Пятница, 10:45 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Сценарий урока по музыке «Портрет в музыке» Урок в 3 классе, I четверть
26.10.2015, 10:38

Сценарий  урока по музыке  «Портрет в музыке»

Урок в 3 классе, I четверть

(«Музыка. 3 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)

Рахматуллина Лейсан Халиловна

Учитель музыки

МБОУ Федоровская СОШ№1

Тема: «Портрет в музыке»

Цель: сформировать понятие интонационная выразительность музыки.

Задачи: осмысление интонационной выразительности музыки; воплощение эмоциональных состояний в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, пластическое интонирование); применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать специфику изображения  человеческого характера в музыке через интонационную выразительность.

Музыкальное сопровождение: С.С.Прокофьев «Болтунья».

Оформление доски: мультимедийная презентация (текст, портрет и фото композитора)  и оформление таблицы (ответы детей).

Ход урока

I.                   Музыкальная разминка

Разучивается скороговорка «Виноград» и попевка «В путь» (поется от разных звуков восходящей хроматической гаммы).

 

II.                Актуализация ранее полученных знаний

Учащимся предлагается прочитать на доске текст  (отрывок из музыкальной сказки С.Прокофьева «Петя и волк»), характеризующий главного героя сказки. Учащиеся должны вспомнить автора, название музыкального произведения и объяснить, что помогло им это сделать быстро и точно (описание внешнего вида, характера и настроение главного героя).

Далее на проекторе высвечивается портрет композитора (детский и во взрослой жизни) и предлагается узнать: кто изображен и каким они его видят? В итоге следует выяснить, что разные виды искусства в портретном жанре используют свои средства выразительности (описание словом, описание красками).

- Объясните значение слова «портрет»? (изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства; портрет в литературе - словесное описание характера своих героев, изображение внешности героев, движений, жестов, манер)

- А можно ли в музыке создать портрет людей разного характера, настроения? Какие  средства выражения для этого существуют? (мелодия,  темп и т.д.) Выделите среди них самое главное средство, которое наиболее точно передает настроение? (характер мелодии)

- Какие портреты «нарисовала» музыка С.Прокофьева в знакомой вам сказке «Петя и волк»? (дедушка, утка, птичка, охотники)

- Что помогает увидеть в музыке появление нового персонажа, понять его характер, поведение? (каждый персонаж имеет свою тему, тембр разных музыкальных инструментов и т.д.)

 

III. Знакомство с новым материалом

Объявление темы урока «Музыкальный портрет» и раскрытие учителем познавательной информации о таланте С.С.Прокофьева

- Какие произведения композитора С.С. Прокофьева вы еще знаете?

- Никто из композиторов не  посвятил детям столько прекрасных произведений, как С.Прокофьев... Талант юного композитора проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он был принят в консерваторию, которую  отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор.

- С.С.Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев, особенно в детской музыке. Для каждого героя произведений композитор находит особые средства выразительности, которые наиболее точно характеризуют музыкальный образ. Всё это хорошо слышно в его музыке и в этом мы сегодня еще раз убедимся.

 

IV. Слушание и анализ музыкального произведения.

Музыкальное произведение звучит без объявления названия.

 - Послушайте песню о девочке по имени Лида. Она примерно такого же возраста как и вы, со своими мыслями и переживаниями. Закройте глаза и попробуйте представить главную героиню…

Звучит музыка С.С.Прокофьева «Болтунья» на стихи А.Барто

- Какой вы её себе представили? (тараторка, резвая, игривая, болтунья…)

- Как бы вы назвали эту песню? («Болтунья»).

- Какие выразительные средства музыки прорисовывают детали этого образа? (торопливый характер мелодии, быстрый темп, динамический контраст и т.д.)

-– Предположите как она выглядит? Её внешний вид? Взгляд? Как ведет себя? Покажите как ходит? Как разговаривает? (заполнить таблицу на доске)

 

1.В начале неторопливо, важно и деловито, руки держит за спиной, ходит из стороны в сторону…

 

Спокойная, ровная интонация выражает ее личное отношение к ситуации

2. Затем её настроение резко меняется, говорит скороговоркой, очень быстро, суетится, машет руками, движения резкие и комичные…

 

Ее интонация в голосе выражает её чувства - возмущение, недовольство, переходящее в крик…

 

- Итак, услышав музыку, в нашем воображении возник музыкальный портрет - образ болтуньи Лиды.  Как вы думаете, какой характер у этой девочки?

 

3. Характер неровный; сама не знает чего она хочет, берется за все и сразу, несерьезная и легкомысленная, непослушная и неорганизованная…

 

- С какой интонацией звучит голос Лиды в самом начале песни? (спокойно, ровно). Спокойная, ровная интонация выражает ее личное отношение к ситуации, ее чувства – интонация выразительная.

Разучивание припева. Пение и пластическое интонирование

- Как изменяется дальше интонация ее голоса? (звучит возмущенно, крикливо, резко). Ее интонация в голосе выражает возбуждение, недовольство, переходящее в крик – интонация выразительная.

- Какая из этих двух интонаций всегда повторяется – первая А или вторая В?

(первая интонация А повторяется в виде припева)

- Нарисуйте схематично буквами музыкальную форму этого произведения?

АВАCADА

 

- Автор выбрал эту форму и порядок изложения музыки не случайно. Представьте, что автор сложил форму иначе, поменяйте местами А и В… Возможно ли это? Почему? (непонятно и нелепо)

- Как вы считаете, почему песня начинается с припева – повторяющейся части (рефрен), не с куплета (разный эпизод, изменяющаяся часть)?

(в части А Лида уверяет всех, что она не болтунья, выражая свое личное отношение  и уверенность в том, что в этой  ситуации все выдумывают про ее болтливость:  «А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!»)

- Согласны ли вы с её  мнением? Почему?  Как вы думаете, почему ей все время некогда? (не слушает и не слышит других, не прислушивается к мнению других людей…)

- Какой бы вы дали совет этой девочке?  Над чем ей стоит подумать и надо ли ей что-то менять в своем поведении? (рассчитывать и распределять свое время, соизмерять свои «могу» и  «хочу» и т.д.)

 

 

4. Совет  - ответы детей

 

 

V. Блицопрос

- Можно ли в музыкальной интонации разглядеть, почувствовать, увидеть человека и его характер? При помощи каких выразительных средств?

- Какое средство среди них наиболее точно отображает специфику изображения человеческого характера в музыке?

- Что такое интонация? Какая связь существует между речевой и музыкальной интонацией?

- С какой интонацией вы чаще всего разговариваете? От чего это зависит?

 

VI. Домашнее задание

- Выполните домашнее задание 1 из 3 на выбор:

1) подготовить рисунок к песне и дополнить ответ (дать совет)

2) сыграть роль Лиды

3) выучить наизусть припев

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: rleisan
Просмотров: 868 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 superagg2012   (13.11.2015 20:31)
Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям
Создаются условия для формирования УУД
Хорошая мотивировка учащихся
Широкий спектр заданий развивающего характера
Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока
Часто используются ситуации диалога, обмена мнений
Учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся
На уроке постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся
Заключение: высоко оценить методику учителя в разработке структуры урока

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА