Вторник, 11:52 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Тема: «Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся через применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения школьнико
02.02.2015, 07:42

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,

ТУРИЗМА И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Тема: «Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся через применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения школьников хоровому пению»

Автор проекта:

концертмейстер МБОУ ДОД

«Федоровская ДШИ»

Булгакова Виктория Владимировна

г.п. Федоровский

2014 г.

Краткая аннотация проекта

Цель данного проекта – развитие музыкальных и творческих способностей учащихся через применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения школьников хоровому пению.

Представляемый проект направлен на поиск и определение путей обучения школьников певческому искусству в совместной деятельности педагога, учащихся и концертмейстера на основе здоровьесберегающих технологий в ДМШ, ДШИ.

В проекте задействованы учащиеся 3 - 7 классов фортепианного отделения МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ», преподаватель хоровых дисциплин, концертмейстер.

В основе реализации проекта лежит модифицированная образовательная программа «Коллективное музицирование (хор)».

Обоснование необходимости проекта

Проблема всестороннего развития и воспитания школьников, а также сохранения их здоровья всегда была и остаётся важнейшей государственной проблемой.

Несколько лет назад я обратила внимание на тот факт, что с каждым набором в школу приходит всё больше детей с отклонениями в здоровье. Это является серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.

Анализ передового опыта, как и специальные исследования, говорят о больших возможностях пения. Ученые и педагоги (Ю.Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, Г.П. Стулова, Л.Г. Дмитриева, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов) единодушны во мнении, что пение является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Оно доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Хоровое пение - наиболее доступный вид творчества и идеальное средство освоения того пласта культуры, который несет в себе глубокие нравственные и эстетические ценности. Целенаправленное и организованное музыкальное развитие стимулирует целостное, разностороннее развитие ребенка: интенсивно формируется эмоциональная сфера, совершенствуются различные виды мышления (образное, аналитическое), воспитывается особая восприимчивость к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное развитие стимулирует и расширяет мир эмоций, интересов, вкусов детей, способствует их приобщению к музыкальной культуре, а через нее - к общечеловеческой, глубинной духовной культуре.

Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение как целенаправленный и организованный процесс, хорошо продуманный и педагогически, психологически, методически грамотно реализованный педагогом, оказывает разнообразное оздоравливающее воздействие на детский организм. Пение содействует развитию дыхательных мышц, благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости; способствует формированию и укреплению «мышечного корсета» ребенка. Для детей всех возрастов занятия в хоровом классе – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности.

Однако, не смотря на актуальность темы здоровьесбережения в музыкальном образовании, теоретическому обоснованию здоровьесберегающего подхода и его практической реализации в современных методиках и технологиях вокального образования школьников не уделяется достаточного внимания. Этот аспект позволил выделить ряд противоречий:

​ между обоснованностью здоровьесберегающего подхода к образованию школьников в педагогике и психологии и малой разработанностью в педагогике музыкального образования;

​ между необходимостью внедрения здоровьесберегающих технологий в обучении школьников хоровому пению и отсутствием конкретных методик и технологий их реализации.

Приведенные противоречия выявляют проблему исследования, которая заключается в поиске и определении путей помощи преподавателя и концертмейстера в обучении школьников хоровому пению на основе здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного музыкального образования.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта состоит в развитии музыкальных и творческих способностей учащихся через применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения хоровому пению.

В соответствии с  поставленной целью работы сформулированы следующие задачи:

​ изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме;

​ внедрить в работу новую модифицированную учебную программу «Коллективное музицирование. Хор».

​ разработать и апробировать целостный, системно применяемый комплекс приемов, упражнений (включая дыхательные), направленный на формирование певческой культуры и, одновременно, осознанно ориентированный на оздоровление организма обучающегося;

​ создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;

​ развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;

​ выявить динамику уровня певческого развития, состояния здоровья и  психологического состояния учащихся через диагностические методы анкетирования, педагогического наблюдения, статистические данные.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, и для которых данный опыт предназначен, являются учащиеся 3 - 7 классов фортепианного отделения МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ» (хор «Камертон» - 40 человек, возраст 9-14 лет), преподаватель хоровых дисциплин, концертмейстер.

Объектом воздействия являются музыкальные и творческие способности учащихся.

Предмет проекта: участие концертмейстера в процессе развития музыкальных и творческих способностей учащихся через применение здоровьесберегающих технологий при обучении школьников хоровому пению.

Основное содержание проекта.

Достижение цели и решение задач проекта осуществляется в три этапа.

Этапы реализации педагогического проекта:

Этапы

Цель

Форма работы

Содержание

Ответств.-е

Сроки

I этап

Организационный

​ Изучение литературы по данной проблеме.

​ Накопление методического материала.

​ Определение цели, задач реализации проекта.

​ Самообразование.

​ Самоанализ.

​ Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в учебном процессе.

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Данилова Ю.А. - преподаватель хоровых дисциплин,Булгакова В.В.-концертмейстер.

Январь-май 2010 года.

II этап

Практический

Создание методических разработок для реализации проекта.

​ Создание модифицированной учебной программы «Коллективное музицирование. Хор».

​ Создание и внедрение в работу комплекса приемов и методов использования здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором.

​ Предварительная, промежуточная и итоговая диагностика уровня заболеваемости учащихся, эмоционального состояния и самочувствия, основных мотивов учебной деятельности, певческого развития.

​ Самообразование.

Открытые уроки, творческие площадки, консультации.

Участие в концертах, фестивально-конкурсной деятельности.

Разработка инструментария диагностики и измерителей процесса.

Данилова Ю.А. - преподаватель хоровых дисциплин, Булгакова В.В. - концертмейстер

Сентябрь 2010-май 2012 года.

III этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности.

​ Создание методических рекомендаций и пособий.

Анализ, обобщение полученных результатов, подведение итогов.

Булгакова В.В.-концертмейстер

Сентябрь 2012-январь 2013 года.

I этап – организационный (рассчитан на период январь-май 2010 г.).

На этом этапе были изучены и проанализированы: теоретические основы вокальной педагогики (Д.Л. Аспелунд, B.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, В.П. Морозов и др.); различные теории развития детского голоса (В.А. Багадуров, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и др.); концепции здоровьесберегающих методик обучения певческому искусству (A.M. Егоров, B.C. Кантарович, И.И. Левидов, С.Н. Трофимова),методические разработки и практические рекомендации концертмейстеров Н. А. Угрюмовой, Ю.М.Свистун, Е.П.Куприяновой.

Обобщался педагогический опыт в области вокальной педагогики и концертмейстерского искусства с целью обеспечения методологической основы исследования; формулировались тема, цель, задачи, гипотеза исследования. Выбраны новые методы и средства обучения.

Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Здоровьесберегающие технологии способствуют развитию творческой индивидуальности школьников и, одновременно, являются способом реализации личностно-ориентированного обучения. Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности. Благодаря исследованиям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки на организм человека, можно считать твердо установленными следующие факты:

​ музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

​ музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом;

​ как ритмический раздражитель, музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере;

​ музыка повышает и понижает мышечный тонус;

​ восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует появление эмоций;

​ музыка улучшает вербальные и арифметические способности;

​ музыка стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление.

Музыкотерапия становится признанной наукой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения неврозов, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Мои задачи, как концертмейстера хорового коллектива, – создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья учащихся; развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии; совместно с педагогом внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики учащихся и их комфортного состояния в образовательном процессе.

II этап – практический (рассчитан на период сентябрь 2010 г. - май 2012 г.).

Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, Даниловой Ю.А., руководителем хорового коллектива, в котором я работаю концертмейстером) была разработана новая модифицированная образовательная программа «Коллективное музицирование (хор)», на основе которой построено данное исследование.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях детской школы искусств расширить возможности образовательной области «Хоровое искусство»;

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;

- предполагает включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, в комплексе с музыкальным сопровождением концертмейстера;

- примененяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- песенный репертуар с помощью концертмейстера подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности детской школы искусств.

В процессе адаптации программы «Коллективное музицирование (хор)» стало очевидным, что для достижения цели моего проекта необходимо разработать и апробировать целостный, системно применяемый комплекс приемов, упражнений (включая дыхательные), направленный на формирование певческой культуры и, одновременно, осознанно ориентированный на оздоровление организма обучающегося (Методический комплекс «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором»).

В данный комплекс были включены следующие приемы и методы:

​ оздоровительный массаж

​ различные виды дыхательных упражнений

​ артикуляционная гимнастика

​ музыкально-игровая деятельность

​ вокалотерапия

​ логоритмика

​ ритмотерапия

​ фольклорная арт-терапия

​ улыбкотерапия

Оздоровительный массаж включает в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит скопление слизи во время насморка.

Различные виды дыхательных упражнений. Исследования профессора В. П. Морозова показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата. Поэтому, прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать!

Среди разнообразных видов дыхательных упражнений особое внимание уделяется освоению навыков брюшного и межреберного типа дыхания как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс специально подобранных упражнений для органов артикуляции, направленных на исправление недостатков произношения. Артикуляционная гимнастика имеет большое значение для формирования правильного звукопроизношения и для коррекции неправильно произносимых звуков.

Музыкально-игровая деятельность. Один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.

Вокалотерапия. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

Логоритмика. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наи​более благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двига​тельные паузы просто жизненно необходимы для детей школьного возраста. Кратковременные физические упражнения под му​зыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообраще​ние и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отде​лов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Музыкально-ритмические упражнения способствуют эмоциональной разрядке, снятию умственной перегрузки и утомление на занятиях.

Фольклорная арт-терапия. Использование народной песенной педагогики в качестве средства укрепления психического и физического здоровья детей в рамках школьных уроков обосновано в работах Л. С. Брусиловского, А. Левшинова, Л. В. Шаминой, Э. Берна, Д. И. Латышиной, Е. Б. Плотниковой, проверено и в науке, и на практике.

Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Второй этап исследования проводился в форме практической работы с детьми.

Деятельность этого этапа я основывала на следующих принципах:

​ систематичности и последовательности;

​ единства слуховой и мыслительной деятельности школьников;

​ доступности музыкального материала и теоретических знаний;

​ целостности восприятия.

Во втором периоде исследования были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический. А так же:

​ методы стимулирования музыкальной деятельности, для создания эмоциональной атмосферы на занятиях;

​ метод сравнения, для развития более тонкого восприятия музыки;

​ метод создания игровой ситуации, который делает образные представления яркими, побуждает детей мыслить, фантазировать;

​ метод эмоционального воздействия, для обогащения впечатлений учащихся;

​ метод создания ситуаций успеха, помогающий учащимся создать обстановку раскованности, непринужденности, уверенности в своих силах.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: vika9401969mail-ru2015
Просмотров: 420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА