Воскресенье, 14:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Программы элективных курсов для 10-11 классов по курсу "Личность в истории"
03.06.2014, 10:08
Элективный курс «Личность в истории»
Пояснительная записка
10 класс
Рабочая программа элективного курса для 10 классов «Личность в истории» составлена на основе авторской программы «Личность и история России» составитель Н.И.Чеботарев.
Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.
Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.
Задачами курса являются:
-повышение интереса к историческим закономерностям;
-формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
-умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
-воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности.
Основными целями курса являются:
-развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
-формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
-воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
-восприятие с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
-формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
-развитие умения разграничивать
-восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
-знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
-формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
-развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программы представляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческоо материала развивать у учащихся специальные навыки и умения. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
--анализ и сопоставление фактов;
-оформление письменных сообщений;
-анализ документов;
-поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
-поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
-поиск признания найденного решения окружающими;
-выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
-умение использовать свой собственный опыт.
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса:
-исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы);
-планирование и разработка учебных действий, сбор данных(накопление фактов, наблюдений, доказательств);
-анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
-лекции с последующим опросом;
-лекции с обсуждением документов;
-беседы;
-семинары;
-практические занятия;
--конференции;
-заседания круглых столов;
-анализ альтернативных ситуаций;
-работа в группах, парах, индивидуально;
-творческие работы;
-защита проектов.
Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение. Оценки персонажей и фактов.
Курс рассчитан на 34 часа.
Программа курса
Тема 1. Введение (1ч)
1.Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II- их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.
Тема 2.Великие Рюриковичи (25 ч)
Киевская Русь (5ч)
Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги.
Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.
Олег – победитель греков.
Олег – основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав.
Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Уроки и погосты. Ольга-первая христианка на Руси. Святослав – полководец и дипломат.
Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.
Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца…» (12 ч)
Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк.
Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
Владимир Мономах.
Правление Владимира Мономаха.
«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».
Юрий Долгорукий.
Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.
Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо – «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».
Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах.
Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.
Святой Александр Невский.
Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
Великий князь Михаил Ярославич – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский.
Соперничество Михаила Ярославича Тверского и князя Юрия Даниловича Московского.
Иван Данилович Калита.
Дмитрий Иванович Донской.
Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.
Русь неделимая, единая, долговечная… (8 ч)
Самодержцы земли Русской.
Самодержавная власть. Условия создание Московского государства.
Иван Васильевич, князь и самодержец.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог.
Присоединение Ростовской, Новгородской, тверской, Втской земель. Строительство Московского Кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».
Князь Василий Иванович, великий государь.
Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи – «Москва – третий Рим».
Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный.
Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547г. – венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады. – реформы. Созыв Земского собора. «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василия Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.
Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов.
Второй сын Ивана IV – болезный и нерешительный – передача власти шурину царя – Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.
Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского.
Венчание Лжедмитрия на царствование под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I.
Тема 3. Великие Романовы (9 ч)
Путь к абсолютизму (4 ч)
Державный сын и светоносец во тьме… государь Михаил Федорович.
«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.
Алексей Михайлович – «царь-Солнце».
Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С. Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
Федор Тишайший. Царевна Софья.
Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичное сожжение разрядных книг.
Регентство царевны Софьи.
Царь Петр Алексеевич – Великий.
Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.
Эпоха дворцовых переворотов (3 ч)
Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны.
Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А.Д.Меньшикова. смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны.
Елизавета Петровна и Петр III .
«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский)
Петр III – « Он не был злым, но его ограниченность – недостаток воспитания… Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской».
Екатерина II. Павел I и Александр I.
«Екатерина II умела не только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».
Правление Павла I – время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных.
Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. « Сфинкс – неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин).
Эпоха самодержавных преобразований (2 часа).
Николай I – жандарм Европы и Александр II – Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канрина. Указ об «обязанных крестьянах».
Николай I – умный и расчетливый политик.
Александр II. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
Александр III и Николай II.
Контрреформы Александра III.
Царствование Николая II. « На рубеже веков у царской власти была лишь одна несущая политическая задача – во что бы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).
Итоговое занятие (2 часа).

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 11 классов «Личность в истории» составлена на основе авторской программы «Герои и изгои революции» составитель Н.И.Чеботарев.
Охвачен период революционного обновления в России. В стране проводятся радикальные реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление первого государства, учреждение прав и достоинств личности. Перемены эти совершаются в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения разных людей и взглядов, острых споров и дебатов.
Обсуждаются такие вопросы, как положение человека в обществе, его ответственность за судьбу страны. Люди хотят знать историческую правду, всматриваясь в летопись ушедших поколений. Широкое распространение в исторической литературе получила так называемая «фигура умолчания». Как известно, жертвами массовых репрессий, беззакония и произошла по вине Сталина и его окружения стали в 30-х годах многие государственные и политические деятели. На долгие годы их имена незаслуженно были преданы забвению. И только недавно они возвращены истории. Большинство из них были яркими, талантливыми и одаренными людьми. Это – неоднозначные фигуры, но отличительной их чертой являлась убежденность. У каждого было свое видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих идей, верили в идеал.
Это были самые закрытые фигуры в Советским Союзе. Ни при жизни, ни даже после смерти не было известно об их семьях, увлечениях, человеческих качествах. Тайной было окутано все : и путь наверх, не всегда прямой и честный ; и низвержение с Олимпа, как правило неожиданное, связанное с интригами, подковерными схватками, а то и с откровенным предательством.
Цели:
Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому историческому опыту;
Побуждения учащихся к размышлению о судьбах людей в «царстве страха и крови», о роли личности в истории;
Расширение представления о трагических страницах в истории нашего народа, которые никогда не должны повториться.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, и их участниках;
Самостоятельно приобретать знания;
Устанавливать сходство и различия эпох и времен;
Составлять биографическую справку, давать обобщенную оценку личности;
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
Излагать оценки событий личностей, приводимые в учебной литературе;
Определять и аргументировать свое отношение и оценку событий личностей.
Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории советского государства, предполагает большую самостоятельную работу с документами, анализ первоисточников, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода Российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляется в раскрытии персоналий.
Ориентация на проблемное изложение, удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует к выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другую, развивая творческие способности и умения выражать свои чувства словами.
В процессе работы учащиеся приобретают следующие умения:
Использовать конкретные исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
Работать с научно-популярной и справочной литературой;
Владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных представлением результатов самостоятельных микроисследований;
Анализировать и сопоставлять факты и документы.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы:
Лекции с последующим опросом;
Лекции с обсуждением документов;
Беседы, семинары, практические работы.
Измерителем обученности учащихся могут быть:
Проблемные задания;
Исторические диктанты;
Обобщающие вопросы;
Тесты.
Итогом работы по данному курсу могут стать самостоятельные рефераты или сообщения учащихся по конкретной теме.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа курса
Введение. У истоков сталинщины (2 часа).
Вводная лекция. Политические, экономические, идеологические предпосылки к установлению сталинской диктатуры. Внутри партийная борьба. Формирование тоталитарных политических структур.
Тема 1 . И. В. Сталин: триумф и трагедия ( 2 часа).
Биография. Семенарист Иосф Джугашвили. Путь в революцию. Испытание властью. Складывание культура личности.
Тема 2. Л. Д. Троцкий: демон революции ( 2 часа).
Семья Бронштейнов. Путь в революцию. Во главе реввоенсовета. Личность и революция. «Сталинский» обруч. Московские процессы. Пасынок эпохи.
Тема 3. Трагедия Алексея Рыкова (2 часа).
Биография. Во главе правительства. Рыков и Сталин: путь на обочину политической жизни.
Тема 4. Г. Я. Сокольников- первый нарком финансов (2часа).
Биография. Путь в революцию Деятельность на посту главы финансового ведомства. Политические предпочтения. Судебный процесс 1937 г.
Тема 5. Г. Е. Зиновьев» взлеты и падения (2 часа).
«Белые пятна» биографии. Зиновьев и Ленин. Политическая карьера а 1922- 1925 гг. Роль Зиновьева в «новой оппозиции» и «троицкистского- зиновьевской оппозиции»: правда и вымысел. Трагедия Зиновьева.
Тема 6. Л.Б. Каменьев: пунктир маршрута в эпохе (2 часа).
Биография. Дореволюционная деятельность. «Октябрьский эпизод». Биографическая кульминация 1919- 1926 гг. Внутрипартийная борьба. Августовский процесс 1936 г.
Тема 7 Н. И. Бухарин: страницы жизни (2 часа).
Биография. Бухарин и Ленин: единство и разногласия. Экономические воззрения. Политическое поражение Бухарина. Процесс 1938 г.
Тема 8. А. Шляпников (2часа).
Биография. Эмиграция (1908- 1914 гг.). Нарком труда. «Рабочая оппозиция» и дискуссия о профсоюзах. Дипломатическая высылка (1923г.). Расправа.
Тема 9. Нарком Г.В.Чичерин (2часа)
Биография. Шаги в политику. Первый дипломатический опыт. Непримиримость к диктату партии.
Тема 10. Нарком Литвинов – поборник коллективной безопасности (2 часа)
Биография. Первый этап дипломатической карьеры. Литвинов и Чичерин. «Эра Литвинова». Деятельность в Лиге Наций. Поворот в судьбе (1939г.). деятельность в годы Великой Отечественной войны.
Тема 11. В.М.Молотов – министр иностранных дел (2 часа)
Биография. Революционная деятельность. Участие в политических репрессиях 1930 г. Пакт Молотова-Риббентропа. Деятельность в 1941-1949 гг. Работа в «эру Хрущева». Феномен Молотова.
Тема 12. .Г. Раковский – политик, дипломат (2 часа)
Человек и политик, надолго преданный забвению. Мужество и стойкость в борьбе против утверждения единоличной власти Сталина.
Тема 13. Г.И. Петровский – боец ленинской партии (2 часа)
Биография. На посту наркома внутренних дел РСФСР. Теоретические разработки. Пример служения Отечеству.
Тема 14. Командарм тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе (2 часа)
Биография. Работа в ВСНХ: стиль и принципы. Личность в эпоху индустриализации. «Я не умею наполовину любить и ненавидеть».
Тема 15. Политическое развитие страны в 20-30 гг. Сопротивление сталинщине (2 часа)
Тема 16. Тоталитаризм как процесс (1 час)
Признаки тоталитарной системы. Причины недолговечности тоталитарных режимов. Возможности преобразования тоталитарных систем.
Заключительное занятие (1 час)
«Фигуры умолчания» возвращены истории. Итоговое собеседование.
Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Виола
Просмотров: 687 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА