Воскресенье, 06:22 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Сценарий занятия по комплексному применению знаний в школьной театральной студии (для детей 10 - 11 лет).
01.11.2014, 12:07

ВЕНГЕРОВИЧ МАРИНА ИЛЬИНИЧНА,

педагог дополнительного образования,

МБОУ «Северодвинская городская гимназия»

 

Сценарий занятия по комплексному применению знаний

в школьной театральной студии

(для детей 10 - 11 лет).

 

Современные Федеральные государственные стандарты (ФГОС) ориентируют педагогов на интеграцию базисного и дополнительного образования. В рамках ФОГС во главу угла ставится личность обучающегося и формирование у него различных видов универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Концепция данного занятия - внутренняя интеграция между предметами дополнительного образования и формирование, благодаря этому, УУД . В системе занятий с детьми по сценическим дисциплинам комплексные занятия наиболее технологичны, т.к. позволяют формировать УУД различных видов, обращаясь к любой учебной теме неоднократно, постоянно повторяя, закрепляя и постоянно усложняя ЗУН (знания, умения и навыки). Для младших школьников эффективной формой занятия по комплексному применению знаний является дидактическая игра, как сюжетная, так и бессюжетная. Любой вид игры помогает сконцентрировать и удерживать внимание детей, активизирует их воображение, побуждает к творческому действию.

Предлагаемое занятие по своему типу двоякое - это и 1) урок комплексного применения знаний и 2) урок по закреплению знаний. Такое занятие с позиций педагогической технологии может стать системообразующим компонентом в технологической цепочке при конструировании системы занятий.

По форме предлагаемое занятие - дидактическая сюжетная игра;

вид игры - игра-путешествие;

название игры – "Приключения команды спасателей в стране сказок".

Основной метод занятия - частично-поисковый (дети самостоятельно и с подсказкой педагога ищут пути и способы для творческого выполнения заданий).

Методы и приёмы работы, применяемые на занятии: сценические этюды, пластические импровизации, творческие задания, сравнение;

вид деятельности детей на занятии - коллективный, групповой, работа в парах, индивидуальный.

Занятие включает в свою структуру элементы следующих учебных тем по трём предметам в комплексе:

I. Предмет –

Актёрское мастерство.

II. Предмет-

Сценическая речь.

III. Предмет-

Сценическое движение.

1. Сценическое отношение к предмету, объекту, партнёру, к месту действия.

2. Предлагаемые обстоятельства.

3. Сценическое внимание, цепочка "видений".

4. Текст, "подтекст".

5. Сценическая вера, сценическая правда.

1. Фонационное дыхание.

2. Голосовые регистры.

3. Опора звука.

4. Атака звука.

5. Интонирование.

1. Мизансцена тела в пространстве.

2. Речедвигательная координация.

3. Вокально-двигательная координация.

4. Темпо-ритм сценического движения.

5. Специальные сценические навыки (падения).

Цель занятия:
формирование различных видов УУД по основам внутренней актёрской техники в комплексе.
Задачи занятия:
1. вызвать импровизационное самочувствие;
2. развивать воображение, фантазию, внимание, память, внутреннее зрение (цепочка "видений");
3. развивать способность к индивидуальному и коллективному активному творческому действию;
4. вырабатывать сценическое отношение к объекту, партнёру, месту действия и обстоятельствам действия;
5. развивать чувство сценической свободы, сценической правды и веры;
6. вырабатывать фонационное дыхание, чувство опоры дыхания, чувство опоры и атаки звука, перехода из одного голосового регистра
в другой;
7. вырабатывать живые, органичные, яркие интонации в речи;
8. формировать чёткую дикцию.

Обязательные условия для проведения занятия: хорошо проветренное чистое помещение и доброжелательная творческая атмосфера.

 

Задания преподавателя детям

Характер упражнения, входящего в задание

Цель упражнения

Задачи к упражнению для участников игры

 

До начала занятия, пока все дети собираются, педагог просит ребят создать так называемый "задел" - построить из стульев, столов, скамеек фантастическое транспортное средство для путешествия спасателей (корабль, воздушный шар, машину времени, супер вездеход и т.п.) в зависимости от фантазии детей. Объект построен. Начинается путешествие.

 

На воображение, сценическую пристройку, на отношение к объекту.

 

Создать настрой на совместное творчество; развивать воображение и фантазию.

Каждый пристраивает свой предмет к уже поставленному; конструкция должна быть надёжной; у каждого участника должно оказаться своё место на вновь построенном объекте.

Каждый спасатель придумывает себе короткое звучное имя. Затем называет "своё имя" громко вслух. Первый произносит только своё имя, следующий - имя первого, затем своё и т.д., последний человек в этой цепочке должен сначала назвать все имена в правильном порядке и только потом - своё. Затем в обратном порядке называем имя + придуманную должность спасателя. Например, 1-й: "Гир - главный механик"; 2-й: "Гир - главный механик. Тур - директор спасателей", 3-й: "Гир - главный механик. Тур - директор спасателей. Лота - врач" и т.д.

На внимание и воображение.

Развивать память, умение активно слушать партнёра.

Произносить имена и фразы громко, чётко, в строгом порядке.

Придумать название команде.

(Работать индивидуально или в небольших группах).

На воображение и фантазию.

Развивать способность к коллективному творчеству.

Из всех предложенных названий выбрать одно.

Объявляется готовность N1. Всем встать. Проверить все системы «машины». Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую - на ребра (для контроля). На счёт 1-3, задержка воздуха, на счёт “раз”, медленный плавный выдох на звуках "ф", "с", "ш" (звуки произносить сначала по отдельности, затем все вместе "ффссшш"). Повторить несколько раз.

На дыхание, дикцию.

Развивать дикцию, диафрагмально-рёберное дыхание, вырабатывать чувство опоры дыхания.

Дыхание осуществлять свободно, без напряжения, при вдохе плечи не поднимать; звуки произносить чётко и громко.

Проверим запасы кислорода для экстренных случаев. И.п. то же. На счёт 1-2 - глубокий вдох, на счёт "раз" задержка дыхания и на выдохе плавный счёт вслух от 1-10. Затем добрать воздух и продолжить счёт от 15-30.

На дыхание.

Вырабатывать правильное фонационное дыхание.

Считать спокойно, ровно, чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха; добирать воздух бесшумно.

Осуществить проверку резиновых деталей "машины" (это могут быть шины и пр.). Объединиться в пары. Один изображает спасателя, другой - резиновую деталь. Придумать название и назначение детали. Спасатель "надувает" "резиновую деталь", имитируя прерывистый звук "ш-ш-ш-ш", осуществляемый на выдохе с незаметным добором воздуха, а человек, изображающий "резиновую деталь" имитирует на выдохе звук спускающей воздух резины "сссс...". Меняются ролями.

На дыхание, дикцию, сценическое отношение к партнёру; на мышечное расслабление и напряжение мышц.

Та же + развивать чувство сценической свободы.

Представить себе форму и вид предмета из резины, пластически изобразить его в движении (надувание, фиксация позы, сдувание).

Из страны сказок поступил сигнал о помощи, но он зашифрован. Играющие объединяются в 2 группы: "передающие" и "дешифровальщики". "Передающие" должны без слов показать, что и в какой сказке случилось, а "дешифровальщики" должны понять их (например, показываем пластически, как девочка собирает цветы, а на неё кидается волк - сигнал о помощи из сказки "Красная шапочка").

На внимание, воображение, чувство правды и веры, мизансцену тела в пространстве.

Развивать импровизационное самочувствие;

умение активно смотреть и анализировать.

Показ осуществлять чётко, кратко, ярко; внимательно наблюдать за действиями партнёров.

Отправляемся на помощь друзьям из страны сказок. Все готовы к действию? Заняли свои места на «машине». Хором произвести обратный счёт от 10 до 1 и сказать "Пуск!" Поехали! По хлопку педагога 1-й задаёт любой звук, имитирующий движение (вой сирены, шум мотора, свист ветра и т.п.), остальные подхватывают, затем – 2-й и т.д. Команда: «Стоп! Приехали!»

 

На различные виды выдыхания, фантазию.

Вырабатывать навыки хорового звучания; развивать различные виды выдыхания.

Каждый звук движения повторяется хором 3 раза. Внимательно слушать своих партнёров, чтобы получился дружный хор.

Здесь нас ждёт загадочное письмо с пометкой "спасателям". Текст письма – скороговорка "Около кола колокола". Нужно искать волшебные колокола. В стране сказок передвигаться можно только пешком. Встаём "гуськом" по кругу и продолжаем путешествие. Но злые силы (баба Яга, ведьма и т.п.) строят свои козни - перед нами "зыбучие пески", песок горячий, "болото с высокими кочками", "речка" с холодной водой. Заходим все глубже, плывём. Чтобы разрушить злые чары говорим хором "заклинание": «Корабли лавировали, лавировали и вылавировали». Останавливаться нельзя. "Тропинка" от речки ведёт в гору и "по краю скалы над обрывом", в "узкий туннель", где приходится идти в полу-приседе. Дальше - через "расщелину" по узкой "доске". Поднялся "ураган", бежим (бег на месте),

речь из-за "ветра" медленная. "Ветер" "стих", идём медленно (устали), но заклинание-скороговорку произносим убыстряя темп тихо, громче и совсем громко.

Путь свободен, но мы захромали на правую ногу, нам запорошило глаза (моргаем, хромаем), вздыхаем: "О-хо-хо",- левой рукой потираем "синяк" на голове (набили в "туннеле"), правой рукой "отгоняем комаров", присоединяем звук "ззз".

На воображение, чувство правды и веры; атаку звука; дикцию; речедвигательную координацию; опору дыхания и звука (речь в движении); смену темпо-ритма.

Развивать гибкость всего тела, умение достигать мышечной свободы и пластической выразительности; развивать вообра-жение ("цепочка видений"); развивать сценическое внимание.

Все действия выполняются чётко; слушать внимательно "подсказ" педагога, не прекращая действия, меняя его в соответствии с командой.

 

Впереди "поле с маками". Остановка. Восхищаемся (хором): "Ах, какая прелесть". "Ах, как чудесно". "Ах, как хорошо!" Нюхаем "цветы", выдох медленный, плавный. Начинаем "засыпать", т.к. маки сонные цветы. По очереди произносим: "Ах, какой ужас! Хочу спать!" Замедляем темп речи. Зевки, потягивания, все "засыпаем", совершая пластическое медленное падение на пол, расслабляем все мышцы тела. "Сон".

 

На опору дыхания и звука; атаку звука (3 вида); чувство правды и веры; растягивание глотки; сценическое падение и расслабление мышц тела.

 

Вырабатывать чувство опоры дыхания и звука, развивать фонационное дыхание, специальные сценические навыки (падение).

 

После вдыхания совершать медленный, плавный выдох, при "падении" совершить медленный перенос центра тяжести на одну ногу, постепенно расслабляя мышцы тела; чётко произносить текст упражнения.

Вечер. Маки закрываются. Половина детей (через человека) проснулись. Они медленно поднимаются. Задача: поднять остальных. "Проснись!" - будит каждый из них по одному товарищу, сначала тихо, громче, громко, очень громко.

На тренировку различных групп мышц; на силу голоса; на взаимодействие с партнёрами.

Вырабатывать навыки варьирования силы голоса.

"Просыпаться" медленно, постепенно приводя в движение разные части тела, разминая их после "сна".

Пора подкрепиться. Развернули скатерть самобранку. Каждый повторяет несколько раз: "Ам!" - выталкивая звук диафрагмой. На десерт - мороженое. «Лижем» его. Тает. Убыстряем темп. Перекусили. Спешим дальше.

На опору звука, на растягивание глотки.

Вырабатывать чувство опоры звука; тренировать речевой аппарат (глотку).

Следить, чтобы звук "Ам!" шёл от диафрагмы, почти без участия голосовых связок.

Но вот беда, опять ловушка. Попали в Зазеркалье. Встали парами друг напротив друга, выполняем упражнение "Зеркало", повторяя движения друг друга.

На сценическое внимание.

Развивать координацию движений.

Движения задавать несложные, чёткие, присоединить мимику.

Звучит музыка – это поляна танцев. Танцуем произвольно. Музыка обрывается. Застываем в разных позах. Нужно оправдать свою позу: дерево, согнутое ветром и др. После оправдания позы "отмираем".

На воображение, фантазию.

Развивать мышечную свободу, импровизационное самочувствие.

Оригинально оправдать позу.

Опасная поляна осталась позади, но злые силы поставили перед "спасателями" стену. "Ощупываем" и оцениваем воображаемую стену. Как же её разрушить? Произносим скороговорку-заклинание, как просьбу, как приказ, как предупреждение. Не действует. Нужно произнести трудноговорку с убыстрением темпа речи: « Вылит колокол, отлит колокол, да не по-колоколовски, надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать". Кто смелый?

На пластику тела; интонирование, дикцию и артикуляцию.

Развивать пластику тела, дикцию.

Фиксировать движения рук.

Интонационно как можно ярче и точнее окрасить текст в соответствии с "подтекстом".

Мы у заветного колокола. Стоит в него ударить, как добро в стране сказок восторжествует. Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена. Упражнение "Колокола" (читаем хором, объединив детей в небольшие группы по регистрам). В грудном регистре, что за гром? Бум! Бом! Бум! Бом! (произнести с разной громкостью и скоростью, оправдать это). А в среднем – гул на целый дом. Бим-бом! Бим-бом! (произносить с разной громкостью и скоростью). Вот в головном чистейший звон: Динь-дон! Динь-дон! И все звонит, гудит им в тон. Бум-бом! Динь-дон! Бум-бом! Бим-бом! Динь-дон!

На звучание голоса.

Вырабатывать навыки хорового произношения разной громкости, скорости и высоты звучания; плавного перехода из одного голосового регистра в другой.

Во время произношения текста прислушиваться к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Следить за дикцией и плавным дыханием, слушать партнёра.

Вот и выполнили "спасатели" свою работу, пора домой. Злые чары больше не действуют, и наша машина стоит перед нами. Все по местам! Приготовились к пуску. Обратный счёт хором от 10-1, "Пуск!". "Звукоподражание". "Приземление".

На память, внимание, на различные виды выдыхания.

Развивать фонационное дыхание; внимание, память.

Занять строго свои места, постараться "пуск" произвести так же, как и вначале.

"Машина" ставится на консервацию (конструкция разбирается, стулья, столы, скамейки дети ставят по местам).

На ловкость, внимание, память, на коллективное действие.

Приучить детей к аккуратности, самодисциплине, к уборке своего рабочего места (сценической площадки).

Быстро, без суеты и шума расставить все по своим местам. Проверить: все ли на своём месте.

Все члены команды садятся за стол. Проводим блиц-обсуждение операции. Каждый даёт свою оценку в 3-4-х фразах: о действиях команды, о своих действиях и о действиях партнёров.

Все награждаются ЦСЦ(Центром сказочного царства) специальными медалями (изготовленными заранее ) за спасение сказочных героев.

Занятие закончено. Всем спасибо. До свидания, до новых приключений!

Рефлексия.

Научить объективно анализировать свои действия и доброжелательно, оценивать действия партнёров.

Высказать своё мнение: что удалось команде, а что нет, кто отличился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

у детей сформировались различные виды УУД по основам внутренней актёрской техники, а также логические и коммуникативные УУД. Этому способствовали раскрытые ими на предыдущих проблемных занятиях "актёрские секреты", а именно:

1. сценическое отношение к объекту, партнёру, месту действия, это – воспринимаю, как дано, отношусь, как задано (вижу стул на полу в комнате, но отношусь к нему, как к слону в зоопарке в летнюю жару или как к холодному, скользкому камню в горной речке и т.п.);

2. сценическая свобода - свободное от излишнего напряжения тело;

3. чувство правды, сценическая вера - отношусь к сценическому вымыслу, как к подлинной правде жизни, правдиво, а не приблизительно совершаю действия с предметом и без него в любых предлагаемых обстоятельствах (времени, места, причины);

4. непрерывная "кинолента видений" во время сценического действия – видение внутренним зрением того, о чем думаешь по ходу действия;

5. сценическое "если бы" (сижу на стуле, а если бы сидел на раскалённой плите, на крыше вагона, на иголках и т.п.);

6. "подтекст", без которого не может звучать текст на сцене, "подтекст" подсказывает нужные интонации, нужное физическое самочувствие на сцене - говорю "Здравствуйте" ("текст"), а думаю "Тебя тут только и не хватало!" ("подтекст"). Тогда приветствие будет звучать не безразлично, а с интонациями иронии и ехидства "Здрас-с-с-те";

7. «труакар» (от французского слова ¾)- самое выгодное расположение актёра на сцене, поворот к зрителям на ¾.

8. опора звука и дыхания - на диафрагму;

9. фонационное дыхание - вдыхать глубоко, не перебирать дыхание при вдохе, незаметно пополнять запас воздуха, не задерживать дыхание в паузах, не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.

 

Литература:

1.     Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. -М.: 1986;

2.     Галендеев В.Н. Не только о сценической речи. Монография. СПб.: СПГАТИ;

3.     Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. -Л.,М.: 67;

4.     Кнебль М.О. Слово в творчестве актера. -М.: ВТО, 70;

5.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: «КАРО», 2001.

6.     Кох И.Е. Основы сценического движения, 38 уроков. -Л., М.: "Искусство, 70;

7.     Кубасова О.В. Выразительное чтение. Пособие для студентов. М.: Изд. Центр "Академия", 1998;

8.     Ремез О.Я. Мастерство режиссёра. -М.: 1983;2006;

9.     Станиславский К.С. Работа актёра над собой. -М.: Иск., 2012;

10.                       Станиславский К.С. СС т.3 гл. Голос и речь; -М.: Иск., 2012;

11.                       Станиславский К.С. СС т.3 гл. Искусство представления. -М.: Иск., 2012;

12.                       Станиславский К.С. СС т.3 гл. Развитие выразительности тела. -М.: Иск., 2012;

13.                       Топорков В.О. О технике актёра. -М.: ВТО, 68;

14.                       Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2005;

15.                       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Марина555
Просмотров: 408 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА