Пятница, 20:21 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок письма и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Имена существительные собственные и нарицательные».
22.10.2015, 09:42

Урок письма и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Имена существительные собственные и нарицательные».
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана.
Автор: Коваленко Анастасия Алексеевна
Первый урок по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные». На этом уроке дается преставление и закрепляется правописание имен, отчеств, фамилий, клички животных. Важно, чтобы обучающиеся хорошо закрепили данный материал и умели правильно определять существительные собственные и нарицательные. На следующем уроке отрабатывается правописание собственных имен существительных: название городов, деревень, улиц, географических названий: рек, морей, гор и т.д., название литературных произведений, кинофильмов
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цель: Обучение правильного написания имен существительных собственных и нарицательных.
Задачи:
- научить задавать вопросы к именам существительным и правильно отвечать на них; различать имена собственные и нарицательные
- закрепить правописание имен людей и кличек животных;
-развивать умения отгадывать загадки, подбирать клички животным;
- воспитывать у детей чувства заботы, сострадания, гуманного отношения к домашним животным.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Ответьте на вопросы: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает имя существительное? Что обозначает имя существительное? Какой частью речи в предложении являются имена существительные? Определите имена существительные в предложении:
III. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные». (запись на доске) Вспомните, как вы малышами, открывая для себя окружающий мир, постоянно спрашивали «кто это?» или «что это?». От чего зависел выбор вопроса?
На проектной доске сюжеты слайдов: 1)Ученик сидит за партой. 2) Продавец в магазине. 3) Комбайнер на пшеничном поле. 4) Лесная полянка с цветами. 5) Солнце на небе.
Прошу обучающихся составить предложение и найти в них имена существительные.
- Рассмотрите рисунки. Какие живые существа и вещи (предметы) изображены на них? Какие из названных существительных отвечают на вопрос кто?, Какие – на вопрос что? (Обращаю внимание на постановку вопроса кто? или что?)
- Кто сидит за партой? (Ученик сидит за партой). У каждого ученика есть свое собственное имя. Давайте дадим имя нашему ученику (Сережа). Один из учеников записывает предложение на доске Серёжа сидит в классе за партой. Определите имя существительное (кто?) Сережа. Как мы записали слово Сережа? Почему? (имя). У всех людей есть собственное имя, у животных клички – они пишутся с большой буквы и относятся к именам существительным собственным. Собственное имя дается какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. Остальные имена существительные нарицательные.
- Сережа – имя существительное собственное. Имена существительные собственные пишутся с большой буквы. Имена, фамилии, отчества, клички животных, название городов, деревень, улиц, рек, гор, а так же произведения литературных произведений, кинофильмов, спектаклей – это тоже имена собственные.
По картинам дети составляют предложения с именами собственными и записывают на доске и в тетрадях. (Тетя Нина работает продавцом в магазине. Иванов Николай Иванович – комбайнер).
- Имена существительные «кошка», «улица», «город», «река», «дерево» и другие – нарицательные. Ими нарекли (назвали) однородные предметы.
IV. Физ.минутка с обучающим методом. Загадываю загадки. Дети жестами изображают повадки животных. Угадывают их, дают животным клички.

Глазище, усище, хвостище –
А моется всех чище. (кот Мурзик)

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (коза Майя)

Кто рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает (петух Петя)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (медведь Михаил Иванович)

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посредине спинка,
А на ней щитинка (свинья Авдотья)

Под полом скребусь,
А кошки боюсь (мышка Быструшка)
Запись слов с обозначением имен существительных собственных и нарицательных. Кот - нариц. Мурзик – собств., коза – нариц. Майя – собств. и т.д.
- О ком были загадки? (о животных).
- Животные всегда играли немаловажную роль в жизни человека. Их насчитывается приблизительно 2 миллиона вида. Еще с древних времен человек приручает животных, использует во многих сферах трудовой деятельности и искусства.
- Животный мир всегда имел огромную и важную роль для человека. Наши далекие предки, которые жили тысячи лет назад, и во многом их жизнь зависела от охоты и рыболовства. Мясо, которое было добыто, являлось одним из основных источников питания, из шкур делали себе одежу, кости шли на обработку, следующем служило оружием, которым и охотились и добывали рыбу. Из сухожилия готовили тетиву для лука, использовали её как нитки в качестве бытовой жизни. Изучив некую психологию диких зверей, древний человек сумел приручить некоторых из них. Самым первым животным домашним стала собака, которую потом использовали при охоте, она была главным помощником. Чуть позже появился домашний скот.
Давно уже известно, что кошки, например, обладают очень чутким чутьем на боль и всегда ложатся на больное место, как бы забирая всю негативную энергию с больного места. Отлично справляются с напряженностями и стрессовыми ситуациями. И стоит только взять кошку на руки, после тяжелого трудового дня и погладить, как от усталости нет и следа.
Нередко люди, держащие в доме животных, утверждают, что от своих питомцев они получают больше любви, чем от людей. Это может показаться преувеличением, но зачастую это оказывается так на самом деле. Домашние животные делают нашу жизнь яркой, незабываемой и заметно продлевают ее. Оказывают значительное воздействие не только на здоровье, но и на всю человеческую жизнь в целом.

V. Закрепление.

1. Игра. Дети поднимают руку, если слышат имена существительные собственные.
А) Солнце на парте,
Солнце на карте,
Солнце на Кате,
На Катином платье,
На Тоне,
На Тане,
На банке с цветами,
На Вале,
На Гале,
На классном журнале…
Солнце на Толике,
На подоконнике,
И у порога … солнца много!

Б) Подарили Пете книжку о ракете,
Прочитал Петя –
Подарил Свете,
Света – Мане,
Маня – Тане,
Таня подарила Ване …
Совершила книжка круг
И сказала: «Я Ваш друг»
2. Устно. Закончи предложение. Учительницу нашего класса зовут … . Директор нашей школы … . Мою маму зовут … . Найдите в предложении имена существительные. Учительница – имя существительное нарицательное, Вера Ивановна – собственное.
3. Работа по учебнику.
а) Чтение обучающимися правила. Стр. 89
б) (упр.228)
- Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
(На рисунке изображены девочки. Надпись: Это девочки. На следующем рисунке изображена одна девочка. Надпись: А это девочка Катя.)
- Задайте вопрос и найдите имена существительные. (Это кто? Девочки. У девочек есть имена? Значит существительное девочки – нарицательное. Это кто? Катя. Это имя девочки. Значит, существительное Катя – собственное.)
Следующий рисунок. Изображены коровы. Надпись: Это коровы. А это корова Милка.
- Скажите, какие существительные обозначают любой из названных предметов, а какие – определенный предмет?
в) Запись на доске предложений с указанием существительных собственных и нарицательных.
Это девочки. А это девочка Катя.
Это коровы. А это корова Милка.
4. Самостоятельная работа.
- Напишите имя, отчество, фамилию мамы, папы, бабушки, дедушки. Как мы будем писать имена существительные собственные? (С большой буквы)
Мою маму зовут …..
Подчеркни имена существительные собственные.
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Какие могут быть имена существительные? Приведите примеры имен существительных собственных? Нарицательных?
VII. Задание на дом. Упр.227. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать текст. Подчеркнуть существительные собственные). Каждый обучающийся читает по одному предложению и называет собственное имя существительное.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Nastia
Просмотров: 578 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА