Среда, 20:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок окружающего мира (4 класс окружающий мир ФГОС) по теме «Звёздное небо. Подвижная карта звездного неба.
04.12.2014, 12:20

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 9 имени В.Т.Степанченко города Ржева Тверской области

 


 

Урок окружающего мира

(4 класс окружающий мир ФГОС)

по теме

«Звёздное небо. Подвижная карта звездного неба.

 

 


 

Составили и провели:

Иванова Н.В. учитель физики,

Смолькова Е. Ю. учитель начальных классов


 


 

Ржев 2014год

Общедидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Знакомство с подвижной картой звездного неба проходит в два этапа:

1-ый урок – знакомство с подвижной картой звездного неба (теоретическая),

2-ой урок – лабораторная работа учащихся.

Тема: «Звёздное небо - Великая книга Природы. Подвижная карта звездного неба».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: ознакомление с устройством и использованием подвижной карты звездного неба. 

Задачи:

  • Дать понятие подвижной карты звездного неба. 

  • Научить находить созвездия на звездной карте.

  • Способствовать расширению кругозора учащихся.

  • Мотивировать учащихся на изучение карты звездного неба.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; 

коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; 

личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир» 4 класс; рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс; подвижная карта звездного неба (на парте).

 


 


 

Ход урока

  1. Организационный момент.

(учитель начальных классов)

- Ребята, я хочу прочитать отрывок из стихотворения Риммы Алдониной, а вы мне скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Вот над нами свод небесный

Закружился как живой!

Звезды нашей стороны,

Звезды южной стороны…

Я забыл про все на свете,

Я как будто видел сны!

Мчит созвездье Гончих Псов.

Мимо Лиры и Весов,

Бриллиантовый Пегас

Скачет по небу на нас,

Ковш огромный светится,

Но этот ковш – Медведица!

До сих пор со всех сторон

Где-то бродит этот сон,

Километров миллионы

И столетий миллион…

 

  1. Актуализация опорных знаний.

- С какой наукой мы с вами продолжаем знакомство?

- Поговорим о звездном небе.

(учитель физики)

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд – в котором кажется, невозможно разобраться.

Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были частично условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от нашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000.

Старейшие по названиям считаются созвездия зодикальные –пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец – было известно > 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.

У разных народов и в разное время был разный принцип деления.

Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.

18 век – Монголия – было 237 созвездий.

2 век – Птолемей – описано 48 созвездий.

15-16 век – период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссинга, изданном в 1829 году содержались 102 созвездия.

Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и ри сунков фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611- 1687, Польша), изданный в 1690 году и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки.

Путаница с созвездиями прекращена в 1922 году. Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году (пример Ориона).

Созвездия – область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

 

  1. Постановка учебной задачи

(учитель начальных классов)

- Какие виды карт вы знаете?

- Как вы думаете, а у астрономов есть карты?

- Звезды, подобно городам, имеют свое месторасположение.

- Предположите тему урока ………

- Цель урока ….. (ознакомление с устройством и использованием подвижной карты звездного неба).


 

  1. Физкультминутка.

(учитель начальных классов)

Над Землёю ночью поздней, 
Только руку протяни, 
Ты ухватишься за звёзды: 
Рядом кажутся они. 
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах, 
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, 
Если бросить в небо взгляд, 
Ты увидишь, словно гроздья, 
Там созвездия висят.

 

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

  1. Работа по теме урока.

(учитель физики)

1)- Подвижная карта звездного неба служит пособием для общей ориентировки по небу, и в частности для определения расположения созвездий относительно истинного горизонта. На карте изображены сетка небесных координат и основные созвездия, состоящие их сравнительно ярких звезд.

- Звездная величина – видимая яркость (блеск) звезды.

- В 1603 году Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие –α, затем β, γ и т. д.

Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (α Лиры), Сириус (α Большого Пса), Полярная (α М. Медведицы).

 

2) (обучающиеся работают вместе с учителем по карте звездного неба)

- Какой буквой обозначаются самые яркие звезды?

- Сколько таких звезд в каждом созвездии?

- Найдите α (Большая Медведица).

- Сколько звезд в этом созвездии?

- Сколько звезд созвездии Малая Медведица?

- Как на карте изображены звезды? ( В зависимости от блеска показаны кружками различных диаметров.)

- Границы созвездий отмечены тонкими пунктирными красными линиями, а наиболее яркие звезды в созвездиях объединены тонкими синими линиями в характерные конфигурации созвездий.

- Двойные и кратные звезды -  . Двойственность таких звезд может быть замечена при наблюдениях в небольшой телескоп или бинокль.

- Найдите двойные звезды.

- Как в условных обозначениях показаны диффузные туманности?(///) Где они находятся? Перечислите.

- В какой галактике мы живем? (Млечный Путь).

- Как вы думаете, где расположен Млечный Путь? (Голубоватой полосой изображен Млечный Путь).Найдите.

- Жирная синяя линия, проходящая вдоль Млечного Пути, через 00 – галактический (небесный) экватор.

- Точка «северный полюс мира» - центр звездной карты. Найдите.

- Какая самая яркая звезда?

- Где находится Полярная Звезда?

- Совпадают ли центр и Полярная Звезда? (Вблизи)

- Линия эклиптики – жирная красная линия. По эклиптике проходит движение Солнца. Найдите.

- Найдите точку пересечения экватора и эклиптики. (Точки весеннего и осеннего равноденствий).

- Точка весеннего равноденствия обозначается – γ гамма. Какого числа – день весеннего равноденствия?

- Противоположная точка - точка осеннего равноденствия. Какого числа – день осеннего равноденствия?

- Внутри небесного экватора расположена северная небесная полусфера и две небесные параллели оцифрованы числами +300 и + 600 –это Северное полушарие.

- Вне небесного экватора находится область южной небесной полусферы, и на ней показаны небесные параллели со склонением -300 и -450 –это Южное полушарие.

- Солнце движется по эклиптике.

- На обрезе карты имеется лимб дат с названиями месяцев года и календарными днями в их пределах.

- Карта позволяет определять вид звездного неба в интересующий нас момент времени и дату. Определим вид звездного неба 5 марта в 21 час по местному времени. Находим на внешнем крае карты дату 5 марта, а на накладном круге 21 час. Вращаем карту до тех пор, пока эти два числа не встанут друг против друга. В вырезе накладного круга получим вид звездного неба в интересующий нас момент времени.

- Какие созвездия видны в южной части неба? (Б. Пса, М.Пса, Ориона и т.д.)

Какие созвездия видны в северной части неба? (Лиры, Лебедя, Геркулеса и т.д.)

 

  1. Итог урока. Домашнее задание.

- Прочитать в учебнике «Сокровища Звездного неба», выполнить задания в Рабочей тетради (с. 11-13).

 

  1. Рефлексия.

 

-Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то нарисуйте голубую звезду.

-Если считаете, что все получилось , но что-то можно было сделать лучше, то нарисуйте жёлтую звезду.

-Если считаете, что многое не получилось, то нарисуйте красную звезду.

 

 

 

 

2 -ой урок.

 

Тема: Лабораторная работа «Подвижная карта звездного неба» 

Цель урока: применить на практике умения работать с подвижной картой звездного неба.

 

Демонстрационный материал: подвижная карта звездного неба.

 

Самостоятельная деятельность учащихся: выполнение заданий на контурной карте с помощью подвижной карты звездного неба.

 

Мировоззренческий аспект урока: формирование научного подхода к изучению мира.

 

Тема: «Звездное небо. Работа с демонстрационной подвижной картой звездного неба» (4 класс)

Упражнения с контурной картой звездного неба:

 

  1. Отметить синим цветом Млечный Путь.

  2. Жирной синей линией провести небесный экваторпроходящий через 0 часов.

  3. Жирной красной линией провести эклиптику.

  4. Красной ручкой отметить Полярную звезду.

  5. Заштриховать голубым цветом северную небесную полусферу.

  6. Заштриховать желтым цветом южную небесную полусферу.

  7. Обозначить знаком γ точку весеннего равноденствия.

  8. Обозначить знаком точку осеннего равноденствия.

  9. Перечислить созвездия, в которых есть двойные и кратные звёзды в северной небесной полусфере.

  10. Найти на карте и перечислить созвездия, в которых наблюдаются диффузные туманности.

Южная часть______________________________________

Северная часть ____________________________________

  1. Перечислить Зодиакальные созвездия, через которые проходит Солнце, двигаясь по эклиптике.

Южная часть______________________________________

Северная часть ____________________________________

  1. * Найти и отметить на эклиптике точку, в которой находится Солнце 10 октября.

  2. Определить вид звёздного неба 5 марта в 21 час по местному времени. (Находим на внешнем крае карты дату 21 марта, а на накладном круге21 час. Вращаем карту до тех пор, пока эти две цифры не встанут друг против друга. В вырезе накладного круга получим вид звёздного неба в интересующий нас момент времени). Выписать созвездия:

Южная часть______________________________________

Северная часть ____________________________________

 

 

 

 

Список литературы.

  1. А.А. Плешаков Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. http://prosv.ru

  2. А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2014.

  3. Я. И. Перельман Занимательная астрономия Издательство: Государственное издательство физико-математической литературы, 1958

  4. Е. Левитан Малышам о звездах и планетах. Издательство: Педагогика,1986

  5. wikipedia.org/wiki/Астрономия

  6. wikipedia.org/wiki/Звёздное_небо

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Ленка
Просмотров: 876 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА