Суббота, 22:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа 2100» Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения
26.10.2015, 12:47

МБОУ СОШ №7 г. Конаково

Тверская область

учитель начальных классов

Нечаева Инна Львовна

 

Урок русского языка в 3 классе

УМК «Школа 2100»

 

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование.

Цели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

2) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.

3) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.

 

Предметные  УУД:

Отличать местоимения от слов других частей речи.

Осознавать роль личных местоимений в речи.

Личностные УУД:

интерес к изучению языка;

интерес к письм, к письменной форме общения;

Регулятивные УУД:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные УУД:

строить рассуждения;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

задавать вопросы.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

 

 

Ход урока

 

1 этап.

Самоопредел.

к деятельности.

Орг. момент

Минутка чистописания.

Написание верхнего и нижнего соединений с гласной о (об ов ог од ож оз ой ок)

 

В огороде рос горох, а за речкой гречка. (обозначение орфограмм)

 

- Какое новое словарное слово встретилось в этом предложении?

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом горох.

Запишите его с комментированием.

 

1-2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап.

Актуализация знаний.

Подумайте над лексическим значением этого слова. Горох – это растение семейства бобовых.

Давайте назовем грамматические признаки слова горох. (им. сущ., неодуш., м.р., ед.ч.)

Запишите однокоренные слова  (разных частей речи)

Составьте предложение со словом горох.

 

4-5 мин.

 

 

 

 

Словарные слова и слова с другими орфограммами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.

Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы и постановка целей урока

-Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.

 

Горох – этю растение. Горох (он) растёт в поле. Из гороха (него) варят вкусный гороховый суп.

- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)

-Как можно исправить?

-Прочитаем отредактированный текст.

–  К какой части речи относятся слова-заместители – он и него?

Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).
–  Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи.

Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!
–  Место какой части речи заняли эти слова?

 - Эти слова заняли место имени существительного.  МЕСТО ИМЕНИе

-Какое название можно дать этим словам? 

-Чем интересны эти слова?

Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении

 

4-5 мин.

 

неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами

 

Вместо им. сущ.

Место им. существительного

Они не называют предмет, а указывают на него

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местоимение

4 этап.

Открытие нового знания.

  На листочках выполните задание.

Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

Проведите исследования и выясните:

  • Вместо каких слов они употребляются местоимения?
  • Зачем они употребляются?

–  Давайте попробуем дать определение местоимению. Итак, местоимение – это…

Часть речи

(почему?) – это отдельная группа слов.

–  Называет предметы? (нет)  Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

–  Указывает на предметы? (да)  Укажите ––> я, он, она…

только указывает на предметы

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. … JJJ     

Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.)   -

 

-Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.

– А у местоимений есть особый признак ––> лицо.
–  Послушайте диалог и постарайтесь заполнить в нем местоимение. (учебник. стр. 56, упр. 292.)
– Кто был первым лицом в диалоге? (Тот кто звонил)
 

http://festival.1september.ru/articles/564037/img6.gif–  На сколько предметов могут указывать оставшиеся местоимения? (На 2 и более  (мн.ч.)
–  Распределим оставшиеся местоимения по лицам.

 

http://festival.1september.ru/articles/564037/img7.gif

Итак, местоимения бывают:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

 

-Сравните местоимения первого столбика:  я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

 

- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .

  

7-8 мин.

 

Работа в парах

 

я

мы

ты

 

вы

оно

 

она

 

он

 

они

 

 

 

 

 

(По ходу ответов детей высвечиваются слова-опоры)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.)  

 

 

 

 

Заполнение таб личных местоимений.

 

 

Я, мы - 1 лицо

 

 

Ты, вы - 2лицо

 

 

Он, она, оно, они-  3 лицо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти местоимения стоят в единственном числе

5 этап.

Первичное закрепление

Физминутка.

 

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 

Упражнение 293.с.58 (устно)

 

 

6 этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  Упражнение 294 с.58

Проверка по эталону

Я (1л., ед.ч.), ты (2 л., ед ч.), он (3л., ед.ч.)

Мы (1л., мн.ч.,), вы (2л.,мн.ч.), они (3 л.,мн.ч.)

Он (3л.,ед.ч.),она (3 л., ед. ч.), оно (3 л. ед.ч.)

Ока , окно, око.

Эталон на экране

(взаимопроверка)

7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

На этом этапе предполагается самостоятельная работа, построенная на трех уровнях сложности.

Уровень 1. Выпишите местоимения. Определите лицо и число местоимений.

Да, ну, он, но, вы, взо, ух, я , ты, при, они, без, мы.

Уровень 2. Спишите, вставив пропущенные местоимения. Определите лицо и число местоимений.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Уровень 3. Составьте небольшой рассказ на зимнюю тему с разными местоимениями. Определите лицо и число местоимений.

Тест

1. Найди лишнее:

 а)  я

 б)  ты 

 в)  и

 г)  она

 

2. Найди признак личного местоимения:

а) Называет предмет

б) Указывает на предмет, не называя его

в) Указывает на действие предмета

г) Служит для связи слов в предложении

 

3. Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы.

  а) Сказуемым

  б) Подлежащим

  в) Определением

  г) Дополнением

 

4.Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

а)  4

б)  5

в)  6

г)  7

 

Проверь

  1. в
  2. б
  3. б
  4. в

 

 

8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.

- Что нового вы узнали?

-  С какой частью речи вы сегодня познакомились?

-На что указывает местоимение?

-На сколько групп и какие делится местоимение?

Оцени свой вклад ученого-исследователя в развитие науки, нарисуйте смайлик. Если вы с уверенностью можете сказать так…, то

  • Я могу пользоваться новыми знаниями о местоимении, определить лицо местоимения и могу это объяснить одноклассникам.
  • Я понял, что  такое «личные местоимения»,  но не уверен, что объясню другому.
  • Я не совсем понял, что такое «личные местоимения».

 

Д/з 1.  Упражнение №1, стр. 63. выучить наизусть определения на стр. 55, 56, 57.

 2. Сочинить стихотворение или сказку  о личных местоимениях  

2-3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1 Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык 3 класс»– Москва,  «Баллас», 2009.

2. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Методические рекомендации для учителя. Русский язык . 3 класс» – Москва «Баласс», 2002.
3. В.В.Волина «Учимся, играя» – Москва, «Новая школа», 1994.

 

 

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: innalvovna
Просмотров: 531 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 superagg2012   (13.11.2015 20:11)
Мотивационная готовность к учебной деятельности для данного уровня учащихся средняя.
Использованы следующие методы:
Регулятивные: развитие умения проводить анализ, делать необходимые выводы.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме
Заключение: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями (умение ставить цели и задачи и эффективно организовать учебную и педагогическую деятельность, направленную на их достижение).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА