Суббота, 09:27 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Тема : -Н- и –НН- в различных частях речи
02.05.2014, 20:02

Разработка конспекта повторительно-обобщающего

урока русского языка

в 11 классе по теме «-Н- и –НН- в различных частях речи»

с учетом требований стандарта второго поколения

 

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 6»

городского округа г. Фролово

Разуваева Наталия Викторовна

 

Архив полной версии материала

Тема : -Н- и –НН- в различных частях речи

Планируемые результаты:

предметный результат: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть приемами применения орфографических правил «Н и НН в различных частях речи»; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

метапредметный результат: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение вести самостоятельный поиск информации; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, повторительно-обобщающий материал (таблица «Н и НН в различных частях речи»), раздаточный материал (тексты для самостоятельной работы), орфографические словари.

Ход урока

Организационный момент

Слайд 2-3

- Перед вами слова. Распределите их на группы. Объясните свой выбор.

Агитационный, торжественно, кожаный, искренне, соломенный, соловьиный, прочитаны (книги), запутанный, некошеный, законно.

- Проверьте себя по образцу. (На слайде № 1 показаны варианты группировки слов: по частям речи и по написанию –Н- и -НН-)

- Объединение по какому признаку может приблизить нас к объяснению правописания -Н- и –НН- в предложенных словах?

- Вызовет ли у вас затруднение объяснить правописание -Н- и –НН- в каждом слове?

- Какую орфограмму мы должны сегодня повторить, обобщить, отработать?

- Записываем тему.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Целеполагание,

Контроль в форме сличения с эталоном

Анализ объектов с целью выделения признаков

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подготовка к обобщению понятий, правил

4-6 слайд Экспресс-опрос.

Верно ли утверждение? (да или нет)

- Верно ли, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-, -ОНН-, -ОВА-(-ЕВА-)?

- Верно ли, что прилагательные и причастия могут иметь полную и краткую форму?

- Верно ли, что прилагательные, причастия, наречия имеют категорию вида?

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

 

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Обобщение понятий и правил, определение их роли в речи

Слайд 7

Работа с таблицей

- У каждого из вас на столе таблица «-Н- и -НН- в различных частях речи», у меня она в электронном виде на доске. Рассмотрите ее внимательно. Вы видите, что она с пустотами. Сейчас нам предстоит, выполняя задания, делать выводы и заполнять таблицу. Я предлагаю вам самим выбрать для себя форму работы индивидуальную или групповую. Работаем по инструкции (деление на группы).

Прилагательное

1. Образуйте от существительных прилагательные по образцу. Выделите суффиксы. Проанализируйте данное языковое явление. Сделайте вывод.

кожа – кожаный, песок, рожь;

барабан – барабанный, ураган, карман;

глина – глиняный, вода, жесть;

болезнь – болезненный, утро, число;

традиция – традиционный, станция, лекция.

- Заполните соответствующие графы таблицы, приводя примеры (+ слова-исключения).

- Обратите внимание на правописание кратких прилагательных. Приведите 2 своих примера.

Причастие

2. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия с приставками и без и отглагольные прилагательные по образцу. Проанализируйте данное языковое явление. Сделайте вывод.

Белить – выбеленный- беленный известью- беленый ; вязать, жарить, пахать.

- Заполним соответствующие графы таблицы, приводя примеры.

- Обратите внимание на правописание кратких причастий. Приведите 2 своих примера.

Наречие

- Дополните графу таблицы «Наречие».

Словарные слова

В русском языке много слов, которые не подчиняются данным правилам. Их правописание нужно запомнить. Впишите в таблицу данные слова, распределив их на 2 группы (-н- и –нн-). В случае затруднения проверяйте себя по орфографическому словарю:

Свяще…ый, багря…ый, ю…ый, неслыха…ый, жела…ый, сви…ой, зеле…ый, невида…ый, еди…ый, кова…ый, жева…ый, ю…ость, гости…ица, пута…ник, труже…ик.

- Проверьте себя по образцу на доске.

- Озвучьте таблицу полностью.

Слайды 8-13

Распределите слова на две группы: -Н- и –НН-. Докажите свой выбор.

Особенно, серебряный, моченые, журавлиное, игрушка сломана, вытканная, желанный, жаренный в масле, распаренные, раненый, истолченный в порошок, огни потушены, кричал отчаянно, студентка рассеянна, тучи рассеяны ветром, исправленная рукопись, дети капризны и избалованны.

Готовимся к ЕГЭ А.12.

В каком ряду пропущена одна буква Н?

1) ране…ый, настоя…ый, застреле…ый

2) спасе…ый, написа…ый, мороже…ое

3) рукопись исправле…а, глаже…ые брюки, муче…к

4) вопросы запута…ы, купле…ый, балова…ый

А. 12 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Тума..ая мгла преграждала путь.

2) За стекля..ой дверью показалась чья-то фигура.

3) В центре поселка построе..а новая школа.

4) Перед нами расстилалось невспаха..ое поле.

А. 12.Вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

 

Рядом с мельницей – песча(1)ая поляна, затене(2)ая тополями, а у самой воды – камее(3)ый выступ, обвеша(4)ый какими-то причудливыми растениями.

1)​ 1, 2, 3 ,4

2)​ 2, 3, 4

3)​ 3

4)​ 2, 4

Исправьте допущенные ошибки, объясните свое решение:

1)​ Подарил Морозко девице на приданное сундук, серебром кованый, и позолоченую шкатулку, драгоценными камнями изукрашеную.

2)​ Золушка, утомленная балом, легкомысленно забыла подаренную феей серебрянную туфельку в гостинной.

3)​ Василиса Премудрая ночью скидывала лягушинную кожаную одежку, надевала полотняный сарафан и медленно выходила во двор.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Контроль в форме сличения с эталоном;

оценка; коррекция

Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное достраивание; восполнение недостающих компонентов

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

Самостоятельная работа

Работа с текстом

1. Прочитай текст ознакомительным чтением.

1)Полтора часа добирались мы по (не)хожен_ым занесен_ым снегом тропинкам до отдален_ой охотничьей избушк_.2) Скр_пучая дверь ведущ_я внутрь дома была навеше_на на косяк мощными кован_ыми петлями. 3)Войдя в дом и включив освещение мы огл_делись. 4)Хозяина дома (н_)ок_залось но нас явно ждали. 5)Посреди комнаты стоял крепко сколочен_ый стол застелен_ый домоткан_ой полотнян_ной скатертью. 6)Его укр_шали гиган_ских размеров тарелки с ржан_ыми лепешками и еще теплыми маслян_ыми оладьями чайник с крепким чаем и банка с клюквен_ым вареньем. 7)Чуть в ст_роне распол_гались глинян_ые миски лежали деревян_ые ложки.

8)На жарко натоплен_ой печке мы обн_ружили сковороду с картошкой жарен_ой на растительном масл_ две банки тушен_ой говядины и ароматные щи в чугун_ом котелке.9) Из рюкзаков извл_кли свои припасы сгущ_н_ое молоко копч_н_ую колбасу испеч_н_ые бабушкой пиро_ки с яблоками и с капустой. 10)Садится за стол без хозяина было неудобно и мы принялись увлеч_н_о разглядывать комнату.

11)По стенам были развеше_ны карты мес_ности какие(то) графики (н_)большие пейзажи писан_ые маслян_ыми красками. 12)В углу стоял старин_ый сундук отделан_ый тиснен_ой кожей.13) Разгл_деть ост_льное мы в тот вечер (н_) успели потому что пришел хозяин старин_ый приятель нашего дедушки долгие годы работающий лесничим в охотхозяйстве.

14)После сытного ужина нас см_рил сон. 15)Едва укрывшись стеган_ыми одеялами мы немедлен_о заснули. 16)Так завершился первый день наших зимних каникул.

2. Из предложений 10-16 выпишите наречия. Запишите слова, от которых они образованы.

3. В предложениях 1-4 найдите краткое причастие. Образуйте полную форму этого причастия.

4. Распределите слова с пропущенными орфограммами на виды орфограмм. Объясните графически правописание.

5. Назовите все виды пунктограмм, пропущенных в тексте. Приведите по 1 примеру на каждый вид.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Составление плана и последовательности действий; оценка; контроль

Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подведение итогов урока

- Таким образом, подведем итог нашей работы.

- Что для нас значит владеть правилом написания «Н и НН в различных частях речи?

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

рефлексия

   

Домашнее задание

- В образовательной сети «Дневник. ру» я каждому из вас выдала ссылку на он-лайн тест, разработанный мною для вас в системе Google. Я проверю ваши работы тоже в режиме он-лайн. На следующий уроке вам предстоит выполнить контрольную работу (задания в формате ЕГЭ) в таком же режиме.

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dEstdkoxS0llZEFHbXFXc015ZUprRWc6MQ

 

 

Литература

1.​  Ажалиев, Р. Х., Плотников, Е. И. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Методическое пособие/ Р. Х. Ажалиев, Е. И. Плотников. Министерство образования и науки Астраханской области.- Астрахань, 2008

2.​ Асмолов, А. Г., Бурменская Г. В., Володарская, И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2011

3.​ Вялкова, Г. М. Рабочая программа по русскому языку.(по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского) М.: Планета, 2012 (Образовательный стандарт)

4.​ Вялкова, Г. М. Подготовка учащихся 11 класса к выполнению первой и второй частей (заданий А и В) теста в формате ЕГЭ: Рабочая тетрадь/ Г. М. Вялкова; рецензент Т. А. Чернова. – Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2009

5.​ Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 класс): учебно-методическое пособие/ Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. – М. : Планета, 2012

 

6.​ 

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

     

Литература

(Из книги «Методическое пособие Правописание –Н- и –НН_ в суффиксах разных частей речи» Астрахань-2008 Министерство образования и науки Астраханской области Областное государственное общеобразовательное учреждение «Школа одаренных детей им. А. П. Гужвина» Составители: Р. Х. ажалиев, Е. Н. Плотникова)

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: varvara04
Просмотров: 1553 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА