Четверг, 15:23 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок-проект "Орган слуха"
08.07.2014, 20:45
Проблема: Почему взрослые беспокоятся о сохранности органа слуха?
Тема урока: Орган слуха.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: изучить строение уха, выяснить, почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку.
Задачи проекта:
1.Изучить способы восприятия звуков, строение уха.
2.Провести исследование-эксперимент для определения значимости органа слуха.
3. Научить детей, как беречь слух.
4. Собрать информацию о животных, которые обладают невероятным слухом и удивительными ушами.
5. Провести защиту проекта в виде презентации.
Формирование УУД:
1.Личностные УУД:
-умение анализировать результаты учебной деятельности;
-способность к самооценке учебной деятельности.

2. Регулятивные УУД:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-устанавливать причинно-следственные связи.

3. Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

4. Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- грамотно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Оборудование: экран, мультимедийный проект, раздаточный материал (карточки, для проведения викторины), макет уха, магнитофон, продукты проекта: памятки, книга интересных фактов, презентация.
Ход урока:
1.Актуализация знаний.
На уроках окружающего мира мы говорили об инструментах, которыми пользуется человек при изучении природы. Выяснили, что самыми первыми можно назвать органы чувств человека.
Какое из этих слов лишнее: ухо, нос, голова, язык, кожа, глаза?

Глаза – орган зрения, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания, ухо – орган слуха.
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив,
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя,
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!

Учитель: Какому органу посвящено это стихотворение?
Слайд №1
Учитель: -Какой орган чувств предупреждает вас об опасности?
-Вы идёте по дороге, сзади движется трактор.(Слух)
Ученик: Мы решили больше и подробнее изучить один из органов восприятия - УХО
Тема выбрана не случайна, потому что всех нас волнует здоровье школьника.
Этот урок- завершающий этап нашего проекта.
А вот с чего всё начиналось. ( ролик, говорят дети)
1уч. –Почему взрослые постоянно просят, чтобы мы не кричали, не шумели?
2уч. – Почему наша учительница, Ирина Ивановна, говорит, чтобы на перемене вели себя тихо?
3уч.- А моя мама не разрешает мне слушать громкую музыку, постоянно ходить в наушниках.
4 уч- . Судя по поведению взрослых, они очень беспокоятся о сохранности органа слуха. Почему?
Так возникла проблема :
Почему взрослые беспокоятся о сохранности органа слуха?
Цель нашей работы: найти ответы на заинтересовавшие нас вопросы:
1)Как мы слышим?
2)Что мы слышим?
3) Как беречь орган слуха?
Учитель: Слух позволяет нам различать множество разнообразных звуков. Проделаем несколько опытов.
Опыт №1. Положите на край стола линейку, прижмите одной рукой конец линейки, лежащий на столе, а другой заставь её колебаться. Что Вы слышите? Обратите внимание , когда звук прекратится. Сделайте вывод.
(Звук прекращается, когда линейка перестаёт колебаться)
Опыт №2.Положите руку на своё горло. Тихо и протяжно произнеси гласный звук. Что Вы ощутили? Сделайте вывод.
(Источником звука являются колеблющиеся тела.)
Работа в парах. Проверьте свой слух. Определите на каком расстоянии вы начинаете слышать тиканье часов. Глаза при этом закрыты. Если вы поняли, что слышите плохо, обратитесь к врачу.

2.Сбор информации. Класс разбит на группы.
1) - Сейчас мы послушаем отчёт первой группы о проделанной работе. А все остальные подумают: Какой самый распространённый способ получения звуковой информации?
Консультант 1группы: Мы читали книги, энциклопедии, обращались к родителям, воспользовались Интернетом и выяснили, что существует 5 способов восприятия звуков.
Слайд №2

1участник группы: Восприятие звука через перенос воздуха
Основной способ восприятия звуковой энергии – через уши. Механизм прост. Вибрирующий воздух попадает в ушной канал и давит на барабанную перепонку. Это давление передаётся в улитку. Маленькие ворсинки превращают вибрации в звук.
2участник группы: Восприятие через глубокие ткани.
Вибрации Земли раздражают нервные окончания глубоких тканей. Это ощущение появляется, когда мощные объекты воздействуют на Землю около нас.
3 участник группы: Восприятие через суставы.
Вибрации Земли затрагивают нервные окончания суставов.
4 участник группы: Восприятие звуков через прикосновение.
Это чувство появляется только в случае очень сильного шума. Глухие люди могут двигаться под музыку. Прикасаясь к инструменту, они ощущают музыку.
5 участник группы: Восприятие через костную проводимость.
В случае потери слуха применяют слуховой аппарат, который вживляется в кость черепа.-
Ребята, как вы считаете, какой самый распространённый способ получения информации? (Через перенос воздуха)
Учитель: Вспомните, как от упавшего камня в воду расходятся круги. То же самое происходит и со звуками. Только в отличие от волн колебания воздуха невидимы для глаз.
2) - Послушаем отчёт второй группы.
Консультант 2 группы: А мы изучили строение уха.
-Скажите сколько ушей у человека? ( Многие думают, что 2, а оказывается 6)
Орган слуха делится на три части: наружное, среднее ухо и внутреннее ухо.
Слайд

1уч второй гр. Наружное ухо мы видим, когда смотримся в зеркало. Его называют ушной раковиной. Форма немного напоминает створку ракушки. Так легче улавливать звуки, которые направляются в особый канал – слуховой проход, а затем передаёт колебания барабанной перепонке. Эти перепонки очень маленькие, их легко повредить, если ковырять в ушах чем попало. Не забывайте так же мыть уши с мылом!
( Вы видели, как дрожат динамики в музыкальных колонках, когда звук включён на полную громкость? Так же колеблются и ваши барабанные перепонки)

Ребята из этой группы провели эксперимент, как работает барабанная перепонка. Когда звуковые волны достигают её, барабанная перепонка колеблется, и это колебание передаётся в мозг.
2 уч второй группы. Среднее ухо находится за барабанной перепонкой.
Опытные артиллеристы в момент выстрела пушки открывают рот, берегут свои барабанные перепонки! Громкий звук – это ведь воздушная волна, если она ударит по барабанной перепонке только с одной стороны, то может перепонку повредить. А с двух сторон ничего страшного.
В среднем ухе находятся три самые маленькие косточки в теле человека: молоточек, наковальня и стремечко. Стремечко достигает всего пяти миллиметров в длину.
3 уч второй группы. Во внутреннем ухе есть полость в виде спирали - улитка, снабжённая крохотными волосками, которые улавливают вибрацию и передают её в мозг.

Рядом с улиткой находятся три заполненные жидкостью петельки, которые называются полукружными. Орган этот называется ВЕСТИБУЛЯРНЫМ АППАРАТОМ, он помогает держать равновесие. Если удалить эти петельки, ты не будешь ощущать своего положения и не сможешь ни стоять, ни ходить, ни сидеть. Будешь всё время падать.
4 уч второй группы. Информация поступающая из глаз, ушей и других органов, помогает держать равновесие. Органы равновесия в ушах – это три заполненные жидкостью петельки, которые называются полукружными каналами. Они примыкают друг к другу, поэтому жидкость переливается из одного канала в другой, как бы ты не наклонял голову.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас давайте проверим, как работает у вас орган равновесия.,
3. Физминутка
Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись до правого плеча, подняли обе руки вверх, потянулись, теперь постойте на одной ноге.
Учитель: Какой орган помогает вам сохранить равновесие?
(Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.
Учитель : Сейчас проверим, как вы усвоили строение уха человека.
Викторина : У каждого на столе карточка, нужно определить, где расположены части уха. (поменялись и проверили друг у друга)
4 . Отчёт 3 группы.
Учитель : – Что же нового об органе слуха узнали ребята из 3 группы?
ВИДЕОРОЛИК : -Мы посетили муз. школу и узнали, что такое музыкальный слух.
-Скажите пожалуйста, что такое музыкальный слух? (Способности, необходимые для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Учитель: А все ли звуки приятно слушать?
Эксперимент:
-Запись птичьего пения
-Запись шума дождя и грома
-Запись шума на перемене.
Итог: 1.-все испытуемые ощутили приятные эмоции при звуках пения птиц.
2.- многие ощутили страх при записи ливня с грозой, остальные резких отрицательных эмоций не испытали.
3.- почти все захотели закрыть уши при звуках шума перемены в школе
Учитель: Какой вывод можно сделать?
4 Вывод: Звуки школьной перемены очень часто находятся на грани болевого порога, что вредно для здоровья.
Учитель: Ребята, а какой вывод можно сделать анализируя наши исследования?
5 участник третьей гр. Наши исследования показали, что наши уши – очень тонкий и сложный орган. Значит, взрослые правы, когда не разрешают нам шуметь. Слух надо беречь.
Что это действительно так, мы убедились из беседы с врачом нашей школы.
Видеоролик. – Вера Владимировна, скажите пожалуйста, есть ли в нашей школе ребята, которые страдают нарушением слуха? Как этого избежать?
( Из обучающихся нарушениями слуха в большей или меньшей степени страдают около 30 человек. Существуют различные причины нарушения слуха.
Первое –это продолжительное воздействие сильного шума. Происходит отмирание чувствительных нервных окончаний барабанной перепонки, возникает временная утрата слуха.
Может произойти разрыв барабанной перепонки после перенесённого инфекционного заболевания. Избегайте переохлаждения, одевайтесь по погоде.
Не пользоваться плеерами. Осторожнее обращайтесь с ушами при удалении серы.)
Учащиеся: После этого разговора мы составили памятку:
«Как сохранить здоровым орган слуха?»
Памятка
Как сохранить здоровым орган слуха.
1.Уши надо защищать от сильного ветра, воды, громких звуков.
2. Нельзя сильно сморкаться – может ухудшиться слух.
3. В ушах скапливается сера, которую надо удалять специальной ушной палочкой.
4. В ушной раковине есть слуховой канал, на дне которого находится барабанная перепонка. Её особенно надо беречь.
5. Нельзя вставлять в уши острые предметы и глубоко засовывать ушные палочки!



Учитель: К какому врачу мы посоветуем обратиться человеку, у которого заболели уши?
(к ЛОРу - оториноларингологу)
Игра «Я доктор»
Представьте себя в роли оториноларинголога, пропишите, что малышу разрешается, а что запрещается.
Разрешается Запрещается
Защищать уши от ветра Ковырять в ушах
Правильно чистить уши Кричать друг другу в ухо
Мыть уши каждый день Слушать громкую музыку.
Каждое утро разминать ушные раковины Не чистить уши

Работа в группах.
Игра: «Истинно или ложно»
1. Шум губителен для всего живого. И
2. После карусели у многих кружится голова. И
3. Ушная сера очень вредна. Л
4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног. Л
5. Человек не может шевелить ушами. Л
5. Отчёт четвёртой группы.
1 уч. Загадка: У зверушек на макушке, а у нас ниже глаз. (уши)
А ещё одна группа ребят изучали интересные факты о невероятных ушах животных:
Консультант: Многие животные обладают невероятным и слухом и удивительными ушами. Коты, тигры и львы могут даже шевелить ушами, чтобы улавливать, где находится добыча.
2уч. СЛОН - Длина ушей африканского слона больше 1,5 метра! И слух у них превосходный. Они могут услышать рёв другого слона на расстоянии более 16км.


3уч. Дельфины могут улавливать щелчки громкостью от простого шёпота до оглушительного шума. Обладая мощными радарами, дельфины могут воспринимать звуки на расстоянии 120метров.

4уч. Летучие мыши охотятся ночью, ловят насекомых с помощью эхолокации. Они издают звуки высокой частоты, которые отражаясь от препятствий, помогают определять, где их добыча..

6. ИТОГ урока: - Ребята, для чего мы проделали такую большую работу?
(Чтобы узнать как мы слышим, что мы слышим. Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку.)
-Я для вас приготовила рекомендации « Что нужно сделать, чтобы дома было тише»


Оценка своей работы.
- А сейчас своим светофором оцените себя. Какой вклад вы внесли в сегодняшний урок, чтобы он был интересным и понятным для всех.

Если вам было интересно на уроке, узнали много нового поднимите зелёный сигнал. Путь открыт к дальнейшему изучению органов чувств. Жёлтый – если что то в уроке осталось непонятным. Красный- ничего не понял на этом урокe.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Я всё понял и могу объяснить другому.
-Я всё понял.
-Понял, нот ещё нужно повторить
-У меня ещё есть вопросы.

Приложение
1.Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышен¬ном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.
Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, раз¬ве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — по¬меха не только здоровью, но и любому делу.

2.«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга мо¬жет дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь чело¬века. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор на¬жмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.
Если не найти управы на свирепые звуковые вол¬ны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.
Ушная сера
В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.
Какие кости в организме человека самые маленькие?
Это кости расположенные в среднем ухе, - молоточек, стремечко и наковальня. С их помощью, а также с помощью других органов колебания воздуха (звука) превращаются в сигналы и передаются в мозг.
После карусели у многих кружится голова.
Чтобы понять это, проведём опыт. Нальём в ста¬кан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.
То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда мы катаемся на карусели или кружимся на одном месте. Мы перестали кружиться, жидкость в полукружных каналах всё ещё движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя мы уже стоим на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.
Где находятся мышцы, которые позволяют шевелить ушами?
Такие мышцы находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами для того, чтобы определить, откуда идет звук. А как поступает в этих случаях человек?
Список литературы
1. Клюкин, И. И.Удивительный мир звука / И. И. Клюкин. - 2-е изд. - Л. : Судостроение, 1986.
2. Окружающий мир 2 класс О.Т. Поглазова, В.Д.Шилин
3.Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Издательство «Учитель» 2009г.
4. Интернет – ресурсы: Википедия ru.wikipedia.org
Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: IrinaSerebr
Просмотров: 1479 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА