Суббота, 16:52 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок по русскому языку в 7-м классе по теме «Деепричастие».
04.02.2017, 11:34

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рухтино Муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по русскому языку в 7-м классе по теме «Деепричастие».

 

Шишкина Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

Урок по русскому языку в 7-м классе по теме «Деепричастие».

 

Класс: 7.

Цели:

Образовательные:

·                     активизировать знания по теме «Деепричастие»;

·                     обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

·                     отработать практическое умение образовывать деепричастия;

·                     формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

·                     воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

·                     работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;

·                     работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

УУД:

Регулятивные: ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.

Коммуникативные: уметь слушать, понимать ответы других, правильно выражать     свои мысли.

Личностные: выражать свое отношение к творчеству художника, природе.

Повторение: НЕ с глаголом, причастием, орфограммы в корне.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, репродукция Васнецова «Аленушка», мультимедийный проектор, компьютер.

 

ХОД УРОКА

  1.Организационный момент. Мотивация:

Здравствуйте, ребята!  Я рада видеть вас! Урок начну с небольшой притчи:

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: « Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и спросил:

- Назови, что ты выбираешь?

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

- Я выбираю ложку.  – (5 раз произнес юноша)

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей.

- Надо…

- Что же надо? А надо протянуть руку,  и взять ложку!

Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике.

Вы готовы?

2. Постановка проблемного вопроса.

Тогда послушайте загадку:

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел;

Я по значению похож на глагол?

-О какой части речи идет речь?

Верно! Сегодня мы будем работать по теме « Деепричастие». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3.Актулизация знаний.

 Разминка. Игра « Верите ли вы?» (Да, нет).

- Деепричастие – это служебная часть речи?     (нет)

- Деепричастие  обозначает добавочное действие?    (да)

- Деепричастия образуются от глаголов?    (да)

- Деепричастие – неизменяемая часть речи?   (да)

- Деепричастие в предложении является определением?   (нет)

- Деепричастия изменяются по лицам?    (нет)

- Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида?  (да)

- Деепричастия совершенного и несовершенного вида образуются при помощи  суффиксов - А, Я-?    (нет)

Сделайте вывод: деепричастие - это….  (учащиеся дают определение деепричастию).

Запишите и озвучьте схему деепричастного оборота и знаки препинания при нем. (ДО= ДЕЕПР.+ ЗАВ.СЛОВО).

4. Работа с текстом. Практическая деятельность учащихся.

Проверим знания на практике (слайд № 1).

   1) От данных глаголов образуйте деепричастия, укажите их вид и обозначьте   суффиксы.

       Продолжают –

       Тормозят –

       Пропустить-

       Понаблюдал-

       Взялся-

       Рассмеяться-

(Проверка самостоятельной работы учащихся).

Молодцы!   Но нужно помнить, что не от всех глаголов можно образовать деепричастия.

  2) ЗАПОМНИТЕ! (слайд № 2).

Если глаголы оканчиваются:

  1. на – чь – (жечь, стричь);
  2. на – нуть – (мокнуть, мерзнуть);
  3. глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных (тку, жну).

Для вас это новая информация. Прочитайте и перескажите друг другу.

3) Орфографическая минутка  «Проверяю себя!» (под диктовку записывают на доске слова, объясняя правописание).

Не готовил, недоумевал, не сделал, ненавидя, не прочитав, не написав, негодуя, незаконченный урок, не законченный вовремя урок, урок не закончен, недомогая, не испытывая.

 Молодцы!

4) Работа с текстом. Пунктуационная работа (слайд № 3).

 Деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.

Задание:  выразительно прочитайте четверостишия, найдите деепричастия, объясните постановку знаков препинания. Какие средства художественной выразительности можете назвать?

Шумели листья облетая.

Лес заводил осенний вой…

Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

       И. Бунин.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И качаясь шепчет шаловливо:

« С добрым утром!»   

        С. Есенин.

(Расставляют знаки препинания  (индивидуальная работа за компьютером), называют сравнение, метафору, олицетворение).

5 ) Дифференцированная работа:  2 ученика получают карточки с заданием: образовать деепричастия от глаголов и расставить запятые в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.

6) Синтаксический разбор предложения (слайд № 4).

Из 2 предложений составить одно сложное предложение с союзом И, добавив в первую часть – причастный оборот, а во вторую – деепричастный оборот.

 Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.

( Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса)   ученик записывает предложение на доске и выполняет синтаксический разбор.

Молодцы!

Физкультминутка.

По швам руки опуская,

Плечи вверх приподнимая,

Корпус  влево наклоняя,

Затем вправо прогибая,

Головою помотав,

Покивав и повздыхав,

Отдохнув немного дружно,

Скажем: «Поработать еще нужно!»

- услышали деепричастия?

Молодцы!

5. Закрепление изученного.

1) « Найди ошибку!»

 Деепричастные обороты нужно уметь грамотно употреблять в речи (слайд 5).

  1. Пошел дождь, барабаня по крыше.
  2. Глядя  на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. -
  3. Слушая музыку Моцарта, мы ощущаем причастность к чуду.
  4. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.

( Учащиеся читают, объясняют, где допущены ошибки).

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы настоящие знатоки деепричастия!!!

 2) Работа по учебнику: упр.210  (учащиеся самостоятельно работают, затем коллективная проверка).

6. Творческая работа. (Слайд № 6).

Рассмотрите репродукция Васнецова «Аленушка» и самостоятельно запишите предложения, употребив деепричастные обороты, или словосочетания с деепричастиями.

( н-р: отражаясь в воде, сидела пригорюнившись,   убежав от всех, уплывая по воде, увидев отражение и др.)

Молодцы! С заданием справились.

 7. Итоги и выводы.

Д.Э. Розенталь писал: Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.

 Я зачитаю две фразы, какая вам больше понравится.

После того как Цыганок остановился на минуту, бабушка словно поплыла по полу, как по воздуху, когда она танцевала, она разводила руками, поднимала брови, глядела куда-то вдаль темными глазами.

  А вот как ту же фразу сказал М. Горький в повести «Детство»:

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами.

- Которая фраза звучит более благозвучно?

 Да, 2-е предложение более сжато. Звучит более энергично.  Такие предложения обычно носят книжный характер.  Его несомненное достоинство – краткость, лаконичность, выразительность.

Прав был Розенталь? – Да. Деепричастия, деепричастные обороты делают нашу речь более яркой, точной и выразительной!

 8. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое  задание вызвало  сложность?

- Что запомнилось?  Что  нового узнали?

Оценки за урок.

 9. Задание на дом. Р.Р. Миниатюра «Полет снежинок».

- Спасибо за урок! До свидания!

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 122 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА