Среда, 07:20 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Тема урока: «Вулканы Земли»
01.12.2014, 10:19

Тема урока: «Вулканы Земли»

Подготовила:

 

Лунякова Татьяна Сергеевна – ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» Ивановской области

 

 

 

 

 

Должность

Учитель географии и  биологии

 

Предмет

природоведение

 

Класс

5

 

Тема

Вулканы Земли.

 

 

Базовый учебник

А.А.Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011

Тип урока -  Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

 

          Цель  урока   -  организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению, первичному    запоминанию новых знаний о вулканах.

          Задачи:

- образовательная:  формирование представления у учащихся  о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов; выявить районы вулканизма;

                        

- развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями; развивать память, воображение, логическое мышление; развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.

 

- воспитательные:   воспитывать любовь и уважение к природе Земли.

 

Формы работы  с учащимися   -   фронтальная,  в парах, индивидуальная   

 

Необходимое техническое оборудование: атласы, настенная карта полушарий, схема строения вулкана, макет вулкана, компьютерные установки.

 

Логика учебного занятия:

Мотивация  →               проверка домашнего задания →  актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия  →   организация осмысления  →   первичная проверка понимания →   организация первичного закрепления  →  анализ  →   рефлексия.

 

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД.

1

Организационный этап

- Подготовка учащихся к работе на уроке,

- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для работы на учебном занятии;

- психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.

 

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

 

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников;

 

Регулятивные УУД:

 формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

2

Проверка домашнего задания

 

 

Давайте вспомним, что такое землетрясение, почему оно возникает и  что называют очагом и эпицентром землетрясения. 

Для этого я предлагаю вам, ребята, разгадать небольшой кроссворд. (Приложение 1)

 

 

 

3

Актуализация субъектного опыта учащихся

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, формулировка ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта учащихсяся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

 

Сообщение темы урока;

- формулирование целей урока вместе с уч-ся;

- показ соц. и практической значимости изучаемого материала;

- постановка перед уч-ся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся:

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок.

 «Гора Везувий, — говорит он, — имеет очень обильный источник огня. Прежде верхушка этой горы была одинаковой высоты во всех своих частях. Огонь никогда не обжигал ее внешнего склона, а те части горы, которые находились в середине, настолько пожирались им и превращались в пепел, что вся внутренняя часть ее с течением времени была истреблена, осела, сделалась вогнутой и получила форму амфитеатра. На вершине Везувия сначала было много деревьев и виноградников, а потом вся внутренняя окружность его выпускала пламя, так что ночью из нее исходил свет».(Слайд 1)

Ребята, о каком природном явлении говорится в отрывке? (о вулкане)

Правильно, так греческий историк Дион Кассий в 66й книге своей Римской истории (издание Реймаруса) дает нам описание начала извержения вулкана  Везувий.

Что в отрывке исторического произведения навело вас на эту мысль?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем дату и тему урока «Вулканы». (Слайд 2)

 

- А для чего это нам нужно знать, с какой целью мы будем изучать эту тему?

Чтобы иметь представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Иметь представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Знать, почему вулканы – это грозное явление природы.

Таким образом, мы будем работать по плану:

1. Что такое вулкан.

3. Строение и образование вулканов.

4. Классификация вулканов

5. Значение вулканов в жизни человека.

(Слайд 3)

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую докладчиком и учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

 

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

 Прежде чем дать понятие вулкану, обратимся к мифам и легендам Древней Греции.

 Сообщение учащегося

Древние народы считали, что извержение вулкана- это великий гнев богов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземноморской области. В глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста – гора Этна, на острове Сицилия. Этна (высота – 3236 м) бушевала 130 раз. У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как бога огня.(Слайд 4)

Что же такое Вулкан?

 

-Как вы можете сформулировать понятие?

Вулкан – это…….

 

Определение вулкан.

 

Наука о вулканах – вулканология. Специалист по вулканам – вулканолог. Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:

- предсказать извержение;

- изучить внутреннее строение земли;

- узнать об образовании полезных ископаемых.(Слайд 5)

 

Рассмотрим строение вулкана.

 

 Любой вулкан состоит из 3 составляющих: конуса, кратера ,жерла и очага магмы.

Термины.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

 

- Как вы думаете, как образуется конус?

(Конус нарастает постепенно. Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему выливается второй слой и.т.д. И получается слоистый конус.)

Кратер – отверстие на вершине вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

 

На макете вы увидели только конус и кратер. Вы видите жерло? Почему? Рассмотрим, что находится внутри вулкана.

  

Схема внутреннего строения вулкана.

Жерло – канал, по которому поднимается магма.

Магматический очаг – зона под вулканом, где накапливается магма.

Магма – расплавленная (жидкая) порода в недрах Земли, состоящая в основном из расплавленных минералов, растворенных газов и воды.

Лава – изливающаяся на поверхность магма. Температура 750-1250 С. Скорость течения 300-500метров в час.(Слайд 6,7)

Предлагаю вам следующее задание. Перед вами изображение вулкана и карточки с терминами. Каждой группе необходимо распределить эти карточки по данному изображению (Приложение 2)

 

А как вы думаете, что служит причиной извержения вулкана?

Извержение начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы и она устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность. Иногда очень вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Однако через некоторое время давление снизу выталкивает ее, происходит сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб - вулканических бомб

 

Демонстрация извержения вулкана.

 

Обратимся к учебнику. Ребята, прочитайте и ответьте на вопрос: какой формы бывают вулканы?

Чем они отличаются друг от друга.

- Вулканы бывают: конические, щитовые.(Слайд 8)

3. Классификация вулканов. Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в “ранней молодости”, но, быстро исчерпав запас сил, потухают.

– Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Составим схему. Кто может ответить, чем отличаются действующие вулканы, потухшие  и уснувшие. Перед вами схема, дополните пожалуйста ее, выбрав правильное определение того или иного вида вулкана. (Приложение 3)

http://festival.1september.ru/articles/623018/img1.gif

(Слайд 9)

Познавательные УУД:

Научатся - строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловому восприятию познавательного текста, проводить наблюдения.

Коммуникативные УУД:

Научатся – формулировать собственное мнение и позицию;  воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с заданием и выполняют задания

 

Чтобы картина о видах вулканов была полной, предлагаю вам следующее задание. Нанести на контурную карту действующие вулканы мира, а затем показать их на физической карте мира.

 

Физкультминутка «Вулкан»

Стихотворение / Движения

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят» (Слайд 13)

А теперь посмотрим, как же в действительности происходит извержение вулкана. Предлагаю вам посмотреть отрывок фильма о различных видах вулканов

Не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.

- Как вы думаете почему? Приносят ли вулканы, какую-нибудь пользу?

Какими бы разрушительными ни были последствия извержений вулканов, человек умудрялся извлекать пользу из них. Горные породы, например базальт, природное стекло обсидиан, руды и даже некоторые драгоценные камни – образуются благодаря вулканам.

(Демонстрация магматических горных пород)                                              

Лаву и различные вулканические породы используют для строительства домов и дорог, а некоторые древние вулканы служат крупными источни­ками серы и других ценных минералов.

После извержения остаётся много пепла – очень плодородных почв, дающих хороший урожай. Даже лавовые потоки легко выветриваются, и через несколько лет на них возделываются тропические фруктовые сады. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми.

 

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;

 

Личностные УУД:

 формируем интерес к предметно-иссле­довательской   деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Познавательные УУД:

формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

5

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.  

Фиксируют информацию

- Информация о д/з;

- мотивирование выполнения д/з;

- инструктаж по выполнению д/з;

- проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий:

Написать сочинение на тему «Как я стал свидетелем извержения вулкана»

 

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

6

Этап закрепления  изученного

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.  

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания

 

- Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний  и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

- закрепление методики изучения нового материала;

- закрепление методики ответа при очередной проверке знаний.

Чтобы определить, как вы поняли тему, поиграем в игру «Глухие телефоны». На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить, например кратер, жерло, лава, магма.

 

7

Этап обобщения и систематизации

1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.

2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.  

Знакомятся с заданием и выполняют задания

 

- Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

- Что такое вулкан?

- Какие части имеет вулкан?

- Какие бывают вулканы?

- Почему вулканы называют грозным природным явлением?

 

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД: понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение

8

Этап подведения итогов учебного занятия

 Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

Фиксируют выводы

Проводят самооценку и взаимооценку

Подведение итогов учебного занятия  

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать свою работу и работу одноклассников

9

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.  

Итак, мы заканчиваем наш урок. Подведем итоги. Ребята, посмотрите на экран.

"Рефлексивный экран" 

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

(Слайд 14)

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Lunyakova
Просмотров: 335 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА