Четверг, 06:45 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Учебное занятие: Математика (1 класс)
05.03.2015, 08:45

Бессонова Ольга Викторовна, учитель

МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»

 

Учебное занятие: Математика (1 класс)

 

Тип урока: открытие новых знаний

 

Тема урока: Задача

 

Основные цели:

1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.

2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.

 

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся распознавать задачу среди предложенных текстов; называть части задачи; записывать решение задачи; оценивать результаты своей работы.

 

Демонстрационный материал:

1)​ слайдовая презентация

2) таблички:

 

 

3) карточки с цифрами и знаками действий

Раздаточный материал:

карточки на пробное задание в конвертах для учащихся:

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) коммуникативные УУД: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;

2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями.

Организация учебного процесса на данном этапе: (слайд 1)

​ Наш друг Смайлик пришёл в гости к нам на урок, он поможет нам сегодня открыть новые знания в математике.

​ Хотите быть первооткрывателями неизведанного в стране под названием «Математика»?

​ С чего должны начать работу? (С повторения.)

​ Что же будем повторять? (То, что нам пригодиться сегодня на уроке.)

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель:

1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.

Организация учебного процесса на данном этапе:

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме

1) Тренинг вычислительного навыка.

​ Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.

​ Назовите последующее число 8.

​ Расскажите все, что знаете о числе 9.

2) Актуализация взаимосвязи части и целого.

Учитель открывает на слайде геометрические фигуры (слайд 2):

​ На какие части можно разбить фигуры на рисунке? (По цвету, по форме)

​ Составьте все возможные равенства.

​ Сколько всех фигур?

​ Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)

​ С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)

​ Расскажите по числовым отрезкам (слайд 3): что является частью, а что целым? (5 и 4 – это части, а 9 – целое)

​ Составьте всевозможные равенства (учащиеся составляют на доске равенства, используя счётные карточки с цифрами и знаками действий)

​ Узнаем у Смайлика, правильно ли мы выполнили задание (слайд 4)

3) Составления выражения по рисунку. (слайд 5)

Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков

​ Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько березок.)

​ Почему? (Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)

4) Пробное действие.

Познавательные УУД: уметь ориентировать в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 

​ Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)

​ Откройте конверты, достаньте карточки.

Учащиеся достают карточки из конвертов, аналогичные карточки учитель открывает на слайде (слайд 6)

- Я предлагаю поработать в парах. Каковы правила работы в парах знаете? (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

​ Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.

​ Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)

​ Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)

​ Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

​ Итак, прочитайте, что у вас получилось

Учащиеся читают составленные тексты задач. Проверяется задание на слайде (слайд 7)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на данном этапе:

Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

 

​ Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)

​ Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)

​ В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе:

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других

​ Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?

Учащиеся отбирают карточку условием. Прочитайте текст, записанный на карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)

​ То, что нам известно – это условие. (слайд 8, анимация 1)

​ Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)

​ Найдите эту карточку. Прочитайте текст.

​ То, что вы должны найти – это вопрос. (слайд 8, анимация 2)

​ Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)

​ Назовите их? (Условие и вопрос.)

​ Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши (работа в тетрадях)

​ Проверьте. (слайд 9, анимация 1-6)

​ Как ответить на вопрос задачи? (чтобы узнать целое, нужно части сложить)

​ Какие части нужно сложить? (4 и 2) (слайд 9, анимация 7)

​ Это выражение к нашей задаче (слайд 9, анимация 8)

​ Найдите его значение? (4+2=6) (слайд 9, анимация 9)

​ Это решение задачи (слайд 9, анимация 10)

​ Итак, решили ли вы задачу? (Да.)

​ Прочитайте вопрос задачи.

Один из учащихся читает вопрос к задаче.

​ Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.) (слайд 10, анимация 1)

​ Это ответ задачи. (слайд 10, анимация 2)

​ Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)

​ Что вам помогает решить задачу? (Выражение, решение и ответ)

​ Рисунок задачи может заменить схема (слайд 11)

​ Что можно узнать из схемы? (условие и вопрос)

​ Найдите в схеме условие, назовите.

​ Найдите в схеме вопрос.

​ Удобно ли пользоваться схемой?

Учитель располагает на доске таблички со словами: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на данном этапе :

Познавательные УУД: уметь распознавать задачу

​ Что нового мы узнали? (И каких частей состоит задача, как решать задачу)

​ Вспомним сегодняшнюю задачу ещё раз, назовите, что помогает решать задачу (слайд 12, анимации 1-3)

​ Работу над задачей можно представить в виде домика (слайд 13)

​ Найдите в учебнике на странице 44 задание №2. Что нужно выполнить? (Найти названия частей задачи)

​ Найдите пары частей задачи (в учебнике):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)​ Работа в парах

Коммуникативные УУД: уметь работать в парах. Личностные УУД: взаимопомощь

 

​ Найдите в учебнике № 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решённую задачу)

​ Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)

​ Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой - 2 яблока. Сколько яблок на

двух тарелках?)

​ Определите части задачи. Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на

другой 2 яблока.)

​ Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)

​ Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)

​ Какое составлено выражение? (5 + 2)

​ Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить)

​ Что еще вы не назвали? (Решение и ответ)

7. Самостоятельная работа

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.

Организация учебного процесса на данном этапе:

 

Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

​ Найдите № 4 на странице 45. Составьте задачу (слайд 14)

​ Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.

​ Проверим правильность решения (слайд 14, анимация 1)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи)

Организация учебного процесса на данном этапе:

Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

 

​ Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.

​ В чем возникали трудности на уроке?

​ Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха (слайд 15). На какой ступеньке вы нарисовали бы себя и почему? (Ответы учащихся: «Я справился со всеми заданиями и всё понял, поэтому я нарисую себя на верхней ступеньке…», «Я не совсем понял новое знание, поэтому я нарисую себя на нижней ступеньке…», «Я понял новое знание, но не всегда справлялся с заданиями, поэтому нарисую на 3 ступеньке…»)

Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: способность к самооценкке.

 

У учащихся на партах лежат «лесенки успеха», на которых рисуют человечка.

​ Не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось сегодня, завтра мы повторим открытое сегодня знание, и у вас всё получится. Все старались и поэтому все молодцы!

 

Список использованных источников

 

1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по математике: 1 класс. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2012. – 400с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 978 -5- 408-00714-1.

2. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 2. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Ювента, 2012. – 64с: ил. – ISBN 978-5-85429-481-2.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: ОльгаВикторовна
Просмотров: 432 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 fraupetrovan2017   (22.12.2016 19:06)
Структура занятия составлена правильно и поэтапно. Данное мероприятие предполагает решение коррекционных задач разного уровня. В ходе занятия они были реализованы в полной мере. Для этой категории детишек очень важны интегрированные занятия с несколькими специалистами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА