Пятница, 12:59 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок обществознания "Что такое общество?"
27.12.2013, 12:50
Разработка урока обществознания в 10 классе
Автор: Марицкая Татьяна Валентиновна, учитель истории и обществознания МКОУ «Зуевская ООШ» Солнцевского района Курской области

Тема урока: Что такое общество?
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека» - отвечал философ…
Кто же есть человек? В чем его особенности?
О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.
1. Наука о происхождении человека.
2. Становление общества.
3. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
4. Становление культуры – неотъемлемая часть становление человека и человечества.
2. Новый материал.
Сегодня исследования процесса становление человека идут по трем главным направлениям.
Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
Уточняется общая теория антропогенеза – процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.
1) Становление общества.
«Что же было раньше – человек или общество?»,- такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
- Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
- Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
(На доске формируется схема)
Становление общества
Человек

Существо биологическое. Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

Первые коллективы – человеческое стадо:
• Непостоянный коллектив;
• Сходны с поведением высших социальных животных;
• Вместе охотятся;
• Воспитывают потомство.

Постепенное усложнение человеческого общества.
Факторы усложнения:
• Усложнение трудовой деятельности;
• Влияние обычаев;
• Система табу – запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
• Влияние тотемов.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству.

Переход к оседлому образу жизни.

Увеличение численности людей на земле, необходимость управления жизнью человеческого общества.
Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, наука, религия и другое. Все это передавалось из поколения в поколение.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
2) Социальная сущность деятельности.
Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласится с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и так далее.
Второе, деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Созидание Творчество Разрушение

Таким образом, деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления и силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый все выше стремится подняться по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и так далее.
Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, то есть что и как он делает.
Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность – это согласованные ради достижения какой–либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности – помощь другим людям, а нередко взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретения или потребление.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
3) Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
- Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек – самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но философа в большей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.
Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?
Человек весь соткан из парадоксов. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается ее подчинить себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней…
Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре. Человек единственное существо на Земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980)назвал человека самым эксцентричным созданием на Земле.
Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
Разве волки знают муки совести, а пчелы обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.
По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура.… Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.
В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», Артур Шопенгауэр – ее «дезертиром»…
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни – социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности – вот что отличает человека в окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура – это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
Культура – свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Река – это природа, канал – культура.
Кусок кварца – природа, наконечник стрелы – культура.
Стон природен, слово - достояние культуры.
Запах – природа, аромат и парфюм – культура.
Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Культура – это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время – арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
- Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
- Послушай притчу.
Богатый хозяин созвал себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство
приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше.
Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
- Как вы думаете, о чем повествует притча?
Этот щедрый хозяин – природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру – люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиваем ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
3. Итог урока.
- Укажите основные признаки понятия человечества?
- Что такое общество?
- В чем состоят особенности социальной памяти?
- Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Домашнее задание.
Выучить параграф 1, выполнить задания.

Самостоятельная работа.
Используя данные таблицы №1, выполните 1 задание.
1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечают на вопрос о том, что она изучает.
1. психология А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.
2. социология Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.
3. экономика В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
4. демография Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.
5. этнография Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания.
6. антропология Е. Отношение господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.
7. история Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества.
8. политология З. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

1 2 3 4 5 6 7 8


2. Тест.
1.Общество – это:
а) территория, на которой живут люди;
б) все население Земли;
в) Определенный этап исторического развития;
г) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.
2. Какое толкование термина «общество» неверно?
а) система;
б) географическая среда;
в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;
г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.
3. Обществом в широком смысле слова называется:
а) весь окружающий мир;
б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
в) группы людей, объединенных историческим прошлым;
4. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:
а) подчинением природы обществу;
б) взаимной независимостью природы и общества;
в) взаимным влиянием природы и общества
г) полным подчинением общества природе
5. Отношения между обществом и природой характеризуются:
а) исключительно благотворным влиянием человека на природу;
б) господством человека над природой;
в) Полной зависимостью общества от природы;
г) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.
6. Общество:
а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;
б) включает в себя природу в качестве подсистемы;
в) и природа не связаны друг с другом;
г) и природа существуют по одним и тем же законам.
7. Природа – это:
а) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;
б) все пространство вокруг человека;
в) то, что появилось благодаря труду.
8. Верны ли следующие суждения?
А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счете нужна человеку больше последней.
В. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.
а) верно только А.
б) верно только В.
в) верны и А, и В.
г) оба суждения неверны.
9. Вставьте слова вместо пропусков:
• _________________ среда – это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование.
• __________________________________ то, что окружает человека и создано им самим: города, предприятия, дороги, транспорт, предметы искусства, а также общество, общественные отношения.
Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Мастер
Просмотров: 2303 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 dasha200808   (21.02.2017 15:18)
Положительными элементами урока можно назвать активное общение учителя с ребятами с максимально полным использованием их словарного запаса, уважительные отношения межу преподавателем и учащимися, спокойная деловая обстановка. Была задействована доска (записана тема занятия, задания), использованы наглядные материалы, шло переключение внимания учащихся через различные формы деятельности на уроке. Ребята соблюдали учебную дисциплину, хотя периодически меняется состав учеников за партами (кто-то выходит и не возвращается, кто-то пропустил пол-урока, затем решил в нем поучаствовать).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА