Четверг, 14:19 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок внеклассного чтения Воспитание нравственности через литературу «Можно ли простить»
06.11.2018, 16:11

Урок внеклассного чтения

Воспитание нравственности через литературу

«Можно ли простить»

Цели урока: закрепить знания о сюжете и конфликте

   познакомиться с понятием «внутренний конфликт»

   определить идею рассказа

   выяснить, как писатель решает тему мести

Оборудование урока:  компьютер, проектор

Предварительная работа

  • учащиеся заранее читают рассказ
  • в толковом словаре находят  объяснение словам: обаяние, великодушие
  • биография В.С. Солоухина

В.С. Солоухин родился и вырос в

 Владимирской области. С большой теплотой пишет о людях своего родного края, раскрывает в них черты русского национального характера, выявляет свойства души, помогающие сохранять благородство помыслов, стойко сносить испытания судьбы в любых жизненных ситуациях.

 

Ход урока

1 Психологическое состояние героя – основа сюжета.

   Беседа с учащимися

  • О ком говорится в рассказе?
  • Кто главные действующие лица?
  • Основные части рассказа (композиция)
2 Погружение в текст
  • Определите конфликт в рассказе

(Борьба происходит между мальчиком, от лица которого идет повествование, и Витькой. Витька ударил мальчика, и в душе того появилось желание отомстить)

  • Рисуем на доске и в тетрадях графическое изображение зарождения конфликта
  • Витька-удар        мальчик – месть    - внешний конфликт
  • Ребята! Разве только о борьбе детей повествуется в этом   рассказе? Заглянем в сюжет, нет ли здесь еще конфликта?

(Мальчик борется сам с собой: ему хочется отомстить, но он отодвигает месть; происходит борьба в его душе.

  • Докажите примерами из текста. Верно! Вы увидели еще один конфликт. Он скрыт, происходит внутри героя.
  • Что решил герой для себя? (мстить)
  • Мальчик - мальчик                мститель – друг - внутренний  конфликт
  • Какой из конфликтов основной, главный?

(Внутренний конфликт основной, он определяет основу сюжета, так как сюжет держится на психологическом состоянии главного героя).

«Мы заходим в село, как лучшие дружки-приятели», - побеждает друг в душе мальчика)

2 «Великодушие  побеждает месть»

(идея великодушия, борьба в душе героя, герой из мстителя превращается в друга)

 

       Практическое задание: анализ лексики героя 

  • 1 ряд: выписать примеры грубой лексики героя, которая служит подтверждением злодейского замысла мальчика.
  • 2 ряд: примеры колебания героя
  • 3ряд: как рассказчик оценивает Витьку, что подкупает его в  обидчике.

     Ответы: 1 ряд - он хотел бить морду, дать прямо в нос, лелеял свой злодейский замысел

  • 2 ряд - руки дрожали, комок в горле, разделаюсь после норки, прищучу, когда сбегаем за солью
  • 3 ряд - его покоряет улыбка Витьки от уха до уха, Витька всегда что-нибудь придумывает

Учитель: Благодаря чему возникает дружба?

Герой Солоухина прощает своего обидчика, их дружба возникает из прощения  Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает трудно. Твой ровесник, герой рассказа, оказался в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Именно это в центре внимания в рассказе В.Солоухина «Мститель».

МЕСТЬ похожа на

 – ПОЖАР В ЛЕСУ

-НА СМЕРЧ

-НА БУМЕРАНГ

НА ВОДОВОРОТ

 

МЕСТЬ-ПРОЩЕНИЕ-ДРУЖБА

Анализ психологического состояния героя убеждает в превращении его из злоумышленника в приятеля своего  врага. Месть осуществить нелегко, если с человеком тебе интересно, хорошо. Прощение называют и другим словом «ВЕЛИКОДУШИЕ», когда обиженный благородно прощает врага.

Учитель: Только ли Витька спасен великодушием героя рассказчика?

«Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку»

Мальчик спас и себя, и свою душу тем, что, простив Витьку, не совершил ГРЕХА, ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Считается, что человек испытывает облегчение, когда месть гасится прощением.

Учитель: Ребята! А вам встречались такие ситуации в вашей жизни? В книгах? В кино?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Письменно ответить на вопрос.

  • Согласен ли я с поступком героя рассказа В.Солоухина «Мститель»
  • Я бы поступил иначе.
  • Мне трудно было бы поступить так же, как герой рассказа Солоухина.

 

 

Урок разработала Анисимова Галина Васильевна,

 учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Пашия.

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 28 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА