Пятница, 03:01 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

урок по теме «Имя существительное»
08.11.2016, 05:31

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области

 «Кандалакшский индустриальный колледж»

(ГАПОУ МО «КИК»)

 

 

 

 

 

урок по теме «Имя существительное»

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Разработала:

                                              преподаватель русского языка и литературы

                                           ____________________ М.В. Сапожникова

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

                                                                2016 г.

 

 

 

 

Тема урока: «Имя существительное».

 

Цели:

  • образовательная: повторить части речи, повторить, углубить и систематизировать знания об имени существительном: значение, род, число, склонение, правописание, научить составлять тематические тексты на лексическую тему.
  • развивающая: развивать речь учащихся, творческое воображение, формировать умения работать с таблицами, навыки морфологического разбора имени существительного, умения работать в команде.
  • воспитательная: на основе лексической темы воспитывать нравственные качества: толерантность, гуманность, взаимовыручки, воспитывать любовь к родине, к истории своей страны, пробудить желание изучать русский язык.

Задачи:

  • совершенствовать умения обучающихся определять род, число и тип склонения существительных,
  • обогатить словарный запас обучающихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом,
  •  развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, индивидуальной работы, внимание, мышление, память, речь обучающихся, самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.

Методы:

  • словесный;
  • частично-поисковой;
  • репродуктивный;
  • творческий

Технологии:

  • сотрудничество;
  • ИКТ;

Формы:

  • индивидуальная;
  • коллективная.

Тип урока:

  •  комбинированный

Технические средства:  проектор, интерактивная доска, презентация, таблицы, карточки.

 

 

 

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть (выступления обучающихся, опрос, чтение учебника, заполнение таблицы))
  3. Практическая часть (выполнение заданий).
  4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Преподаватель: Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук.

 

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы).

 

- На прошлых занятиях мы изучали с вами лексику русского языка, а сегодня приступаем к изучению нового раздела – морфология. Что изучает морфология? (части речи).

 

- И начнем мы сегодняшний урок с поэтической странички. Дома  ребята подготовили чтение стихотворения Афанасия Фета. “Шепот, робкое дыханье…”

Студент: (Тихонов Сергей)

Афанасий Афанасьевич Фет

 

* * *

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

 1850

 

Преподаватель:  Чем примечательно оно? (Оно состоит почти из одних существительных). Посчитайте сколько их в этом стихотворении. (21)

 

Преподаватель: Итак, как вы догадались, тема нашего урока « Имя существительное». Открыли тетради, записали число и тему.

 

- Давайте вспомним, что такое существительное?

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Объяснение новой темы: с использованием таблиц:

 

Заполнение таблицы:

  1. Что обозначает имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?

       На какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?

  1. Чем отличаются данные слова: город Мурманск, писатель Булгаков, актер Дмитрий Нагиев?
  2. Какого рода бывают существительные?
  3. Какого числа бывают существительные?
  4. Расскажите о склонении существительных.
  5. Чем в предложении является имя существительные?

 

Имя  существительное

1

Значение:

?

2

Вопросы:

одушевленные?

неодушевленные?

3

?

город Мурманск, писатель Булгаков, актер Дмитрий Нагиев.

4

Род:

?

5

Число:

?

6

Склонение:

?

7

Синтаксическая роль:

?

 

 

Ответы:

Имя  существительное

значение:

обозначает предмет, явление: снег, зима, мир, дружба

вопросы:

одушевленные: кто?  кого?  кому?  кем?  о ком?

неодушевленные: что?  чего?  чему?  чем?  о чём?

нарицательные:

собственные:

город,  писатель,  спортсмен,  пёс,  газета.

Мурманск, Нива, Пушкин,

род:

мужской

женский

средний

число:

единственное

множественное

склонение:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

синтаксическая роль:

подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое, определение.

 

 

-Рассмотрите таблицу и внесите в свою табличку информацию, которая для Вас новая или забыта.

Выступления студентов по заранее подготовленным вопросам.

 

1) Что такое имя существительное?  

 

Студент (Рома Шатилов): Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет книгу.

 

Преподаватель: Какие у вас есть дополнения?

 

Студент (Андрей Нифантьев):   Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

 

Преподаватель: Какие существительные называются одушевленными и неодушевленными? Легкий это вопрос?  Давайте послушаем ответы:

2).Категория одушевленности и неодушевленности.

 

Студент (Яржемковский Антон): Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.

Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:

1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),

2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},

3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)

4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.

Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Преподаватель:  Заполнили таблицу. У вас на партах лежат карточки. Подпишите свою фамилию и выполните 1 задание. В помощь учебник  (Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.) на стр.131. По завершении урока карточки сдаём.

Преподаватель: Слушаем ответ о категории:  3) собственные и нарицательные имена существительные и заполняем таблицу.

Студент (Зубакин Степан): Существительные бывают собственными и нарицательными.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

Нарицательные имена существительные могут быть четырех типов: конкретные, вещественные, отвлеченные и собирательные.

Преподаватель: Выполните 2 задание на карточке. В помощь учебник стр.130.

Проверяем, что получилось?

 

Преподаватель: Задание 3 на карточке. Определите род существительных, данных в карточках. Какие вопросы возникли после выполнения задания? Почему не смогли определить род существительных забияка, простофиля, сирота?

 

Преподаватель: 4) Кто ответит мне о категории рода в русском языке?

Учебник стр. 132. Заполняем таблицу.

 

Преподаватель: 5) Число существительных. Учебник стр.135. Заполняем таблицу.

 

Преподаватель: 6) Сколько склонений в русском языке. Учебник стр. 136. Заполняем

таблицу. Задание 4 на карточке.

Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое) Что такое несклоняемые существительные? (Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

 

 

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Далее на уроке мы будем выполнять различные задания,  тренироваться определять склонение  и род существительного.

Преподаватель: Запишите в тетрадь предложение. Давайте сделаем синтаксический разбор и посмотрим, чем является в предложении имя существительное. А теперь морфологический разбор выделенных слов. 1 и 2 слово – студенты разбирают у доски.  Остальные самостоятельно по рядам.

Далее смотреть архив материала 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 44 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА