Суббота, 07:39 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок по литературному чтению ( УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс ) Тема: С. Я. Маршак «Ландыш»
06.02.2014, 19:47

Петрова Ольга Валентиновна, ГБОУ гимназия № 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов

Урок по литературному чтению ( УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс )

Тема: С. Я. Маршак «Ландыш»

Цель урока: познакомить учащихся с произведением С. Я. Маршака «Ландыш»

Учебные задачи:

  • создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»;

  • ввести в круг учащихся произведения С.Я. Маршака (стихи о природе);

  • способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;

  • помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;

  • закрепить понятие «олицетворение»;

  • учить определять тему чтения;

  • учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения;

  • создать условия для развития  речевой культуры учащихся;   развития связной речи учащихся; выразительного чтения;  для работы над уточнением значения слов.

  • воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;

Учебные умения:

  • выделять олицетворения и понимать их значение;

  • определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;

  • выделять логические ударения в стихотворных строках, указывать паузы в строфах;

  • читать выразительно стихи С.Я.Маршака.

Деятельность учащихся:

  • выделение: эпитетов, сравнений, олицетворений,

  • определение тона, темпа

  • выделение логического ударения



Оборудование: различные иллюстрации с изображением ландыша

Литература

1. Мартынов Сергей. Не рвите ландыши в лесу. – Санкт-Петербургские ведомости, 1995 год

2. Коренюк Л. Ю. Изучение стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», Начальная школа, 1991 год, № 1, стр. 14

Методическая литература:

1. Литературное чтение: 3 классс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Литературное чтение: методическое пособие: 3 класс/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2009.

3. Литературное чтение: программа: 1 – 4 классы/ Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012









Ход урока

I. Подготовка к первичному восприятию

- Ребята, сегодня наш урок будет посвящён цветку, необыкновенному по красоте.

Есть в лесу цветок, одно ожидание которого – праздник. Хмурый даже в солнечный день ельник. Могучие стволы елей неподвижны, с ветвей свисают жёсткие пряди лишайников, напоминающие косматые бороды. Склоны холмов усыпаны пожелтевшими иглами. Мягко пружинят они под ногами. Наверху – царство света, внизу – зеленоватый, немного тревожный полумрак. Тихо и настороженно в глухом уголке леса. Кажется, ничто не может нарушить мрачный покой ельника. Нет, что-то блестит на склоне холма, ещё издали манит запахом. Ландыши! И словно помолодели от их присутствия стволы старого бора. Казалось, проберись сюда ветер, и венчики вздрогнут, закачаются, издавая рождённую силами земли мелодию.

- Вам нравится эта картина? Эту картину описал в своём стихотворении Самуил Яковлевич Маршак. Послушайте…

II. Первичное восприятие.

Чтение стихотворения учителем.

III. Выяснение первичного восприятия.

- Какую картину вы представляли себе, когда я читала вам стихотворение?

- Понравилась ли вам картина, которую нарисовал поэт в своём стихотворении?

VI. Вторичное чтение учащимися.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно

V. Анализ стихотворения.

Чтение 1-го четверостишья

- Почему автор написал «лес, теплом разбуженный», ведь разбудить можно только живое существо? ( лес – живой, он долго зимой спал, а весеннее солнце его разбудило )

- Как называется такой литературный приём? ( олицетворение )

- Радостная или грустная картина описана в стихотворении? ( радостная )

_ Почему тогда автор использует глагол «чернеет» для описания леса, ведь мы привыкли к тому, что чёрный цвет – трагичный, мрачный? ( на чёрном фоне очень выделяются цветы ландыша, контраст чёрного и белого )

- Найдите, как автор описывает цветы прочитайте. ( на ниточках жемчужины )

- Но ведь цветы не жемчужины, может быть, лучше было бы написать «А уж на стебельках горошины»? ( это было бы некрасиво, прозаично, жемчужная нить – очень поэтично )

- Почему тогда эти жемчужины «От ветра каждого дрожат»? ( они на тоненьких ниточках, очень нежные, беззащитные, дрожат от лёгкого дуновения ветерка )

Чтение 2-го четверостишья

- Почему во втором четверостишье вдруг появляются круглые бубенчики, а не жемчужины? ( автор так восхищён цветком, что сравнения только с жемчугом ему мало )

- Посмотрите на иллюстрацию ландыша. Все ли бутоны ландыша раскрываются одновременно? ( нет наверху они закрыты, ближе к листьям раскрыты )

- Отметил ли эту особенность автор? ( да )

- Как? Прочитайте.

- Какой глагол использует автор? ( раскрывает )

- Как вы представляете себе этот процесс? ( солнце пригревает ландыш, от его тепла венчики раскрываются )

- Как поэт назвал ландыш в этом четверостишье? ( колокольчики весны )

- Почему автор использует это сравнение? ( по форме цветки ландыша похожи на колокольчики )

Чтение 3-го четверостишья

- Зачем природе понадобилось пеленать цветок? ( он очень нежен, а в лесу ещё сыро, природа защищает его )

- Что служит защитой этому хрупкому цветку? ( широкие листья )

- Да, листья ландыша, как ладони, закрывают цветок. Где растёт ландыш прочитайте. ( в глуши нетронутой )

- Где это место, как вы себе его представляете? ( в чаще леса где трудно пройти )

- Мне это место напомнило чем-то сказку про аленький цветочек. Помните, среди непроходимых лесов, в глуши, растёт цветок необычайной красоты.

- Какой аромат у ландыша? ( прохладен, душист )

- Кто из вас нюхал ландыш? Опишите его запах. ( нежный, тонкий, кажется что все лесные запахи соединились в нём )

- Прочитайте это четверостишье так, чтобы вы могли себе представить этот цветок.

VI. Итог урока.

- Удалось ли автору передать своё настроение7 Как ему это удалось? ( точно подобрал каждое слово )

Закончить наш урок я бы хотела отрывком из рассказа Фёдора Халтурина: «На стройных стебельках развешаны крохотные колокольчики чистейшей ювелирной работы. Таинственным, волшебным светом озарены они изнутри. Каждый цветок – словно вспышка белого огня. Упругие листья бережно хранят его в своих зелёных ладонях. Не трогайте, не рвите ландыши!

Без этих белых огней темнее станет в лесу. И, может быть, в целом мире».

VII. Домашнее задание

Выучите это стихотворение наизусть


Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 3028 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 olalypova2012   (08.11.2016 19:06)
Ольга Валентиновна, молодец. Я увидела в Вашей разработке урока все этапы. Хорошо проведена подготовка к первичному восприятию.Урок метапредметный., способствует формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения;
помогает детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения; создаются условия для развития речевой культуры учащихся.
Урок достиг своих целей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА