Кем она хотела стать? (столбовою дворянкой, вольною царицей)

Какое желание рыбка не исполнила? (стать владычицей морской )

 

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Подведение итогов игры.

Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время длится
Были вы, друзья отважны,
Не боялись злых героев
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться
В этом вам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои с вами встретятся опять!

Награждение.

Итог урока:

– Вы так хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце.

Захотелось ли вам ещё ближе познакомиться с произведениями А.С. Пушкина?

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 213 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 sherbakova25   (06.11.2017 16:27)
Конспект интересный. Закрепление знаний по творчеству А. С. Пушкина. Разнообразные задания. Думаю, что дети с увлечением их выполняли. Конспект можно использовать не только на внеклассную работу, но и как на основном уроке чтения.

3 olkashpolka   (02.11.2017 12:30)
Очень интересный конспект. Обучающиеся закрепляют свои знания о А.С. Пушкине и узнают много нового. Все задания проведены в форме игры, что вызывает несомненный интерес у обучающихся. Думаю, все были увлечены занятием до самого конца урока.

2 myanmirta2014   (17.09.2017 04:02)
Много заданий на закрепление знаний произведений А.С. Пушкина. Учащиеся закрепляют знания о биографии поэта. Очень понравилось задание "Угадай сказку". Урок игра очень понравился. Спасибо!

1 vera_lazukova   (22.07.2017 13:42)
Работа очень ценная и интересная, особенно актуальна в наше время, когда дети так не любят читать. Спасибо за разработку

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА