Воскресенье, 05:53 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Урок литературы в 7 классе по теме «Край ты мой, родимый край…»
25.01.2014, 12:27
Учитель русского языка и литературы Наумова Ирина Евгеньевна

МОУ СОШ № 1 г. Аткарска Саратовской области


Урок литературы в 7 классе по теме «Край ты мой, родимый край…»

(русская природа в стихотворениях поэтов XIX века).


Тип: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством поэтов XIX века, продолжить формирование умений анализировать поэтический текст.
Задачи:

  1. помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов;

  2. учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;

  3. воспитывать любовь к родному краю и русскому слову через творчество родных поэтов.

Методы обучения:
-Объяснительно-иллюстративный; 
- Частично-поисковый.
 

-Проблемный


Личностные УУД. 
Формирование положительного отношения к учебной деятельности; 
Формирование представления о значении литературы и искусства в целом в жизни человека;
 
Формирование способности к самооценке.
 
Регулятивные УУД. 
В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи; 
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
 
Высказывание своих предположений;
 
Познавательные УУД. 
Формирование умения осуществлять анализ, сравнение;
 
Под руководством учителя осуществлять обобщение;
 
Строить высказывания в устной форме;
 
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД. 
Формулировать собственное мнение;
 
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.
 


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки для работы в группах, сопроводительные карты .

Презентация http://yadi.sk/d/TjEL6qdVG8QYt





Ход урока:

  1. МОТИВАЦИЯ

Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок литературы: вы со мной как с учителем незнакомы, я с вами как с учениками тоже незнакома. Так давайте познакомимся: меня зовут Ирина Евгеньевна, как вас зовут – я вижу (у учащихся на груди бэйджики с их именами).

- Пусть наш урок будет своеобразным учебным экспериментом, а чтобы он удался, нам нужно взаимно постараться.

- Чем же будем заниматься? Конечно же, общаться.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Ведь что-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим!

Вдруг будет интересно!

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Наш урок я предлагаю начать со слов С. Есенина «Ой ты, Русь, моя родина кроткая лишь к тебе я любовь берегу…» (эпиграф). (слайд 1)

- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа я взяла эти слова? О чем же сегодня пойдет речь?

(Ответы учащихся).

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

-Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, о произведениях, в которых отражена природа родного края. (Слайд 2). Давайте запишем в сопроводительных листах, которые находятся у каждого на столе тему нашего урока.

-Давайте посмотрим на слайд (3 без имен). Перед вами 3 портрета.

-Глядя на портреты можно сказать, что это наши современники?

(Ответы учащихся).

-Почему? (Образ, прическа, одежда)

- Да, ребята, вы правы, эти люди не могут быть нашими современниками. Это поэты XIX века. Вы знакомы с их творчеством, их произведениями. Может, кто-то узнал этих поэтов? Я напомню вам. ( Слайд 3 по щелчку открываются имена поэтов). Это Василий Андреевич Жуковский, Алексей Константинович Толстой и Иван Алексеевич Бунин. И речь сегодня пойдет о поэзии XIX века, и сегодня мы познакомимся с произведениями представленных поэтов, отработаем навыки выразительного чтения и анализа стихотворений, повторим выразительные средства литературы.

IV. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ

(Слайд 4). -Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки и вообще искусства в целом. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроению человека

- Авы все знаете, что такое пейзаж? (Пейзаж - в художественном произведении - описание природы. (Слайд 5))

От слова пейзаж произошло название жанра лирики – пейзажная.

- Скажите, пожалуйста, при помощи каких средств мы можем передать красоту природы? (ответы – слово, живопись, музыка)

-Можно ли объединить эти 3 вида искусства в единое целое? (Слайд 6)

(ответы учащихся).

-Давайте не будем торопиться отвечать на поставленный вопрос, а лучше проведем небольшой эксперимент. Но для этого нам необходимо вспомнить, какими выразительными средствами пользуются поэты, для создания картин природы.

(Повторение ранее изученного материала. Учащиеся дают определения выразительным средствам речи, затем следует самопроверка по эталону (слайд 7 )).

-Молодцы, ребята! А сейчас я посмотрю как на практике вы сможете применить ваши знания. Для того, чтобы поэт зазвучал для каждого из вас, поработаем в творческой «мастерской». (Слайд 8). Перед вами, ребята, ставится задача – работать вы будете по группам, анализируя разные стихотворения, но по одному плану, который представлен в ваших сопроводительных картах. Перед каждой группой находится ноутбук. Он вам понадобится для того, чтобы выполнить дополнительное задание к разбору стихотворения. ( Перед каждой группой ребят находится ноутбук, в который загружены картины природы известных художников (они же представлены в видеозарисовке слайда 9), для того чтобы подобрать подходящую картину к стихотворению). А чтобы погрузиться в работу нас будет сопровождать прекрасная музыка Г. Свиридова. На эту работу отводится 3 минуты.

-Вам, ребята, я предлагаю стихотворение Жуковского «Приход весны» (1 группа). Для ребят второй группы я приготовила стихотворение А.Толстого «Край ты мой, родимый край…». И стихотворение «Родина» я попрошу проанализировать ребят из 3 группы. (Все стихи читаются наизусть учителем).

(В это время на слайде 9 картины природы под музыкальное сопровождение).

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

РАБОТА В ГРУППАХ

Отчет первой группы по стихотворению В.А.Жуковского «Приход весны»

(слайд 10( со вторым щелчком открывается картина к стихотворению))

Дополнительные вопросы учителя:

-Какие приметы весны называет поэт? Найдите примеры олицетворения? Что значит «Лепет рощи»? (Лепечет ребенок. В стих. душа оживает – человек веселится.

-Какую картину вы подобрали к стихотворению и почему?

-В чём же своеобразие этого стихотворения?

-В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно


представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека


- В поэзии Жуковского природа соотносится с внутренней жизнью человека. Иногда она противостоит состоянию души человека, а иногда выражает прилив жизненных сил.

Отчет второй группы по стихотворению А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край». (слайд 11( со вторым щелчком открывается картина к стихотворению))


Дополнительные вопросы:

-Чем восхищается поэт? Что значит «Гой ты, Родина моя…»?

-Какую картину вы подобрали к стихотворению?

-Испокон веков славил народ свою землю, свой родной уголок, свою родину в пословицах и поговорках, восхищался ее необъятными просторами. Эту традицию сохранил и А.К. Толстой.

Отчет третьей группы по стихотворению И.А.Бунина «Родина».

(слайд 12( со вторым щелчком открывается картина к стихотворению))

Дополнительные вопросы:

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Какую картину вы подобрали к стихотворению?

-И. Бунин – известный русский поэт-пейзажист – чаще всего изображает безжизненную природу, в которой присутствуют стихийные силы.

ВЫВОД:

-Что объединяет эти стихотворения?

(Физминутка. Слайд 13).


VI. РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

(слайд 14) -А какие чувства у вас вызывает слово «Родина»?

Итак, мы убедились, что писатели посредством слова, художники- при помощи кисти, а композиторы своей музыкой стремились показать в своем творчестве красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к родине. Мы увидели, что в нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, полна спокойствия и раздолья, степенности и величия, но в каждом из нас пульсирует любовь еще и к своей малой родине, к своему краю. Вот как об этом сказал наш земляк Ю. Анненков (слайд 15) «Мне дорога Аткарская земля- клочок родной большой Российской суши..». Вашему вниманию я хочу представить его стихотворение.

Горжусь гражданством я Аткарским,

Люблю природу посещать.

В лесу бываю Емельянским,

В сосновой роще чтоб гулять.


Уже замечен был давно

Тот факт, о нем и говорится.

В сосновых рощах так светло,

Шагов за сто вглубь видно птицу.


Растут фиалки, клевер, кашки,

Шалфей, пустырник край лугов.

А вдалеке цветут ромашки

С открытым взглядом глаз-цветов.


В пределах избранных границ

Простор, где тесно дружит с бумом.

Летят со свистом стайки птиц

И разлетаются вдруг с шумом.


А облака, как корабли

Плывут по небу группой тощей.

Тепла потоки от земли

Вверх поднимаются над рощей.

СОЗДАНИЕ КОЛЛАЖА.

-И раз уж мы с вами находимся в творческой мастерской, то давайте создадим тот «клочок родной большой Российской суши…», о котором упоминает наш поэт-земляк. Для этого мы используем коллаж. (Слайд 16) (На слайде определение: Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем накладывания на какую-либо основу предметов, материалов, фрагментов.)

(Слайд 17) -За основу нашего коллажа я взяла 3 картины, с которыми вы сегодня уже познакомились. Предлагаю выбрать наиболее яркие фрагменты с представленных картин, которые будут отражать всю красоту нашего родного уголка природы, представленного в стихотворении.

(Слайд 18). Предлагаю взять за основу первую картину. А что мы можем взять из картины «Сосновый бор»? Вам не кажется, что именно об этих соснах пишет Анненков? А вспомните, что автор говорит о небе, птицах? Третий фрагмент возьмем из третьей картины.

-Давайте посмотрим, что из этого у нас получилось (на слайде 19 коллаж (прикрепляла музыку Чайковского).

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

-А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, который я ставила перед вами в начале урока (Слайд 20) «Можно ли объединить 3 вида искусства в единое целое?» и ответим на поставленный вопрос.

-Очень приятно было работать с вами, но урок подходит к концу, и мне хотелось бы услышать, что же вы для себя взяли с нашего урока.

-С какими произведениями и каких авторов познакомились мы на уроке?

-Какая главная идея связывает все произведения, рассмотренные на этом уроке?

-Какие чувства воспитывают эти стихи в каждом человеке?

Работа с карточками. Отразите свое отношение к уроку. Укажите стрелками свои ощущения.



VIII. ОЦЕНКИ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы, ребята!(Оценки)

Домашнее задание. (слайд 21)



  1. Выучить наизусть любое из представленных в учебнике стихотворений наизусть ( стр. 313-316)

  2. *

  • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся стихотворению

  • Написать сочинение-миниатюру на тему «Родной уголок природы»

  • Сочинить стихотворение, отражающее красоту родного края.



- Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь, которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения (по А.Экзюпери).

(«ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ РОСКОШЬ – ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» Антуан де Сент Экзюпери).


Литература:

  1. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. Автор-составитель В.Я. Коровина. М. : Просвещение, 2008.

  2. Словарь литературоведческих терминов http://slovo.yaxy.ru/61.html

  3. http://gallerix.ru/album/200-Russian - картины русских художников.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 2357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА